Тара и её роль в процессе товародвижения: классификация, основные виды тары. Организация тарных операций в торговле

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, не может быть сохранено и доставлено на потребительский рынок без тары и упаковки и, следовательно, не может стать товаром.

Основную массу продукции транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

У паковка — это средство или комплекс средств, которые обеспечивают защиту товаров от повреждений и потерь, а окружающей среды от загрязнений.

Тара представляет собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения отдельные виды тары участвуют не только вместе с продукцией (товаром), но и без нее.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующему:

· защитить окружающую среду от вредного воздействия некоторых товаров (лаки, краски, горючие, смазочные материалы);

• защитить товары от влияния других товаров и внешней среды;

• обеспечить условия для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

· придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций;

· упростить выполнение погрузочно-разгрузочных операций

· эффективно использовать транспортные средства при перевозках грузов;

· упростить количественный учет товаров;

· эффективно использовать ёмкость складских и торговых помещений для хранения товаров

• выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

• использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.

Расфасовка товаров в мелкую, удобную для потребителей тару облегчает и ускоряет процесс продажи, способствуя повышению производительности труда торговых работников, улучшает показатели работы магазинов, повышая культуру торгового обслуживания.

Процесс розничной продажи заметно ускоряется, если предлагаемые покупателю товары упакованы в мелкую, соответствующую запросам потребителей, тару. При этом возрастает производительность труда работников торговли, повышается уровень культуры торгового обслуживания, улучшаются показатели работы торгового предприятия.

В настоящее время при перевозках товаров народного по­требления автомобили простаивают в пунктах погрузки и разгрузки 40-50% времени в наряде: затраты на выполнение погрузочно-разгрузочных работ составляют не менее 30-35% от всех автотранспортных издержек.

Осуществляя коммерческую работу с транспортом, коммерческие предприятия вынуждены иметь дело с тарой в ее многообразном функциональном назначении.

Тара выполняет функции размещения и упаковки товара, обеспечивает его защиту от потерь, от снижения качества и выполняет роль рекламы потребительских свойств.

Разнообразие тары обусловлено физико-химическими свойствами товаров, а также использованием различных материалов, из которых изготавливается тара и упаковка.

В основу классификации тары положены следующие признаки:

ü функции в процессе товарного обращения;

ü кратность использования;

ü принадлежность;

ü назначение;

ü метод изготовления;

ü конструктивные особенности;

ü прочность;

ü устойчивость к внешним воздействиям;

ü материал изготовления.

Тара, применяемая в торговле, должна отвечать экономическим, техническим, санитарно-гигиеническим, эстетическим и требованиям экологической безопасности.

Вид тары — это классификационная единица, определяющая тару по форме.

Основными видами тары являются:

Ø ящик — транспортная тара с корпусом, имеющим в сечении, параллельном дну, форму прямоугольника, с дном, двумя торцовыми и боковыми стенками, с крышкой или без нее;

Ø бочка — транспортная тара с корпусом цилиндрической или параболической формы, с обручами или зигами (гофрами) катания, с доньями;

Ø барабан — транспортная тара с гладким или гофрированным корпусом цилиндрической формы, без обручей или зигов катания, с плоским дном;

Ø мешок — транспортная мягкая тара с корпусом в форме рукава, с дном и горловиной, которая может быть открытой или закрытой клапаном;

Ø фляга — транспортная многооборотная тара с корпусом цилиндрической формы и цилиндрической горловиной, диаметр которой меньше диаметра корпуса, с приспособлением для переноса и крышкой с затвором;

Ø канистра — тара с корпусом, имеющим в параллельном дну сечении форму, близкую к прямоугольной, с приспособлением для переноса, сливной горловиной и крышкой с затвором.

Ø банка — потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса или незначительно меньше его, с плоским или вогнутым дном, вместимостью от 0,025 до 10 дм3;

Ø бутылка — потребительская тара преимущественно с цилиндрическим корпусом, переходящим в узкую горловину, предусмотренную для укупоривания, с плоским или вогнутым дном;

Ø коробка — разовая потребительская тара с корпусом разнообразной формы, с плоским дном, закрываемая крышкой (съёмной или на шарнире);

Ø пачка — разовая потребительская тара с корпусом в форме параллелепипеда, закрываемая клапанами;

Ø пакет — разовая потребительская тара с корпусом в форме рукава, с дном и открытой горловиной вместимостью до 20 дм3;

Ø пробирка — потребительская тара с цилиндрическим корпусом, с плоским или выпуклым дном, с горловиной, диаметр которой равен диаметру корпуса, укупориваемая пробкой или крышкой, вместимостью до 0,05 дм3;

Ø туба — разовая потребительская тара с цилиндрическим фигурным корпусом, обеспечивающим выдавливание содержимого, с узкой горловиной, укупориваемой бушоном, и закрываемым после наполнения продукцией;

Ø ампула — разовая потребительская тара с цилиндрическим корпусом и вытянутой горловиной, герметично запаиваемой- после наполнения продукцией, с плоским или выпуклым дном.

