Внешний облик, манеры

Особое внимание в этикете менеджмента уделяется тре­бованиям к внешнему облику менеджера, сотрудников фирм.

Чтобы иметь успех в выполнении своей профессиональ­ной роли, нужно обязательно соответствовать этой роли внеш­не. Достигается это соответствующим поведением и внешним видом.

Как известно, встречают «по одежке». Поэтому благопри­ятный внешний облик и вкус в одежде является немаловаж­ной предпосылкой успешной деятельности. Для имиджа ме­неджера важно все: и манеры, и культура речи, и одежда, и интерьер кабинета.

Одежда и аксессуары человека, пластика его тела, позы, прическа, макияж, украшения и манеры обычно несут важную информацию или, наоборот, дезинформиру­ют собеседника о человеке (о роде его занятий, проис­хождении, его личностных характеристиках и т. п.). Они помогают каждому человеку играть самые разнообразные жизненные роли. Одежда в этом плане наиболее действенна и составляет 90% всего, что люди видят перед собой, ког­да смотрят на вас. Одежда может создать, а может и унич­тожить человека.

Если вы надеетесь подняться по служебной лестнице, то вам придется одеваться так, как одеваются люди, которые уже достигли успеха в вашей компании. Конечно, можно со­хранить свою индивидуальность, но обязательно в рамках неписаного закона подбора одежды, принятого в вашей ком­пании и в вашем круге общения. На работе неуместна слиш­ком бросающаяся в глаза, так называемая «остро модная» одежда, яркая косметика у женщин, обилие украшений. Но также неуважением к подчиненным, к деловым партнерам была бы небрежность в одежде, неряшливость, неаккурат­ность.

Деловой стиль — это стиль подтянутый, не спорящий с модой, но и не идущий на ее острие. Главное, к чему следу­ет стремиться в деловом стиле, — общее впечатление оп­рятности, аккуратности и даже некоторой педантичности в одежде. Это должно заставить партнера думать, что столь же «подтянуты» вы будете и в делах. Деловую одежду отли­чает классический покрой и многофункциональность.

Помните, что к своему рабочему гардеробу надо отнес­тись самым серьезным образом. Никак не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая вещи слишком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие почин­ки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту сре­ду, где вам приходится трудиться.

Костюм делового человека должен учитывать его поло­жение в обществе, комплекцию, возраст и то, куда он на­правляется.

В отношении деловой одежды вы обязаны:

1. Следовать дресс-коду вашей фирмы.

2. В рамках этого кодекса выбирайте цвет и покрой, кото­рые вам больше всего подходят.

3. Любая деталь вашего наряда — от обуви до галстука или заколки в волосах — должна гармонировать с остальны­ми и содержаться в безупречном виде: ботинки начищены, складки на брюках или платье тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен.

4. Мужчинам следует знать, что их костюм должен отве­чать сезонным предписаниям этикета.

Кроме того, даже в рамках одной фирмы предполагает­ся, что ваша манера одеваться будет зависеть от должности и работы, которую вы выполняете, т. е. секретари, менедже­ры, вице-президенты и президент должны выглядеть по-разному. Не стоит одеваться лучше руководителя, особенно если женщина работает под руководством женщины. Совершенно необязательно провоцировать своих коллег на обсуждение ваших финансовых возможностей: кем работает ваш муж или папа и сколько он получает, есть ли у вас «спонсор» и кто он, если вы можете позволить одежду такого качества, до­рогие украшения.

По правилам делового этикета не рекомендуется два дня подряд приходить в одном и том же на работу

Деловая переписка

Ни для кого не секрет, что вежливое, грамотно написанное письмо – залог дальнейшего успешного взаимодействия с адресатом. Любая деловая переписка предполагает корректность и уважение к адресату, даже если цель письма – высказать претензию.

Неприемлемо начинать текст с вашего отказа в ответ на какую-либо просьбу. Советуем объяснить, почему было принято подобное решение и что при определенных условиях к данному вопросу можно вернуться.

