Е) Петлевое размещение
Наиболее часто применяется параллельное размещение пасек и волоков. Его применяют в сравнительно небольших лесосеках на ровной местности и при небольших уклонах. Веерное размещение чаще применяют на склонах. Радиальное размещение дает возможность уменьшить площадь, занятую погрузочными пунктами в больших лесосеках, не увеличивая среднее расстояние трелевки. Петлевое размещение применяют при разработке лесосек с использованием валочных, валочно-пакетирующих и валочно-трелевочных машин.
· Ус лесовозной дороги – временная дорога, соединяющая погрузочный пункт с существующей дорогой.
Усы лесовозных дорог прокладывают там, где погрузочные пункты устроены на расстоянии от дорог. Их протяженность должна быть по возможности минимальной. В то же время они должны обеспечивать движение лесовозного транспорта, который характеризуется, обыкновенно, большими массой и габаритами. Трассы усов лесовозных дорог прокладываются, насколько возможно, по выделам нелесной и не покрытой лесом площади. Ширина трассы 8 – 10 м. При необходимости на них ведется рубка деревьев и кустарников. Они не должны иметь существенных уклонов и крутых поворотов, избегать заболоченных и переувлажненных земель. Если проложить трассу уса лесовозной дороги, отвечающую перечисленным требованиям, не удается, то проводят земляные работы (устраивают насыпи, выемки грунта, водоотводящие и водопроводящие сооружения и др.), делают покрытие дорожного полотна. Учитывая, что ус лесовозной дороги – сооружение временное, то следует стремиться к минимализации затрат на его сооружение. Упростить работы по устройству усов лесовозных дорог поможет правильный выбор сезона лесозаготовки: на заболоченных участках вывозка может осуществляться по зимникам, что позволяет избежать земляных работ. При отсутствии сбыта низкосортной древесины, она может быть использована для устройства лежневого дорожного покрытия.
· Зона безопасности - полоса шириной 50 м по периметру лесосеки и погрузочного пункта, устроенного за границами лесосеки.
В зоне безопасности лесосечные работы не ведут, за исключением подготовительных и заключительных работ, но, как и в самой лесосеке, во время проведения лесозаготовительных работ здесь не должны находиться посторонние люди. Об опасности их предупреждают путем выставления на пересечениях внешней границы зоны безопасности с дорогами и тропами специальных предупредительных аншлагов с надписью «Стой! Проход, проезд запрещен. Идет валка леса».
Неэксплуатационные участки – участки в границах лесосеки, на которых рубка не проводится, о правилах их выделения говорилось в теме 3.1.
Технологическая сеть лесосеки - волоки, пасеки - на территории неэксплуатационных участков не создается, кроме случаев, когда они относятся к нелесной или не покрытой лесом площади.
Литература и нормативно-техническая документация:
1. Правила заготовки древесины, М., 2007.
2. Тихонов Н.Ф. Словарь терминов и понятий работника леса, Новосибирск, 2004.
3.3 Технологические операции лесосечных работ
Лесосечные работы подразделяются на подготовительные и основные. Основные лесосечные работы включают валку деревьев,трелевку, обрезку сучьев, раскряжевку, штабелевку, погрузку лесоматериалов и очистку мест рубок.
· Подготовительные лесосечные работысоставляют комплекс мер по обеспечению основных лесосечных работ.
Лесозаготовители могут начинать производить подготовительные работы после передачи им лесосек.
Подготовительные работы начинаются с осмотра лесосеки. Рабочие лесозаготовительной бригады должны хорошо знать ее границы, легко находить визиры и столбы. Осматривают места расположения будущих погрузочных пунктов, производят разметку волоков, если они не выделены при отводе лесосеки. Трассы волоков закрепляются на местности затесками на деревьях или визирами. В состав подготовительных работ также входит уборка опасных деревьев на всей территории лесосеки и в зоне безопасности.
Опасными деревьями считаются все зависшие деревья, деревья, имеющие сильный наклон, сухостойные, буреломные, ветровальные, стоящие стволы деревьев без крон – остолопы и др. Деревья и остолопы валят с применением бензопил и вспомогательных валочных приспособлений (подробно об этом читайте ниже). Ветровальные деревья отделяют от корневой части. Зависшие деревья снимают при помощи рычагов, переносных лебедок или трактора с длинным тросом (более 30 м).
При валке опасных деревьев необходима особенная осторожность. Следует обращать внимание на наклон дерева, наличие и расположение гнилей, трещин, сухих, надломленных и зависших ветвей, способных внезапно упасть на вальщика. Опасное дерево должно валиться в сторону его наклона, в промежутки между деревьями. Сучья с поваленных деревьев не обрезают, чтобы ствол не примерзал к земле, и его не заносило снегом.
При необходимости устройства уса лесовозной дороги, его трассу прокладывают также в период подготовительных работ.
В лесосеку завозят или изготавливают на месте из завезенных материалов бытовое помещение (домик, вагончик). В нем оборудуют печку, место для приема пищи и дневного отдыха. Домик служит укрытием в непогоду, здесь можно высушить одежду. В домике хранятся аптечка и документация, необходимая в процессе разработки лесосеки, малоценный инвентарь.
Бытовое помещение устанавливают вблизи от погрузочного пункта или непосредственно в его границах.
· Основные лесосечные работы обеспечивают непосредственно заготовку древесины.
· Валка деревьев - первая технологическая операция основных лесосечных работ, которая производится во всех лесосеках. Это спиливание (срубание, срезание) растущих деревьев и приземление их в заданном направлении.
Рубка подлеска и молодняка производится кусторезами или при помощи топора, более крупные деревья валят при помощи бензомоторных пил, при разработке больших лесосек для валки могут быть применены валочные или многооперационные лесозаготовительные машины.
Они подразделяются на валочно-пакетирующие, валочно-трелевочные и харвестеры.
Основные характеристики лесозаготовительных машин, применяемых для валки, приведены ниже в таблице.
Таблица 3.2.1