Мероприятия по повышению по повышению эффективности перевозочного процесса в 2011 году
В 2011 году вновь установлено 111 междорожных гарантийных участков безопасного проследования грузовых поездов.
Средняя протяженность гарантийных участков к уровню 2010 года на основных направлениях сети железных дорог увеличилась на 26 км и составила 1 149 км против 1 123 км. Ввод новых гарантийных участков повышенной протяженности для отдельных категорий поездов позволил отменить техническое обслуживание грузовым поездам на 15 пунктах технического обслуживания, с сокращением времени стоянки поездов от 20 до 35 минут.
С целью выполнения поставленных задач по обеспечению гарантированной подготовки составов грузовых поездов на жесткие нитки графика в 2011 году проведен ряд мероприятий:
Во-первых, оснащение ПТО перспективными средствами диагностики и контроля (проведена модернизация 597 приборов КТСМ, установлено 3 комплекса технических измерений геометрических параметров колесных пар (КТИ) и 5 автоматизированных системы определения отрицательной динамики грузовых вагонов (АСООД); В результате оснащения ПТО современными средствами диагностики подвижного состава количество остановок грузовых поездов по показаниям КТСМ сократилось на 22% к уровню 2010 года (20 087 остановок в 2010 году, 15 737 – в 2011), количество отцепок вагонов от грузовых поездов на промежуточных станциях сократилось на 6,8% к уровню прошлого года и составило 3 591 случая.
Во-вторых, выполнение норм времени простоя составов грузовых поездов под техническим обслуживанием (30 минут для поездов, прибывших в переработку, 45 минут для транзитных и сформированных поездов);
В-третьих, внедрение на 32 важнейших сортировочных станциях Единой технологии технического обслуживания составов грузовых поездов, что привело сокращению отцепок вагонов от поездов своего формирования и транзитных.
При увеличении количества осмотренных и обработанных поездов на 4% к уровню 2010 года (62 325 поездов) количество отцепок вагонов по техническим неисправностям от поездов своего формирования сократилось на 517 случаев или 11%, количество отцепок вагонов от транзитных поездов сократилось на 518 случаев или 1,5% и составило 33 850 случаев (34 368 в 2010 году).
В целях выполнения заданных объемов погрузки грузов и обеспечения заявок грузоотправителя в 2011 году подготовлено под погрузку 509 186 вагонов, в том числе 421 992 вагона собственности компаний-операторов.
В результате проведения текущего отцепочного ремонта вагонам и подготовки вагонов под погрузку собственности компаний-операторов в 2011 году в количестве 873 613 единиц получен доход в размере 7 346,7 млн рублей, что 2,1 раза превышает доходы 2010 года (доходы 3 460,2 тыс. рублей).
В 2011 году реализованы следующие мероприятия по оптимизации технологии перевозок в целях снижения издержек:
1. Перевод части транзитных вагонопотоков с тепловозных ходов на электрифицированные: с тепловозного направления Хани – Тында – Комсомольск через Петровский Завод – Архару, с направления Иваново – Новки – Ковров через Свечу или Александров, с направления Коноша – Сусоловка – Лянгасово через Лосту - Свечу. Положительный экономический эффект от этого мероприятия достигнут за счет экономии топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов. С тепловозных ходов в среднем в сутки отклонялось 276 вагонов, экономия расходов составила за год 669 млн рублей;
2. Развитие тяжеловесного движения – в 2011 году сформировано и проведено 102828 грузовых поездов весом от 6001 до 8050 тонн и 2968 грузовых поездов весом более 8050 тонн – это способствовало увеличению среднего веса поезда в целом по сети на 126 тонн. Сформировано 10933 соединенных поездов, что способствовало увеличению среднего веса поезда на 21 тонну и экономии 4,9 млрд рублей эксплуатационных расходов;
3. За счет повышения транзитности вагонопотоков в 2011 году доля перерабатываемого вагонопотока снижена на 1,12% за счет концентрации переработки вагонов на важнейших сортировочных станциях и роста отправительской маршрутизации, экономия расходов на грузовые перевозки составила 404,7 млн руб.;
4. Внедрение энергооптимальных графиков для 1450 пассажирских поездов позволило сэкономить 19,8 млн кВт час. энергопотребления (44,5 млн руб.) и 300 т дизельного топлива в год.
5. За счет повышения качества планирования тяговых ресурсов производительность локомотива возросла к плану на 1,3%, экономия расходов составила 596,2 млн руб.
6. Последовательно реализуется задача увеличения количества поездов сквозных назначений, следующих по твердым ниткам графика. В нормативном графике 2011/2012 гг. предусмотрено 345 таких ниток для различных категорий поездов, в том числе 126 для контейнерных маршрутов.
За 12 месяцев 2011 г. выполнение графика отправления грузовых поездов в целом по сети железных дорог составило 60,8%.
7. Средняя расчетная протяженность гарантийных участков безопасного проследования грузовых вагонов сети железных дорог в 2011 году составила 1148 км (увеличена на 25 км к 2010 году).
В 2011 году гарантийные плечи безопасного проследования грузовых вагонов увеличены на 360 км.