Применяемую в настоящее время тару по функциональному назначению подразделяют на транспортную, производственную и потребительскую.

Транспортная (внешняя) тара обеспечивает сохранность товара при транспортировании и хранении. Транспортная тара представляет собой самостоятельную транспортную единицу, в которой продукцию перевозят, хранят в процессе её движения от производства до потребителя. К такой таре относится большинство видов деревянных, картонных, металлических, полимерных ящиков, бочек,барабанов, коробок, фляг и др.

Производственную тару используют для перемещения внутри промышленного предприятия, между цехами и для подачи к рабочим местам сырья, полуфабрикатов. Производственной тарой служат деревянные ящики, металлическая тара, поддоны.

В последние годы наиболее распространённой является тара-оборудование. Тара-оборудование представляет собой изделие, предназначенное для укладывания, транспортирования, временного хранения и продажи из него товаров.

Потребительская (внутренняя) тара обеспечивает сохранность расфасованного товара от производства до потребителя, во время доставки защищается внешней тарой. Их стоимость включается в цену товара и оплачивается конечным покупателем.

Такая тара, как правило, переходит к потребителю вместе с товаром. К потребительской таре относятся бутылки различной емкости, консервные жестяные банки, флаконы, коробки для папирос, тубы, стаканчики, коробки, пакеты из бумаги и п/мерной пленки и др.

К потребительской таре предъявляются повышенные эстетические требования, она должна привлекать внимание покупателя, а также содержать информацию об изготовителе, количестве, потребительных свойствах и правилах использования товара, создавать товару рекламу.

Разновидностью потребительской тары является подарочная.

По конструктивным особенностям тару подразделяют на неразборную, разборную, складную, разборно-складную, закрытую, открытую, а также штабелируемую.

Тару классифицируют и в зависимости от материала, из которого она изготовлена, сопротивляемости механическим, воздействиям; конструкции; назначения и массы упаковываемой продукции, а также условий транспортировки; количества оборотов.

По материалу изготовления различают тару деревянную (бочки, ящики, клетки, решетки); картонную (ящики, короба, коробки); бумажную (мешки); из полимерных материалов(ящики, пленки, мешки, сетки, банки, коробки); металлическую (бочки, бидоны, фляги); текстильную (тканевые мешки), стеклянную (бутылки, банки и др.), прочую — из хвороста, щепы и дранки (корзины, мешки и др.), комбинированную (малогабаритные контейнеры).

В зависимости от устойчивости к внешним воздействиям тара может быть пыле-, свето-, жиро-, газо-, паро-, влагонепроницаемой.

По степени жесткости конструкции, т. е. способности тары к сопротивлению внешним воздействиям и сохранению своей первона­чальной формы различают тару жесткую, мягкую и полужесткую.

Жесткая тара способна выдержать внешнее воздействие, сохранив свою форму при транспортировке. К ней относятся деревянные и полимерные ящики, бочки, фляги и др.

Мягкая тара при заполнении товаром приобретает его форму, степень ее сопротивления механическому воздействию ниже, чем у жесткой. Преимущество мягкой тары заключается в том, что ее можно складывать, она занимает меньшую площадь при хранении и транспортировке (мешки, пакеты).

Полужесткая тара менее устойчива к воздействию внешней среды, но относительно длительное время сохраняет свою первоначальную форму. К ней относятся картонные короба, корзины полимерные тубы и др.

По назначению и массе упаковываемой продукции, а также условиям транспортировки различают тару закрытую, открытую, плотную, решетчатую.

В зависимости от кратности использования (по количеству оборотов)различают тару однооборотную (разового потребления, возвратную) и многооборотную.

Разовая тара предназначена для однократного использования при поставках товаров. К ней относится большинство видов потребительской тары, а также подлежащая утилизации после использования транспортная тара.

Тара разового потребления проходит вместе с товаром весь путь из сферы производства в сферу обращения или потребления один раз и не возвращается для повторного использования.

Основная часть тары предназначена для повторного использования и после освобождения из-под товаров должна быть возвращена поставщикам (называется возвратной) - тара, бывшая в употреблении, но используемая повторно.

Многооборотная тара предназначена для многократного ее использования при поставках товаров, а потому, как правило, подлежит обязательному возврату поставщику.

