Вопрос 5.2. Талевая система
Мачты подъемных установок двухсекционные, телескопические с открытой передней гранью изготовлены из трубного проката. В ра бочее положение сложенная мачта устанавливается гидравлически ми домкратами, выдвижение верхней секции производится вспомо гательной лебедкой агрегата через систему тросов. Мачта устанавли вается с наклоном 4...6°. Устойчивость мачты обеспечивается двумя силовыми оттяжками, нижние концы которых закреплены на бампе ре и четырьмя ветровыми оттяжками, закрепленными на якорях, рас положенных по углам квадрата со стороной 28 м.
Для уменьшения натяжения каната, наматываемого на барабан лебедки подъемника, которым осуществляются спускоподъемные
- 2 5 0 -
Рис. 5.1.Классификация операций подземного ремонта:/ - транспортные операции; 2 - подготовительные операции;
3 - спускоподъемные операции; 4 - тартание и др.; 5 - депарафинизация; 6 - чистка пробок; 7 - закачка теплоносителя; 8 - закачка кислоты;
9 - закачка специальной жидкости; 10 - заливка цемента;
11 - цементирование ствола; 12 - разбуривание
операции при ремонте скважин, применяют талевую систему, пред ставляющую обыкновенный полиспаст. Уменьшение натяжения ка ната достигается, таким образом, за счет уменьшения скорости спус ка или подъема груза.
- 2 5 1 -
Талевая система состоит из неподвижной части - кронблока, ус танавливаемого на вышке или мачте, и подвижной части - талевого блока.
Шкивы кронблока и тальблока попеременно огибает талевый ка нат, один конец которого направляется к барабану лебедки, на кото ром его закрепляют, а другой конец, называемый «мертвым», прикреп ляют к верхней серьге талевого блока либо рамному брусу вышки или боковой стенке станины лебедки.
Кронблокиэксплуатационные являются неподвижной частьюталевой системы.
Кронблоки КБН предназначены для работы в районах с умерен ным климатом, типа КБ - в умеренном и холодном климате.
Последние изготавливаются двух видов:
- исполнение I - для передвижных подъемных установок и стаци онарных эксплуатационных мачт;
- исполнение II - с подкронблочной рамой для стационарных экс плуатационных вышек.
В зависимости от грузоподъемности кронблоки выпускаются
с различным числом канатных шкивов, устанавливаемых на подшип никах качения. Конструктивно кронблоки всех грузоподъемностей
- 2 5 2 -
не отличаются друг от друга. Шкивы у всех кронблоков расположе ны на одной неподвижной оси, покоящейся на опорах и закреплен ной стопорными болтами. Канатные шкивы, посаженные на ось на двух роликоподшипниках, разделяются друг от друга стопорными кольцами.
Во избежание перемещения шкивов вдоль оси кронблока после дняя имеет с одной стороны бурт, а с другой - навинченную на резьбу оси круглую гайку со стопорной шайбой.
Смазка к роликоподшипникам поступает через продольное свер ление внутри оси, которое связано радиальными сверлениями с по лостью подшипников. Выходы продольного канала на концах оси зак рываются шестигранными резьбовыми пробками. Шкивы снабжены крышками, предотвращающими вытекание смазки и попадание гря зи в подшипники.
Шкивы кронблоков закрыты быстросъемными ограждением и кожухом. Офаждение кронблока предотвращает соскальзывание талевого каната со шкивов.
Талевые блоки- подвижная часть талевой системы при спуско-подъемных операциях, предназначены для работы в районах с уме ренным климатом (тип БТН) и с умеренным и холодным климатом.
Рис. 5.3. Талевый блок 1 - щека; 2 - боковой кожух; 3 - ось шкивов; 4 - подшипник; 5 - шкив; 6 - серьга
- 2 5 3 -
Талевые блоки всех типоразмеров (конструктивно отличающие ся друг от друга только числом канатных шкивов) представляют со бой канатные шкивы, насаженные на роликоподшипниках на ось, неподвижно установленную в двух щеках, закрепленных гайкой. Ка натные шкивы на оси отделены друг от друга распорными кольцами.
Подшипники смазываются индивидуально через продольное и радиальное отверстие в оси. На торцах оси выходы продольного канала закрыты пробками. По аналогии с кронблоками канатные шкивы талевого блока имеют боковые крышки, предохраняющие от попадания грязи и вытекания смазки.
К нижней части щек подвешена серьга для соединения с крюком,
в верхней части щеки соединены траверсой, служащей для транспор тировки талевого блока.
Канатные шкивы закрыты откидными, съемными кожухам и с прорезями и имеют ограничители, предохраняющие от соскаки вания талевого каната.
Конструкция талевых блоков позволяет использовать их и в крю-коблоках, применяемых на подъемных установках. В этом случае серь га снимается и щеки талевого блока соединяются непосредственно с подвеской крюка.
Крюки подъемныеэксплуатационные относятся к подвижнойчасти талевой системы, предназначены для подвешивания на них штропов, трубных или штанговых элеваторов, вертлюгов и других приспособлений при монтаже, демонтаже наземного оборудования.
Крюки КН предназначены для работы в районах с умеренным климатом, а КР - для умеренного и холодного климата.
Крюки изготавливаются двух типов: однорогие (исполнение а) грузоподъемностью до 20 т и трехрогие (исполнение б) грузоподъем ностью 32 т и более.
Крюк состоит из рога, подвески и серьги.
Рог кованый включает сменное седло с защелкой для фиксирова ния при спускоподъемных операциях. Вогнутая цилиндрическая по верхность седла соответствует размеру сопрягаемого с ним штропа элеватора или серьги вертлюга.
Подвеска, соединяющая рог крюка с серьгой, состоит из литого стального корпуса, амортизирующей пружины, ствола, установлен ного на упорном подшипнике. Конструкция подвески допускает сво бодное вращение рога крюка со стволом как под нагрузкой, так и без нагрузки. Амортизационная пружина и упорный подшипник поме щены внутри корпуса и закрыты крышкой для предохранения их от атмосферных осадков и загрязнения.
На боковые рога крюка подвешиваются удлиненные штропы для захвата элеватора балочного типа через проушины.
- 2 5 4 -
Рис. 5.4. Подъемный крюк: | Рис. 5.5. |
/ - серьга; 2 - корпус с карманами; | Оснастка талевой системы: |
3 - пружина; 4 - ствол с проушинами; | а - однострунная; 6 - двухструнная; |
5 - крюк; 6 - защелка; 7 - боковые рога со | в - трехструнная; г - четырехструнная; |
скобами. | д - шестиструнная |
С помощью серьги крюк подвешивается к талевой системе.
В крюкоблоке удлиненные щеки талевого блока крепятся непос редственно в карманы корпуса крюка с помощью пальцев.
Оснастка талевой системы- это последовательность навивкиканата на шкивы кронблока и талевого блока исключающая трение ветвей друг о друга. Оснастка определяется числом шкивов, находя щихся в работе (рис. 5.5.).
Если «мертвый» конец каната закрепляется на низ вышки, то под нимаемый груз распределяется на 2z струн каната, если же «мертвый» конец закрепляется на подвижный блок, то груз распределяется на 2z + 1 струн, где z - число подвижных шкивов талевого блока.
Расчет талевой системырассмотрим исходя из рис. 5.5 с подвешенным грузом в состоянии покоя. Примем следующие обозначения: Q - нагрузка на крюк с учетом веса подвижной части талевой системы;
- 2 5 5 -
- 2 5 6 -