В-21. Формирование ассортиментной политики розничной торговой организации
Формирование ассортимента — это сложный и непрерывный процесс, основная цель которого заключается в наиболее полном удовлетворении потребностей населения в товарах. Кроме того, правильно сформированный ассортимент позволяет обеспечить прибыльную работу торгового предприятия.
Задачи ассортиментной политики могут быть различными:
1. Удовлетворение запросов потребителей
2. Оптимальное использование технологических знаний и опыта фирмы
3. Оптимизация финансовых результатов фирмы
4. Завоевание новых покупателей
Главный принцип формирования ассортимента магазина – нужный товар в нужное время, в нужном месте, с соответствующей ценой и достаточной информационно-рекламной поддержкой там, где он продается.
В основу построения ассортимента в розничной торговле должно быть положено рациональное соотношение отдельных групп товаров в зависимости от:
• объема товарооборота магазина;
• размера торговой площади;
• технической оснащенности;
• условий товароснабжения.
При формировании ассортимента следует также учитывать:
• численность обслуживаемого населения;
• наличие между населенными пунктами транспортных связей;
• месторасположение магазина по отношению к другим торговым предприятиям (при этом обязательно принимается во внимание ассортимент предлагаемых ими товаров).
На процесс формирования ассортимента товаров существенное влияние оказывают факторы, определяющие спрос населения:
• социальные (социальный состав обслуживаемого населения, его образовательный и культурный уровень, характер трудовой деятельности);
• экономические (развитие производства, уровень доходов и социального обеспечения населения, уровень розничных цен на товары);
• демографические (численность и состав населения, количество и состав семей);
• природно-климатические (географическое расположение населенного пункта, климат);
• национально-бытовые (национальный состав населения, его традиции, нравы, обычаи).
Заметное воздействие на спрос оказывают мода и достижения научно-технического прогресса, поэтому их тоже нельзя не учитывать, формируя ассортимент товаров.
При формировании торгового ассортимента розничного торгового предприятия могут быть использованы различные принципы:
- функциональный: офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары;
- потребительский:, детские, военные товары;
- сбытовой: товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке;
• ценовой: дешевые, дорогие товары, товары по умеренным ценам, товары
класса «люкс» и др.
Ассортимент розничного торгового предприятия условно можно разделить на три группы.
1.Базовый ассортимент — это основные товары, на которые приходится не менее 50% продаж предприятия.
2. «Привлекающие» («зазывные») товары - это товары повседневного спроса, являющиеся для покупателей показателем уровня цен в магазине, которые продавцы обычно стараются поддерживать на уровне конкурентов, а некоторые устанавливают их ниже рыночных.
3. Дополняющие (ассортиментные) товары. Доля этих товаров в товарообороте обычно не превышает 15%. Магазин, предлагающий более широкий ассортимент, вызывает большее доверие покупателей. Покупатель может приобретать одну и ту же марку товара, но наличие на полке других марок стимулирует его покупку.
Для первых двух групп важно постоянное наличие в продаже указанных товаров, тогда как ассортимент дополняющих товаров постоянно меняется.
Постоянство и широта ассортимента являются важными факторами его формирования. Большинство покупателей продуктов питания, да и товаров народного потребления в целом, предпочитают устойчивый ассортимент.
На ассортимент огромное влияние оказывают уровень розничных цен, упаковка и возможности размещения.
Под полнотой ассортиментапонимается предоставление покупателю широкого выбора разновидностей товаров, а под устойчивостью — обеспечение постоянного наличия в продаже определенных разновидностей товаров. Они могут быть определены с помощью коэффициентов полноты и стабильности.
Коэффициент полноты ассортимента (Кп) можно определить по формуле:
Qф – фактическое кол-во разновидностей товаров в момент обследования (проверки);
Qп – кол-во разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
Коэффициент стабильности, или устойчивости, ассортимента (Ку) определяется по формуле:
Qф1, Qф2 …Qф3 – фактическое кол-во разновидностей товаров в момент отдельных проверок.
