Тара и тарные операции в ТТП. Классификация основных видов тары. Унификация и стандартизация тары. Тара-оборудование
Упаковка— средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений. Тараявляется элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции.
Назначение: для защиты тов.от внеш.ср.; для защиты ср.от внеш.воздействий тов.; обеспечение сохранности количества и качества; придание тов.необходим.мобильности; создание благоприят.условий для приемки по кол-ву и кач-ву.
Виды: ящики, бочки, барабаны, фляги, канистры, баллоны, банки, бутылки, мешки, пакеты, корзины и т. д.
Требования: технические (материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров, тара должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении), эк. (тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортировани), эстетические (тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей).
Классификация:
По функциям: транспортная (внешняя) применяется для транспортирования и хранения товаров (ящики, бочки, мешки); цеховая предназначена для группировки товаров внутри предприятия (лотки и ящики специальной конструкции); потребительская (внутренняя) поступает к потребителю с продукцией и не представляет собой самостоятельной транспортной единицы. Стоимость потребительской тары (пакетов, коробок, туб, банок и т. п.), как правило, включается в стоимость товара. Она должна быть удобной, дешевой, легкой, красочно оформленной. Ее оформление должно нести большую рекламную и информационную нагрузку; тара-оборудование— это устройство, предназначенное для транспортирования, временного хранения, выкладки и продажи товаров.
По назначению: универсальная - может быть использована для затаривания различных товаров, специализированная — только для определенных товаров.
По принадлежности: общего пользования может применяться различными предприятиями и организациями; индивидуального пользования - инвентарная тара, изготовляемая по специальному заказу для централизованной доставки товаров на розничные торговые предприятия. Она является собственностью предприятий промышленности или оптовых торговых предприятий.
По кратности использования: Многооборотная - для многократного использования при поставках продукции (ящики, бочки, фляги, мешки и другая транспортная тара); возвратная - тара, бывшая в употреблении, которую целесообразно использовать повторно. Она подлежит сдаче поставщику в обязательном порядке. Разовая - предназначена для однократного использования при поставках продукции (коробки из-под конфет, спичек, папирос и другая потребительская, а также транспортная тара, которая после ее использования подлежит утилизации).
По материалу изготовления: деревянную, картонную, бумажную, текстильную, металлическую, стеклянную, керамическую, полимерную и комбинированную.
По конструкции: разборную, неразборную, складную, разборно-складную, со съемными деталями.
По методам изготовления: литую, штампованную, бондарную, клееную тару и тару, изготовленную литьем под давлением.
В зависимости от устойчивости к внешним механическим воздействиям: жесткую (деревянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара), полужесткую (картонные ящики и корзины) и мягкую (мешки, паковочные ткани и т. п.).
По готовности к использованию: мешки 1 кат. – не прелые, без заплат и штопок; мешки 2 кат. – имеют не более 3 заплат и штопок; мешки 3 кат. – не более 5 заплат и штопок.
Унификация тары— процесс приведения всего многообразия видов, форм и размеров тары к ограниченному числу типоразмеров и закрепление их за определенными товарными группами. Она осуществляется на базе единого модуля для тары, транспортных средств, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ и оборудования для хранения. Модулем унификации для транспортной тары принят размер 600x400 мм.
Стандартизация тары - установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения материалов изготовления, конструктивных особенностей, размеров, формы и веса, установление общих технических требований к таре, правил ее приемки, маркировки, транспортирования и хранения.
Различают две группы стандартов на тару: нормативные стандарты, в которых сформулированы общие технические требования к таре, определены ее типы и основные параметры, методы испытаний; предметные стандарты для конкретных видов продукции (товара). В них приведены наименование и назначение тары, типы и особенности ее конструкции, технические требования и т. д.
Маркировка тары – текст, услов.обозначения, знаки и рис.на упак-ке и/или продукции для упрощения погрузки-разгрузки, транспортировки и хранения. Виды маркировки: товарная (наименование тов., завод.марка, сорт, название завода-изготовителя, №партии и заказа, логотип предприятия и контакт.инф-ция, дата упак-ки продукции, штрих-код, знаки сертификатов по ISO-2000); транспортная (инф-ция об отправителе и получателе, способах обращения с упак-кой при транспортировании и хранении; несет в себе дробный знак напр. 500/20 = 345584, где 500-порядковый № отправки, 20-число мест в отправке, 345584-№товарно-транпорт.накладной); специальная – спец.маркировоч.знаки.
Тара-оборудование – унифицированный товароноситель, предназначенный для хранения, укладки, транспортировки, доставки и продажи тов.