Инновационные мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия

Хозяйственная деятельности торгового предприятия осуществляется под воздействием внешней и внутренней среды.

Влияние внешней среды проявляется со стороны поставщиков товарных ресурсов, потребителей и конкурентов.

Поставщики влияют на результаты деятельности торгового предприятия возможностями товародвижения, качества товаров, сроками выполнения заказов, ценой.

Товародвижение розничной торговли – это система мероприятий, представляющая собой сложный комплекс организационных и технологических операций по доведению товаров от источников поступления до предприятий торговли. В процессе определения поставщиков товаров предприятие руководствуется рядом критериев. Для оценки и выбора поставщиков рекомендуется использовать анкету «Сравнительные характеристики поставщиков по товару ________________________» (см.приложение). (наименование товара)

По результатам рейтинга поставщиков определяются направления работы по увеличению числа основных поставщиков, что позволяет уменьшить потери торгового предприятия розничной торговли из-за отсутствия товара или из-за невыгодных условий и цен.

Доставка товаров в магазины. Децентрализованный и централизованный методы доставки. Графики завоза и маршруты (линейные и кольцевые) централизованной доставки. Примеры инновационных мероприятий. Во-первых, использование специализированного транспорта обеспечивает снижение товарных потерь и способствует сохранению качества продуктов. Во-вторых, доставка товаров на торговые предприятия в контейнерах позволяет сократить численность работников, выполняющих погрузочно- разгрузочные работы, упрощает организацию товародвижения, облегчает перемещения товаров, создаёт возможность для более эффективного использования торговых предприятий.

Тара и тарные операции. Внешняя (транспортная) и внутренняя (потребительская) тара. Пример инновационного мероприятия: красочное оформление потребительской тары служит усилению её рекламной и информационной нагрузки, а соответственно росту дохода предприятия.

Технологический процесс на торговом предприятии начинается с выгрузки товара и его приёмки по количеству и качеству.

Хранение товаров в магазине: организация перемещения, укладка на хранение, текущее наблюдение за температурным и влажностным режимам хранения, поддержание санитарно – гигиенических условий. Естественная убыль товаров: усушка, раструска, распыл, раскрошка, утечка, розлив, нормативные и сверхнормативные потери массы и объёма товаров.

Подготовка товаров к продаже. Ликвидные и неликвидные отходы.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале.

Организация продажи товаров, культура обслуживания покупателей. Продажа товаров – завершающая операция торгово-технологического процесса.

Инновационные мероприятия по повышению экономической эффективности деятельности, предприятия могут быть направлены на повышение качества товарного предложения и процесса обслуживания.

В комплексный показатель «качество товарного предложения» входит качество товарного предложения входит качество самих товаров и качество ассортиментного предложения, которое характеризуется следующими показателями: 1) полнота ассортимента (наличие марок и разновидностей, которые желает потребитель); 2) широта и глубина; 3) устойчивость (постоянное наличие в ассортименте марок, которые желает потребитель); 4) сбалансированность (степень соответствия требованиям потребителей); 5) наличие эксклюзивных товаров, которых нет в других магазинах, наличие продуктов домашнего приготовления и др.

Качество процесса обслуживания включает общие условия обслуживания и качество услуг. К общим условиям обслуживания относятся: 1) уровень персонала; 2) размещение товаров на полках; 3) атмосфера (запахи, музыка, освещение); 4) своевременность оказания услуг; 5) отсутствие тесноты; 6) возможность индивидуализации услуг по требованию покупателя и др.

Дополнительные услуги служат повышению культуры торговли, созданию положительного имиджа предприятия и повышению его конкурентоспособности. К услугам розничной торговли относятся: упаковка купленных в магазине товаров; приём и оформление предварительных заказов; подготовка к определённому часу по предварительному заказу отдельных товаров, имеющихся в продаже; приём и исполнение заказов на товары, реализуемые через сеть посылочной торговли, консультации диетологов, гарантийное хранение купленного товара, и др.

Влияние внешней среды на выходе предприятия проявляется в его деятельности в основном со стороны конкурентов и потребителей. Потребители предъявляют требования к качеству и ассортименту товаров, к цене и формам обслуживания. Поэтому основные инновационные мероприятии по повышению эффективности деятельности предприятия могут быть направлены на совершенствование коммуникаций с потребителями. Важными элементами процесса коммуникаций розничного (оптового) продавца с потребителями являются: имидж предприятия, стратегия продвижения в розничной (оптовой) торговле.

Имидж розничной компании складывается из множеств факторов, и все они вместе взятые формируют общее впечатление. Компоненты имиджа:

1. Характеристики целевого рынка.

2. Позиционирование и репутация фирмы в розничной торговле.

3. Обслуживание клиентов.

4. Расположение магазина и охват географической территории.

5. Ассортимент товара, его качество.

6. Уровень цен.

7. Характеристики физических объектов (атмосфера).

8. Впечатления покупателей от процесса покупок.

Продвижение в торговле – это все коммуникации, которые торговое предприятие использует для того, чтобы информировать целевой рынок, убеждать его и напоминать о каких – либо аспектах своей деятельности. Основными элементами комплекса продвижения являются: реклама, связи с общественностью, личные продажи и стимулирование сбыта.

Основными направлениями повышения экономической эффективности деятельности предприятий розничной торговли являются:

во-первых, использование достижений научно – технического прогресса:

1. совершенствование действующей торговой сети;

2. механизация и автоматизация трудоемких работ

3. широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков

4. электронизация торговых операций

5. совершенствование действующей торговой сети;

6. механизация и автоматизация трудоемких работ

7. широкое применение пакетных и контейнерных систем грузовой переработки товарных потоков

8. электронизация торговых операции

9. внедрение прогрессивных технологий торгового обслуживания;

10. автоматизация контрольно – кассовых операций и внедрение магазинных пластиковых карт при расчётных операциях и т.д.

Во – вторых, получение дополнительной прибыли за счёт следующих факторов:

1) экономии на масштабах деятельности, рационального использования производственных мощностей, выгодного географического положения;

2) чёткой организации деятельности в рамках цепочки создания стоимости, минимизации числа связей;

3) оптимизации ассортимента продукции, набора дополнительных услуг;

4) синергии, обусловленной общими каналами распределения;

5) высокой квалификации персонала;

6) экономии на оптовых закупках материалов;

7) экономии на отдаче от рекламы;

8) управленческой экономии от использования специальных методов управления, таких как анализ рабочего времени, автоматизированного управленческого учёта и т.д.

Для целей выявления проблем, требующих первоочередного решения в тактическом и стратегическом аспектах предлагаются 2 анкеты: Анкета оценки текущей деятельности предприятия розничной торговли (приложение Б), Анкета оценки стратегического развития предприятия розничной торговли (приложение В).

Наши рекомендации