Qп – кол-во разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем.
n – кол-во проверок.
Коэффициент устойчивости ассортимента определятся за конкретный период (месяц, квартал, год).
При росте коэффициента устойчивости из ассортиментного перечня следует исключить товары сезонного спроса, которые в период проверки не реализуются. Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже: для универсамов и гастрономов - 0,90; для универмагов - 0,80; для магазинов обуви и одежды - 0,75; для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных, галантерейных товаров - 0,85. В-25. Услуги розничной торговой организации, их классификация, особенности организации и критерии выбора.Управление процессом обслуживания покупателей неразрывно связано с управлением важнейшими экономическими показателями деятельности торгового предприятия, существенно влияющими на его финансовое состояние. Эффективность этого управления прямо влияет на объем товарооборота, сумму доходов и прибыли торгового предприятия, а следовательно и на возможности финансового обеспечения его предстоящего развития.
Хотя понятие "уровень обслуживания покупателей в магазине" носит обобщенный характер, оно определяется рядом конкретных элементов, которые играют различную роль в обеспечении этого уровня. К числу наиболее важных относятся следующие элементы (рис).
Для торговой организации удовлетворенность потребителя обслуживанием должна быть не менее важна, чем удовлетворенность приобретенным товаром.В соответствии с ГОСТ Р 51304-99 «Услуги розничной торговли. Общие требования» эти услуги включают:
- реализацию товаров;
- оказание помощи покупателю в совершении покупки и при ее использовании;
- информационно-консультационные услуги;
- предоставление удобств покупателю.
Реализация товаров как услугасостоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента — приемка товаров — обеспечение хранения — предпродажная подготовка — выкладка товаров — предложение товаров покупателю — расчет с покупателем — отпуск товара.
Выделяют следующие методы продаж:
- продажа товаров с индивидуальным обслуживанием покупателей;
- продажа товаров со свободным доступом к ним покупателей;
- продажа товаров по образцам;
- продажа товаров при полном самообслуживании покупателей.
К услугам по оказанию помощи в совершении покупки и послепродажному обслуживаниюотносятся:
- прием и исполнение заказов на товары (прием и оформление заказов непосредственно на предприятии торговли по телефону или вне предприятия , комплектование заказов, упаковывание заказов, отпуск товаров непосредственно на предприятии торговли и/или доставка на дом);
- организация доставки товаров;
- упаковывание купленных в магазине товаров;
- комплектование и улучшенное упаковывание подарочных наборов из имеющихся в наличии товаров, в том числе по заказам;
- оценка и прием на комиссию вещей на дому у комитента;
- оценка ювелирных изделий на дому;
- оценка антиквариата на дому;
- прием стеклопосуды;
- реализация товаров в кредит;
- организация работ по послепродажному обслуживанию (организация работ по установке технически сложных товаров на дому у покупателя, по сборке мебели и др.);
- организация приема заказов на выполнение ремонтно-строительных и монтажных работ с использованием товаров, приобретенных в магазине;
- предоставление кабины или салона для прослушивания фонограмм, просмотра видеокассет, которые имеются в продаже;
- предоставление кабины для зарядки фотоаппаратов.
К информационно-консультационным услугамотносятся:
- предоставление информации об услугах, оказываемых магазином, аудио- и видеосредствами;
- консультации специалистов по товарам;
- проведение рекламных презентаций товаров (показ товаров, дегустация продуктов питания).
К услугам по созданию удобств для покупателяотносятся:
- организация и создание мест отдыха;
- предоставление комнаты матери и ребенка (при наличии комплекса товаров для детей);
- гарантированное хранение купленных товаров;
- прием и хранение вещей;
- организация питания;
- реализация продуктов питания для потребления на месте;
- парковка личных автомашин на организованной стоянке у магазина.
