Клас судов,гр помещений
Опр-ся архитектурно-конструктивными особенностями судна.
В основу классификации сухогрузных судов положен коэффициент конструктивной
неравномерности трюмов:
- суммарная вместимость всех грузовых помещений судна, м3
Wmax- макс. вместимость расчетного трюма (отсека) , м3
nл- число расчетных трюмов (люков) судна.
Чем выше группа, тем больше доступа к судну в процессе производства ПРР.
К приведенной таблице группировки судов существуют поправки:
1. Для судов грузоподьемностью > 1000 т, у которого все грузовые помещения 1-го класса группа судна повышается на 1.
2. 2-х и 3-х палубные суда, которые перевозят лесные и навалочные грузы, классифицируются на одну-две группы ниже, потому, что 2 или 3 раза сталкиваются с подпалубными пространствами, откуда груз выбирается вручную, либо дополнительными средствами механизации.
3. Грузовые люки шириной 8 метров и длинной 20-30 метров рассматриваются как два самостоятельных люка. Если при такой же ширине люк имеет длину 20-40 метров, то это три самостоятельных люка. Поэтому для судов, имеющих люки таких размеров при определении КНТ грузовместимость грузовых помещений, имеющих люки длиной 20-30 метров делится на две равные части, а длиной 30-40 метров – на три равные части. Т.о. выделяются два понятия:
· Число конструктивных люков
· Число расчетных люков, по которым определяется КНТ и определяется группа судна.
Одним из показателей классификации судов речного флота по его приспособленности к производству ПРР являются коэффициент вертикальной проницаемости трюмов.
[м2]
SЛ – площадь люка
SТР – площадь трюма
По классификатору речного флота суда разделяются на 4 группы (класса):
Трюм I | КВП=1 | Грузы располагаются на палубе судов, и на судах площадках |
Трюм II | 0.61<КВП<1 | Открытые суда (открыты е трюма) |
Трюм III | 0.31<=КВП<=0.6 | Полуоткрытые трюма |
Трюм IV | КВП<=0.3 | Закрытые трюма (суда у же не применяются) |
Портовиками разработаны требования к конструкциям грузовых трюмов:
1. Суда должны иметь трюмы прямоугольной формы.
2. Количество трюмов должно быть минимальным (в идеале один трюм).
3. Размеры трюмов должны быть кратны стандартным размерам грузовых мест (для легких грузов – наиболее полное использование грузоподъемности)
4. Люковые закрытия судов должны допускать единовременное 100% -е раскрытие трюмов (нет подпалубных пространств).
Конструктивные особенности грузовых помещений судна определяются элементами судна,совокупность которых называется грузовой характеристикой судна. Она регламентирует потенциальную возможность судна на обеспечение эффективного и безопасного процесса грузовой обработки. Основными показателями являются:
1.количество и расположение надстроек,машинного отделения в соединении с прохождением гребного вала в трюмах
2.конфигурация трюмов
3.количество палуб,трюмов,люков
4.грузовместимость трюмов, твиндеков и удельная грузовместимость судна
5.размеры,расположение,система раскрытия грузовых люков
6.грузовые устройства
Плечо подпалубного пространства – это расстояние от комингса люка до борта судна или до переборки. Чем оно больше, тем хуже для переработки.
Классификация грузовых помещений судов приведена в сборнике «ЕКНВиВ» - единые комплексные нормы выработки и времени
Зарплата докера зависит от класса грузового помещения судна.
Наиболее удобные для ПРР – 1-й класс грузового помещения.
Самый распространенный – 2-й класс.
Наименее удобный – 4-й класс
При этом учитывается большее по длине плечо подпалубного пространства.
Все эти параметры приведены в комплекте судовых документов (а именно в грузовом свидетельстве).
Для судов типа Ро-Ро в качестве плеча подпалубного пространства при классификации грузовых помещений рассматривается длина палубы.