Стандартизация и унификация тары

Стандартизация – деятельность, направленная на разработку на базе методов унификации, типизации, агрегатирования наиболее рациональных типов тары; общих технич требований к ней, маркировке, транспортировке; правил приемки и хранения тары и последующее возведение их результатов в норму, оформленную в виде стандарта.

Основные задачи стандартизации тары:

·Обеспечение совместимости с системами международной стандартизации

·Увязка типоразмеров тары со всеми звеньями сферы ее обращения

Стандарты подразд на нормативные (опред общие технич требования) и предметные (разраб на основе нормативных и содержат требования к конкретному виду тары).

Стандарт предусматривает след:

·Назначение данного вида тары

·Типы тары в зависимости от ее конструктивных особенностей

·Кол-во выпускаемых номеров тары, разл по наружным и внут размерам

·Технич требования к таре

·Маркировку

·Внешний вид

Показатели кач-ва тары: надежность, транспортабельность, технологичность, эстетичность.

Маркировка должна наноситься несмываемой краской или выжиганием. Маркировка должна содержать название предприятия-изготовителя или его тов знак, а также обознач стандарта по котор изгот тара.

Унификация тары – метод стандартизации, заключающийся в приведении тары к единообразию на основе установления рационального числа ее разновидностей.

Типы унификации:

· Типоразмерная (для тары одинакового функц назнач, отлич друг от друга числовым значение главного параметра)

· Внутритиповая (для тары одинакового функцион назнач, одинаковое числовое знач главного параметра, но отлич конструктивным исполнением составных частей)

Унификация тары производится на базу единого модуля для тары, транспортных средств, оборудования для хранения и погрузочно-разгрузочных работ. В основе этого модуля лежат размеры международного плоского обменного поддона 800-1200 мм.

Маркировка тары

Маркировка тары - знаки и рисунки на упа- ковке и/или продукции для идентифицирования и упрощения погрузочно-разгрузочных операций во время транспортир и хранения.

Маркировка должна наноситься несмываемой краской или выжиганием. Маркировка должна содержать название предприятия-изготовителя или его тов знак, а также обознач стандарта по котор изгот тара.

Организация оборота тары

Тарооборот – совок-ть операций, связанных с приемкой тары по кол-ву и кач-ву, вскрытием и высвобождением её от товара, хранением и возвратом для повторного исп-ия.

Основной нормативный акт, регламент-ий орг-ию тарооборота, - договор на поставку товара, заключенный между поставщиком и покупателем, в кот-ом предусм-ся вид тары, применяемой при поставке товара, цена на нее, порядок возврата.

Приемка тары по кол-ву и кач-ву: осущ-ся матер-но ответств лиц.

Кол-во: проверяют одновременно с приемкой товаров на основании сопровод-ых док-ов.

При кач-ой приемке: обращают внимание на соотв-ие тары требованиям стандартов и ценам, предусм-ым в договоре поставки товаров.

При обнаружении ненадлежащего кач-ва тары или расхождений в кол-ве пол-ль составляет акт, который служит обоснованием для предъявления штрафных санкций к поставщику. Также проверяют правильность маркировки тары.

Вскрытие и хранение тары:на каждом торговом предпр-ии должен быть набор инстр-ов для вскрытия тары: топорики-гвоздодеры, трубчатые гвоздодеры, молотки, клещи, ножи, съемники обручей и др. Все виды тары должны вскрываться исключительно со стороны крышки ящика или бочки, горловины, швов.

Освобожденная от товаров тара должна быть рассортирована, отремонтирована и отправлена на хранение.

Возврат тары:регул-ся договорами поставки товаров, в которых по согласованию с поставщиками устан-ся конкретные сроки возврата многооборотной и инвентарной тары по залоговым ценам.

Деревянная тара подлежит обязательному возврату тарным базам Белорусского концерна по мат-ым ресурсам, мешкотара – базам «Бакалея» или мелькомбинатам; картонная тара подлежит возврату в виде макулатуры соотв-им орг-ям по переработки вторичного сырья или поставщикам.

Приему от населения и возврату подлежит стеклотара бел-го произв-ва, марк-ая в устан-ом порядке по залоговым ценам между пром-ми и торговыми орг-ями и приемными пунктами.

Приемка стеклотары осущ-ся:

- в спец-ых приемных пунктах;

- торговом зале магазина, реализ-го товар в стеклотаре;

- на дому у граждан, орг-ий и ИП.

В процессе обращения тары в торговле могут иметь место как потери, так и доходы.

Потери связаны, прежде всего, с несовершенством закон-ва, отсутствием четких инстр-ий и положений, регул-их товароо-борот, ненадлежащим состоянием тарного хоз-ва в торговле, не-заинтересованностью конкретных раб-ов в сохранности тары,др

Доходы в торговле могут иметь место при создании должных условий для приемки и хранения тары, своевременного возврата и повторного исп-ия.

В орг-ии обращения тары важное место занимает порядок ее оплаты, утвержденный постановлением Департамента цен при Госэкономплане Беларуси от 29.04.1993 г. №183 ц. и Правилами обращения возвратной деревянной и картонной тары (2000 г.).

Порядок оплаты тары:

1. Если прод-ия должна поставляться в транспортной таре, то тара опл-ся след-им образом: деревянная и картонная опл-ся товарополучателями сверх цен на прод-ию в размерах 40% договорной цены деревянной тары и 20% договорной цены картонной тары независимо от того, в новой или отремонтированной таре поставлен товар, остальная часть ст-ти тары включается в стоимость товара; возвратная деревянная и картонная тара опл-ся как обычная тара с применением коэффициентов

2. когда в прейскурантах или договорах указ-ся, что ст-ть тары включена в цену затаренной прод-ии, ст-ть тары сверх цен товаров не опл-ся, при этом тара подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.

3. когда в договорах ст-ть тары не включена в цену затаренной прод-ии, она опл-ся тарополучателем полностью по договорным ценам сверх цены товара и в договорах предусм-ся ее возврат в обяз-ом порядке поставщику по ценам поступления.

4. Многооборотная транспортная тара опл-ся пок-ем полностью сверх цены товара по договорным залоговым ценам, не превышающим стоимость тары.

5. Если товар должен поставляться без тары, но по требованию покупателя поставлен в транспортной таре, то она опл-ся пок-ем полностью сверх цены товара по договорной цене.

6. Оплата тканевых мешков, поставляемых с прод-ей, осущ с учетом их категории: 1-ой – по договорным ценам, 2-ой – со скидкой 15% цены 1 категории, 3 –ей – со скидкой 20% цены 2-ой категории, 4-ой – со скидкой 30% цены 3-ей категории.

1. Торговля: понятия, виды, функции.

Наши рекомендации