Внешний облик и половая самоидентичность
Результаты исследования физической привлекательности, которая тесно связана с состоянием психического здоровья индивида, свидетельствуют физическая привлекательность для женщин, более значима, чем для мужчин. В социальном плане привлекательная женщина может рассчитывать на больший выигрыш от производимого ею впечатления, чем привлекательный мужчина.
Исследования говорят также о том, что стереотипу мужественности соответствует мезоморфный тип, а стереотипу женственности – эктоморфный.
Мезоморфный тип телосложения считается идеальным типом мужской фигуры и ассоциируется с культурным эталоном.
Эктоморфный тип женской фигуры соответствует идеальному образу женского тела. Это объясняется стереотипным представлением, согласно которому стройность – признак внешней привлекательности женщины. По аналогии легко прийти к заключению, что сексуально-ролевые черты женственности ассоциируются именно с идеальным образом женского тела.
Из сказанного, однако, не следует, что тип телосложения индивида обязательно влияет на формирование его положительной «Я-концепции» и что люди реагируют друг на друга в соответствии с устойчивыми стереотипами.
Методика определения «Я-концепции»
Человек живет среди людей и на протяжении всей своей жизни испытывает их влияние. В нас звучат голоса близких, которые мы запомнили с детства, голоса учителей и многих других встретившихся нам в жизни людей. Представления о добре и зле, оценка поступков и обстоятельств, наши взгляды и суждения сложились в контакте (или же в споре, конфронтации) с другими. Когда звучащие в нас голоса перебивают друг друга, несогласованны и противоречивы, нам трудно принять решение и вообще понять себя.
Может сложиться неправильная жизненная программа, которая не осознается, в которую человек сознательно не вносит коррективы. Люди живут как бы с чужого голоса – и это неправильно. Еще неправильнее не хотеть ничего об этом знать. Те, кто не хотят ничего в себе менять, все равно не смогут не измениться, хотя бы потому, что время меняет нас, не спрашивая ни совета, ни разрешения.
Упражнение «Мое самовосприятие» (по Р. Бернсу)
Взгляните на схему (Схема 1). Какие из приведенных характеристик Вы можете отнести к себе? Отметьте, какие из них, на Ваш взгляд, наиболее устойчивы для Вас?
Меня это радует | Мне это безразлично | Мне это неприятно | |
Я счастливый | |||
У меня ничего не ладится | |||
Я тугодум | |||
Я неуклюжий | |||
Я зануда | |||
Я неудачник | |||
Я добросовестный | |||
Я обманщик | |||
Я интроверт | |||
Я фантазер | |||
Я оптимист | |||
Я человек надежный | |||
Я раздражительный | |||
Я хороший друг | |||
Я подвержен настроению | |||
Я общителен | |||
Я религиозный | |||
Я умный | |||
Я слабый | |||
Я опрометчивый |
Теперь распределите выделенные характеристики по трем столбцам, выражающим Ваше отношение к собственным качествам
Много ли нашлось характеристик, которые Вас удовлетворяют? Будем надеяться, что большинство. Если это так, то у Вас высокое самовосприятие. Цель этого занятия — проанализировать свой психологический портрет, определить, что Вы о себе знаете и как к себе относитесь.
Упражнение «Я-реальное»
Цель этого упражнения – показать возможности самоисследования и расширить представления о себе.
1. 1. Задайте себе вопрос: «Кто я?»и запишите 10 первых пришедших в голову ответов.
2. 2. Представьте себе значимого человека для Вас, какую характеристику он дал бы Вам? Запишите 10 ответов.
3. 3. Сопоставьте и сравните ответы 1-го и 2-го пунктов.
Упражнение «Я-идеальное»
Цель этого упражнения – исследовать свой прошлый опыт, обнаружить упущенные возможности, найти способы их реализации и т.д.
Задайте себе вопрос: «Кем бы я мог стать, если реализовал бы все свои возможности?» и запишите 10 ответов.
Схема 1
Анализ схемы. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.
К. Роджерс разработал гипотезу самоутверждения.Её смысл в том, что самоутверждение – это процесс снятия с самого себя одной за другой масок. Снимите маски – и увидите, что Вы есть.
Если Вы обнаруживаете незнакомые аспекты своего Я, то это может послужить духовной основой в процессе становления личности. Чем значительней успех, тем выше индекс собственного самоуважения.
Оно вычисляется по известной формуле У. Джемса:
Успех
Самоуважение = ———————
Притязания
Польская поговорка гласит: «Хорошее мнение о себе – половина счастья».
Упражнение «Мои жизненные планы»
Составьте для себя список желаемых результатов и расположите его в порядке убывания ценности каждого. Ответьте на вопросы: Чего я уже добился? (Мой успех.) Чего хочу добиться в ближайшее время? Мои глобальные цели?
Это и будет Вашей жизненной программой в осуществлении себя.
Формула оптимизма
«Я-концепция» – это мини-гимн самому себе, любви к себе, что выступает субъективным аспектом самовнушения. Подготовка и разучивание мини-гимна «Я – чудо!».
1. 1. Прочитайте текст.
2. 2. Прочитайте выразительно ещё два раза, делая упор на те слова, которые особенно приятны.
3. 3. Внесите коррективы в гимн, какие пожелаете, чтобы он был более обдуман и носил личностный смысл, стимулировал Ваше хорошее настроение.
4. 4. Ещё раз прочитайте про себя.
5. 5. Прочитайте вслух свой гимн «Я – чудо!».
Повторять гимн себе любимому надо каждый день 3 раза с перерывом 15–30 сек. При необходимости – чаще.
Предлагаем Вам примерный мини-гимн «Я – чудо!». Вы можете написать свой и разучить его.
Мини-гимн «Я – чудо!»
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение! У меня отличное настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня всегда самое яркое, а небо самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения!
Вопросы для самопроверки
1. 1. Что такое «Я-концепция»?
2. 2. Каковы составляющие «Я-концепции»?
3. 3. Чем помогает личности работа над «Я-концепцией»?
4. 4. Какие дополнения можно внести в методику «Я-концепции»?
Рекомендуемая литература
Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М., 1986.
Леви В. Искусство быть собой. М., 1977.
Ветрова В.В. Я – справлюсь. М., 1996.
Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
Основы физиогномики.