Услуги торговли должны отвечать требованиям социального назначения, функциональной пригодности, эргономики, эстетики, технологичности, безопасности, охраны окружающей среды.
Требования социального назначения услуги торговли предусматривают:
обеспеченность населения услугами данного вида; соответствие уровня качества услуги розничной цене; социальную адресность услуги, то есть ее соответствие требованиям различных групп потребителей, в том числе инвалидов.
К требованиям функциональной пригодности услуги торговли относят: точность и своевременность ее оказания (соблюдение установленного режима работы магазина, точность срока выполнения услуги, точность выписки счета и оформления кассового чека и др.); наличие товаров надлежащего качества; наличие товаров установленного для данного типа магазина ассортимента;
обеспечение условий для компетентного выбора покупателем товаров и услуг; информативность (наличие необходимой и достоверной информации об услугах и товарах, номенклатуре услуг и .ассортименте товаров, исполнителе услуги, о правилах и условиях оказания услуг, в том числе о правилах продажи товаров и правах покупателей; соответствие обслуживающего персонала своему профессиональному назначению, в том числе компетентность ;и умение общаться с покупателями.
Требования, эргономики услуги торговли включают: комфортность покупателей при оказании услуги (удобное размещение товара в торговом зале, входов, выходов, секций, оборудования и др.); гигиенические требования к уровню освещенности, вентилируемости, запыленности, шума, температуры в торговом зале, к персоналу, к содержанию помещений, рабочих мест, к оборудованию и т. п.; доступность информации возможностям восприятия покупателем.
Требования эстетики услуги торговли предусматривают гармоничность, стилевое единство, целостность композиции и художественной выразительности:
- оформления фасада здания, вывески, витрин, выкладки на торговом оборудовании, рабочего места и внешнего вида обслуживающего персонала, исполнений материалов, фирменных знаков и указателей, сопроводительной документации и др.;
- интерьера торгового зала путем оснащение соответствующей мебелью, оборудованием, инвентарем и подбора решения и освещения.
Требования технологичности услуги торговли включают:
- наличие рационального набора технологического оборудования, инвентари определенных типов и моделей, размеров, формы и назначения с учетам используемых методов продажи, ассортимента товаров, оказываемых услуг; создание условий экономичности и простоты и технического обслуживания;
- наличие помещений, необходимых для организации процесса, и рационального движения покупательских и товарных потоков, обеспечение рационального размещения, максимальной видимости выложенных товаров;
- наличие технических средств для обработки информации;
- оптимальный уровень затрат труда, времени и других ресурсов на проведение отдельных операций торгово-технологического процесса, создание условий для механизации трудоемких процессов обслуживания покупателей.
Безопасность услуг торговли должна обеспечиваться безопасностью предприятий торговли (зданий, оборудования, инвентаря), условий обслуживания покупателей, реализуемых товаров и соблюдением персоналом санитарных и других установленных требований.
Требования охраны окружающей среды заключаются в том, что оказание услуг розничной торговли не должно вызывать ухудшения характеристик природной среды (засоренность территории, запыленность и загазованность воздуха и т. п.).
Уровень шума транспортных средств, используемых предприятием торговли, не должен превышать установленных норм,
Для контроля качества и безопасности услуг торговли используют следующие методы:
- экспертный, в том числе органолептический и аналитический (проверка наличия и сроков действия обязательных документов, выдаваемых надзорными органами; анализ технологической документации — санитарных книжек персонала и др.; проверка маркировки на упаковке товаров на наличие сроков годности; осмотр предприятия торговли; прилегающих территории, инженерных коммуникаций, применяемого оборудования, инвентаря, складских помещений, условий хранения товаров, и др.);
- измерительный (проверка, технического состояния и режимов работы оборудования; определение показателей микроклимата, уровня шума и т. п.);
- социологический (проведение опроса потребителей и обслуживающего персонала, оценка результатов опроса и др.).