Анализ существующих уровней заполнения пропускных способностей железных дорог показывает, что как на участках основных направлений, так и на прочих участках железных дорог имеются "узкие места". Резервы пропускных способностей которых исчерпаны и при постоянно увеличивающемся объеме перевозок являются сдерживающим фактором их освоения. В 2010 году общая протяженность участков железных дорог ОАО "РЖД" с заполнением пропускной способности выше допустимого уровня составила почти 5,5 тыс. км. На 01.01.2011 года протяженность таких участков составляла уже свыше 6,0 тыс. км или порядка 7,1% от эксплуатационной длины железных дорог, в том числе недостаточная пропускная способность:
· перегонов (свыше 3,5 тыс. км);
· устройств электроснабжения (свыше 1,6 тыс. км);
· станционной инфраструктуры (свыше 900 км).
Как следствие указанных причин, участковая скорость в 2011 году снижена к плану на 4,3 км/час.
В 2011 году в результате роста парка вагонов различных собственников и его использования для перевозки по конкретным направлениям только конкретных грузов произошло снижение пропускных способностей инфраструктуры. Так увеличение количества встречных перевозок порожних вагонов и возросшая нагрузка на грузовые и сортировочные станции оказали влияние на изменение следующих показателей:
· из общего количества отправок (17 562,0 тыс. отпр.), прибывших на дороги назначения, с нарушением срока доставки прибыли 3 228,3 тыс. отпр. (18,4%), что выше уровня 2010 года на 5,6%;
· средняя скорость одной отправки в 2011 году снизилась на 27 км/сут. в сравнении с 2010 годом (2010г. – 274 км/сут., 2011г. – 247 км/сут.).
· значительно возрос объем прибывших с просрочкой доставки вагонов как порожних, так и груженых. При этом процент просрочки груженых вагонов в конце года составил 17,8%, что на 10,7% превысило уровень начала года (7,1%).
Нарушения сроков доставки грузов, по указанным причинам, привели к возникновению претензий со стороны грузоотправителей и грузополучателей. Так за прошедший год предъявлено 126,3 тыс. претензий на сумму 7258,1 млн руб. (в т.ч. 93,1 тыс. претензий (73,6%) на сумму 3 272,5 млн. руб. (45,1%) приходится на доставку порожних собственных вагонов), из них удовлетворено – 41,8 тыс. претензий на сумму 2 074,3 млн руб. В сравнении с 2010 годом количество предъявленных претензий возросло в 2,7 раза, сумма требований возросла в 2,9 раза.
Поэтому в результате произошедших в 2011 году изменений на рынке грузовых перевозок, наряду с обновлением нормативно-правовой базы и тарифной системы, возникла необходимость формирования новых технологических принципов организации работы и управления вагонными парками, в частности:
· реализации в полной мере требований приказа Минтранса №258 в части заадресовки порожних вагонов под конкретные заявки на погрузку;
· перехода к календарному планированию перевозок грузов и порожних вагонов в соответствии с заявками;
· планирования порожних вагонопотоков с учетом логистических схем крупных операторов подвижного состава и обеспечения погрузки массовых грузов;
· повышения уровня маршрутизации на основе укрупнения попутных порожних вагонопотоков и гибкой адаптации плана формирования;
· формирования и ведение базы данных об операторах во всех информационно-управляющих системах;
· увеличения количества сдвоенных операций на основе совершенствования и унификации тарифной системы.
В 2012 году предусмотрено реализовать следующие основные мероприятия направленные на достижение повышения эффективности перевозочного процесса:
1. При формировании технологии работы сквозных полигонов рассчитывать оптимальные критерии пропуска поездопотоков по стыковым междорожным пунктам, нормативы технологических процессов подразделений, обращая особое внимание на их сопряжение в качестве эффективного инструмента оптимизации предусмотрено создание в рамках проекта "Единая интеллектуальная система управления железнодорожным транспортом" (ОАО "НИИАС") системы планирования объёмов перевозок грузов на год, сбалансированных с возможностями инфраструктуры ОАО "РЖД" и планами ремонтных и строительно-монтажных работ.
2. На Восточном полигоне сети запланировано реализовать систему управления эксплуатационной работой на объединенном полигоне, объединив участки обращения локомотивов Красноярской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и Дальневосточной железных дорог. Создание в рамках этой задачи Центра управления тяговыми ресурсами Восточного региона позволит минимизировать непроизводительные потери в использовании парка грузовых локомотивов.
3. Продолжить работу по поэтапному переходу на движение грузовых поездов по расписанию. Довести уровень отправления грузовых поездов на нитку графика с сортировочных станций до 80%.
4. Повысить транзитность вагонопотоков на сети дорог на 1,5% к уровню прошлого года за счет концентрации переработки вагонов на важнейших сортировочных станциях.
5. Обеспечить рост средней скорости доставки грузовых отправок не менее чем на 1,8%.
6. Обеспечить рост доли грузовых отправок (груженых и порожних), доставленных в нормативный срок, до уровня не менее 90,4%.
В качестве основного инструмента повышения эффективности использования инфраструктуры железных дорог в 2012 году предусматривается повышение уровня маршрутизации порожних вагонопотоков на основе:
· достоверного планирования объемов перевозок на месяц;
· тарифного стимулирования маршрутных отправок порожних вагонов взамен утвердившейся практики малых групповых отправок (введённых в период спада перевозок);
· актуализации перечня сортировочных станций для формирования порожних маршрутов;
· формирования специализированных расписаний маршрутов в графике движения поездов по договорам с операторами (не только для гружёных, но и для порожних стабильных вагонопотоков).
В целевом состоянии это позволит повысить уровень маршрутизации вагонопотоков до 70 и более процентов.