Кроме того, за рамками делового этикета находятся фразы типа: «Настоятельно прошу изучить и решить вопрос положительно». Иными словами, навязывание ожидаемого исхода вопроса приведет, скорее, к противоположному результату.

Не советуем также поторапливать адресата и приписывать «срочно», «незамедлительно». К содержанию письма прислушаются, прочитав фразы: «Прошу Вас ответить до такого-то числа», «Убедительно прошу Вас сразу же сообщить о своем решении»;

Оставьте любые намеки на возможную невнимательность, некомпетентность, используя формулировки типа: «Предлагаю внимательно изучить».

Деловая переписка: структура делового письма

Не забудьте о том, что структура вашего письма должна быть четко продуманной и логичной.

Стандартное деловое письмо строится по следующему принципу: обращение, преамбула, основной текст, подпись, постскриптум, приложения.

Обращение находится в «шапке» письма и содержит должность и ФИО адресата. Для официальной деловой переписки обращение «Уважаемый» идеально подойдет. Его следует писать с большой буквы и по центру листа.

В нашей стране принято обращаться по имени и отчеству. Если вы знаете адресата лично, пишите: «Уважаемый Иван Иванович», если не знаете, тогда «Уважаемый господин Иванов». Никогда в обращении не сокращайте слово «господин» до «г-н». Также нельзя писать «Уважаемый господин Иванов И.И.». Либо «Иван Иванович», либо «господин Иванов».

Помните, что обращение «Дамы и господа» является светским, и его удобней использовать, например, для приглашения на празднование юбилея компании.

Далее – преамбула, первый абзац письма, в котором изложена его цель и причина. Прочитав преамбулу, адресат должен понять суть письма.

Пример: Я пишу Вам с целью выразить своё неудовольствие качеством поставляемой продукции, которую Ваша компания поставляет нам, и рассчитываю на Ваши действия, направленные на скорейшее изменение ситуации к лучшему и возмещение причинённых нам убытков.

Далее следует основной текст письма (2-4 абзаца), где должна быть изложена ситуация, выражены ваши личные мысли и чувства по этому поводу и озвучена просьба о конкретных действиях либо предложен ваш вариант разрешения вопроса.

В заключении вы кратко подводите итоги всего написанного.

Пример: Уверен, что Вы сможете разобраться в данной ситуации, и в ближайшем будущем наше сотрудничество войдёт в привычное русло.

Письмо заканчивается стандартными формулировками: «С уважением», «Искренне Ваш», «С надеждой на продуктивное сотрудничество», «С благодарностью за сотрудничество» плюс подпись (должность, ФИО) адресанта.

Постскриптум (P.S.) редко используется в деловой переписке и служит для сообщения о важном событии, произошедшем после написания письма, или для информации, имеющей лишь косвенное отношение к основному содержанию.

Приложения – необязательное дополнение. Они оформляются на отдельных листах: каждое отдельном листе. Не существует правил их написания.

Немаловажную роль играет и аккуратное оформление письма. Оно должно быть составлено на официальном бланке организации. В колонтитулах бланка должна содержаться следующая информация: название организации; физический адрес организации; телефон и факс; web-сайт и e-mail, а также реквизиты организации и её логотип.

Поля – важный атрибут делового: слева – около трёх сантиметров, справа – около полутора. Поля пригодятся адресату для возможных заметок, а также для подшивки письма в архивную папку.

Шрифт не должен быть слишком мелким или слишком крупным, для легкого восприятия текст должен быть набран одним и тем же шрифтом. Стандартной практикой является использование шрифта Times New Roman с 12-м размером кегля и единичным интервалом между строками.

Кроме того, для вашего же удобства необходим регистрационный номер письма, включающий в себя дату подписания письма руководителем. Регистрационный номер ставится в верхнем левом углу письма. Это поможет отслеживать судьбу вашего послания.

Следование перечисленным правилам гарантирует успешное сотрудничество с адресатом послания и зарекомендует вас как тактичного, вежливого человека. Большинство перечисленных правил подойдет и для электронной переписки

Наши рекомендации