Состязательность и соревнование в игре
Без соревнования нет игры. Дидактическая ценность этого принципа очевидна, т.к. побуждает к активной самостоятельной деятельности, мобилизует физические, интеллектуальные и душевные силы.
Результативностьотражает осознание итогов игровых действий, как продуктивную творческую деятельность игрока и команды;
Достоверность и повторяемость игры проявляется в том, что почти все они имеют в своей основе реальные модели и роли. Это позволяет повторить прошлое и «приоткрыть» определенность будущего. Поэтому игра является мощнейшим средством прогнозирования;
Принцип проблемности в игре выражает логико-психологические закономерности мышления в интеллектуально – эмоциональной борьбе. Игра – «идеальный генератор» учебных проблем, а способность «владеть и делать» проблемы там, где их нет для соперников, приводит к победе в игре, да и в жизни;
Информация для игры в самом простом виде отражает сильное душевное волнение игрока в ожидании успеха или поражения, и др.
Таким образом, целостное, взаимосвязанное применение принципов эффективной организации игровой деятельности может гарантировать высокое дидактическое, воспитательное и развивающее влияние на играющих.
Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования обще учебных умений, она дает возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций.
В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо и социо драма.
Имитационные игры. На занятиях имитируется деятельность какой – либо организации, предприятия или его подразделения, например, профсоюзного комитета, совета наставников, отдела, цеха, участка и т.д.
Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.).
Сценарий имитационной игры кроме сюжета события содержит описание структуры и назначение имитируемых процессов и объектов.
Например, обсуждение плана ремонта двигателя автомобиля.
Операционные игры. Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например методики написания сочинения, решения задач. В операционных играх моделируется соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.
Например, игра связанная с решением ситуации по правилам проезда перекрестков.
Исполнение ролей. В этих играх отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Для проведения игр с исполнением роли разрабатывается модель – пьеса ситуации, между обучающимися распределяются роли с «обязательным содержанием».
Например, игра, связанная с устройством на работу.
«Деловой театр» в нем разыгрывается какая – либо ситуация, поведение человека в ней. Здесь обучающийся должен мобилизовать весь свой опыт, знания, навыки, суметь вжиться в определенный образ, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения.
Основная задача метода инсценировки – научить обучающегося ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, к приказу.
Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.
Психодрама и социодрама. Они весьма близки к исполнению ролей и «Деловому театру». Это тоже «театр», но уже социально – психологический, в котором отрабатывается умение чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и измерять состояние другого человека, умение войти с другим человеком в продуктивный контакт.
В работе по технологии игровых форм обучения используется разнообразный спектр средств обучения:
- работа с учебником;
- иллюстрации учебных пособий;
- исторические карты, схемы;
- учебные фильмы, диапозитивы, альбомы;
- тексты художественных произведений;
- творческие работы обучающихся.
В учебный процесс на основе игры входят:
1. Ориентация. В начале преподаватель представляет изучаемую тему, дает характеристику игровых правил, дает обзор хода игры.
2. Подготовка к проведению. Преподаватель излагает сценарий (условное отображение ситуации и объекта), останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, примерном типе решений в ходе игры. После распределения ролей междц участниками проводится пробный прогон игры в сокращенном виде.
3. Проведение игры. Преподаватель организует проведение самой игры, по ходу фиксируя следствия игровых действий, следит за подсчетом очков, разъясняет неясные моменты.
4. Обсуждение игры.Преподаватель проводит обсуждение, в ходе которого дается описательный обзор действий игры, их восприятия участниками, анализируются возникавшие по ходу трудности, идеи.
Преподаватель побуждает обучаемых к анализу проведенной игры. Особое внимание уделяется имитации соответствующей области реального мира, установлению связи содержания игры с содержанием учебного курса.
Технология разработки и проведения деловой игры представлена в таблице 1.