Многооборотная тара совершает несколько оборотов, количество которых зависит от ее прочности и соблюдения правил эксплуатации. Основная часть тары является многооборотной и после высвобождения подлежит возврату поставщику или тарособирающей организации.

Разновидностью многооборотной транспортной тары является инвентарная тара, которая принадлежит поставщикам или торговым предприятиям. Такая тара должна иметь маркировку с данными о ее владельце и инвентарный номер. При отправке товаров в инвентарной таре поставщик взимает с покупателя ее залоговую стоимость.

По методам изготовления различают клееную, штампованную, литую, сварную, бондарную и другую тару.

По принадлежности тару подразделяют на общего пользования (залоговую) и инвентарную.

Залоговой называют тару, стоимость которой входит в стоимость товара. Она принадлежит промышленности, и возврат ее осуществляется потребителем. Залоговая тара — это, как правило, стеклянная посуда различной емкости. Инвентарная тара предназначена для доставки от поставщика в розничную торговую сеть отдельных групп товаров. При доставке товара в инвентарной таре розничное торговое предприятие выплачивает промышленности ее стоимость, которая выше себестоимости тары. Это стимулирует ее возврат.

Инвентарной является многооборотная тара, принадлежащая конкретному предприятию (промышленности, оптовым базам и розничным торговым предприятиям) и подлежащая возврату данному предприятию.

По назначению тару делят на универсальную, применяемую для затаривания различных товаров, и специализированную — только для определенных товаров.

Тара и упаковка товаров должны соответствовать требованиям стандартов или технических условий. Номера и индексы стандартов и технических условий на тару указываются в договоре.

В торговле выполняется целый ряд операций, связанных с обращением тары. Основными из них являются:

• приемка тары, поступившей с товаром;

• вскрытие тары и высвобождение ее из-под товара;

• хранение тары;

• возврат тары;

• документальное оформление операций с тарой.

Приемку тары производят материально ответственные лица одновременно с приемкой поступившего в ней товара.

Принимая тару, материально ответственное лицо сверяет правильность маркировки на таре с данными накладной или счета-фактуры, а также правильность указания цены в этих документах в соответствии с прейскурантами. В случае какого-либо несоответствия составляется приемный акт при участии представителя общественности, и об этом делается отметка в накладной.

Приемка тары по количеству и качеству осуществляется в порядке, установленном договором купли-продажи или поставки.

Проверяется правильность характеризующей тару маркировки. Она должна содержать:

v наименование предприятия-изготовителя тары или его товарный знак;

v обозначение стандарта или другой нормативно-технической документации;

v надпись «Многооборотная» (для многооборотной тары).

Вскрытие тары производят в определённой последовательности с помощью специального инвентаря, что позволяет избежать её повреждений.

Такой инвентарь включает различные приспособления, при помощи которых производится вскрытие деревянной, металлической и мягкой тары. Сюда относят съемники обручей, гвоздодеры-ножницы (для выдергивания гвоздей и резки упаковочной ленты), гвоздодеры ударные (для выдергивания гвоздей и шурупов, головки которых не выступают над поверхностью тары), обыкновенные гвоздодеры, хозяйственные молотки, клещи, ключи для вскрытия резьбовых пробок металлических бочек.

Хранят тару в специально отведенных помещениях или под навесом, защищающим ее от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Это могут быть подсобные помещения магазина или пристроенные помещения легкого типа (навесы, сараи и т. д.).

Нельзя хранить тару в торговом зале, а также использовать ее для временного хранения какого-либо сырья или товара.

Многооборотная тара хранится на предприятиях торговли до накопления отгрузочных партий. Разовая тара после освобождения из-под товара в большинстве случаев подлежит утилизации.

Правила возврата тары определяются договором. Особые требования установлены для возврата многоборотной тары.

Завершающая операция с тарой на предприятиях розничной торговли — ее вывоз — производится на основании товарно-транспортной накладной.

По таре могут быть расходы, убытки и доходы.

Расходы - это затраты, без которых, как правило, невозможно обойтись (перевозка, погрузо-разгрузочные работы, ремонт и т. п.).

Убытки - это потери от бесхозяйственного отношения к таре (бой, лом, снижение качества и т. п.).

К доходам по таре относят: стоимость тары, полученной от поставщиков бесплатно; превышение стоимости тары по сдаточным ценам над стоимостью тары по учетным ценам и др.

К многооборотной таре, т. е. таре, которая может быть использована многократно, относится специальная тара, применяемая при поставках определенного вида товаров (например, барабаны из-под кабеля, конусы и патроны из-под пряжи и др.); инвентарная тара, являющаяся инвентарем поставщика; залоговая тара т. е. отпускаемая под залог.

Наши рекомендации