Виды тормозных приводов. Принципиальная схема одно- двух и электропневматических тормозных приводов автомобилей с прицепом

К тормозным приводам автомобилей предъявляют следующие основные требования: обеспечение следящего действия, т.е. на режимах торможения и оттормаживания тормозные моменты, развиваемые тормозными механизмами, должны быть пропорциональны усилию, приложенному водителем к тормозной педали, и перемещению ее; время срабатывания при торможении не более 0,6 с, при оттормаживании 1,2 с; наличие в приводе рабочей тормозной системы не менее двух независимых контуров, чтобы в случае повреждения какой-либо части привода обеспечивалась остаточная эффективность рабочей тормозной системы не менее 50% предписанной; обеспечение автоматического торможения прицепа в случае его отрыва от тягача. Тормозные приводы могут быть гидравлические, пневматические и комбинированные. Пневматический привод, при котором тормозные механизмы приводятся в действие за счет использования энергии сжатого воздуха, применяют в тормозных системах грузовых автомобилей средней и большой грузоподъемности и автобусах. В легковых автомобилях особо малого и малого классов, а также в грузовых автомобилях и автобусах полной массой 1 т применяют гидравлические приводы, приводимые в действие водителем. Гидравлические приводы могут быть оснащены вакуумным, пневматическим или гидравлическим усилителем, который облегчает управление тормозной системой. На грузовых автомобилях и автопоездах большой и особо большой грузоподъемности используют комбинированные тормозные приводы (пневмогидравлические и электропневматические). Гидравлический тормозной привод. Различают гидравлические тормозные приводы прямого и непрямого действия. В первом случае водитель воздействует непосредственно на тормозные механизмы, Во втором случае помимо водителя в действии принимает участие усилитель. Гидравлический тормозной привод необходим для привода в действие устройств, соединенных последовательно или параллельно в зависимости от назначения и выполняемых функций. К ним относятся главные тормозные цилиндры, усилители, колесные тормозные цилиндры, гидронасосы, аккумуляторы, регистрирующая и предохранительная аппаратура. Пневматический тормозной привод. Применение пневмопривода облегчает и упрощает управление тормозной системой, создает возможность использования сжатого воздуха для различных целей. Однако изготовление и обслуживание пневмопривода сложнее, чем гидропривода. У него выше стоимость, больше время срабатывания и затраты мощности двигателя на привод компрессора. Пневмопривод состоит из следующих элементов: питающих – компрессор и ресиверы; управляющих – тормозные краны, клапаны управления тормозами прицепа и полуприцепа; исполнительных – тормозные камеры; регулирующих – регулятор давления и регулятор тормозных сил; улучшающих эксплуатационные качества и надежность – влагоотделители, защитные клапаны, сигнальные элементы. Тягач и прицеп могут соединяться по однопроводной, двухпроводной и комбинированной схеме. Принципиальная схема однопроводного привода. Тормозная система тягача соединена с тормозной системой прицепа одним трубопроводом с помощью соединительной головки. В расторможенном состоянии компрессор через регулятор давления подает сжатый воздух в ресиверы. Тормозные камеры соединены с атмосферой. При нажатии на тормозную педаль секция комбинированного тормозного крана соединяет тормозные камеры тягача с ресивером. Одновременно секция крана соединяет пневмолинию с атмосферой. Снижение давления сжатого воздуха в соединительной пневмолинии приводит к срабатыванию клапана воздухораспределителя. Благодаря этому сжатый воздух из ресивера подается в тормозные камеры прицепа. При этом сохраняется пропорциональность между усилием на тормозной педали и давлением сжатого воздуха в тормозных камерах. При отрыве прицепа происходит его торможение вследствие падения давления в пневмолинии. Недостаток однопроводной системы – так называемая «истощаемость» при частых торможениях. Принципиальная схема двухпроводного тормозного привода автопоезда. В этом случае тягач соединен с прицепом двумя пневмолиниями: питающей (соединительная головка) и управляющей (соединительная головка). В расторможенном состоянии тормозные камеры тягача и прицепа связаны с атмосферой через тормозной кран и воздухораспределитель. При работающем компрессоре сжатый воздух одновременно поступает в ресиверы тягача и прицепа. При нажатии на тормозную педаль тормозной кран тягача сообщает ресивер с тормозными камерами тягача. Сжатый воздух по управляющей пневмолинии поступает к воздухораспределителю, воздействуя на клапан, сообщающий ресивер с тормозными камерами прицепа. В процессе торможения в ресивер продолжает поступать сжатый воздух от ресивера тягача. Преимущества двухпроводной системы по сравнению с однопроводной: непрерывная зарядка ресивера прицепа, что обеспечивает надежную работу тормозов при многократных торможениях, и меньше время срабатывания.

Наши рекомендации