Организация предпродажного обслуживания
Лекция №6
Тема: фирменный технический сервис машин
1. Общие принципы и формы организации технического сервиса в системе фирменного обслуживания.
2. Организация предпродажного обслуживания
3. Особенности организации гарантийного обслуживания
4. Перспективная стратегия обеспечения работоспособности техники.
Фирменное обслуживание -комплекс организационно-технических, инженерных и коммерческих мероприятий, осуществляемых машиностроительными предприятиями с целью обеспечения высокого уровня стабильности и эффективности использования техники на протяжении всего срока эксплуатации.
Общие принципы и формы организации технического сервиса
Технический сервис в системе фирменного обслуживания обеспечивает выполнение перечня услуг по повышению эффективности использования и поддержанию в работоспособном состоянии техники в течение всего срока ее эксплуатации. Известно, что технический сервис характеризуется большим разнообразием форм и методов предоставления технических услуг в каждом отдельном случае.
Наиболее часто в системе фирменного обслуживания применяются следующие формы организации технического сервиса:
непосредственно предприятием - изготовителем техники;
предприятием-изготовителем через свои филиалы;
предприятием-изготовителем через консорциум (объединение) предприятий, поставляющих комплектующие узлы, агрегаты и системы;
предприятием-изготовителем через независимые специализированные фирмы (предприятия) на договорной основе;
предприятием - владельцем техники при активном содействии и помощи предприятия-изготовителя.
В практике встречаются и другие формы организации технического сервиса, представляющие собой модификации типовых форм или соединение отдельных их элементов. Но в любом случае производитель должен нести полную ответственность за технический сервис.
Многочисленные организационные формы технического сервиса подразделяются на две группы:
- формы сервиса, которые выполняются при непосредственном контакте производителя с потребителем техники,
-формы сервиса, предусматривающие оказание услуг через посредников.
Выбор варианта зависит:
- от характера выпускаемой продукции,
- определяется мощностью предприятия-изготовителя,
- определяется спецификой производства и сбыта,
- от размера финансирования и стоимостью услуг.
Обслуживание автомобилей требует развернутой сети технических центров и мастерских по всей территории размещения машинных парков, наличия развитой и дорогостоящей материально-технической базы у предприятий сервиса и многочисленных посредников.
Во всех случаях объемы работ и виды услуг технического сервиса определяются совместно производителем и потребителем.
Концепция развития технического сервиса ведущих производителей техники предусматривает:
обязательное их участие в выполнении всего комплекса услуг;
создание и развитие сети предприятий технического сервиса в регионах;
совершенствование организационных форм и технологий услуг;
совершенствование технической и эксплуатационной документации;
расширение реестра услуг.
Услуги технического сервиса машин подразделяются на:
-предпродажные
-послепродажные.
Состав этих услуг в системе фирменного обслуживания не носит нормативного характера, но опыт работы в данном направлении ведущих производителей позволяет перечислить основные из них:
предпродажное обслуживание;
подготовка и ввод в эксплуатацию;
гарантийное обслуживание;
послегарантийное ТО (объем, периодичность, состав работ и технологии выполнения которого регламентируются соответствующей документацией на технику);
текущий и другие разновидности ремонта;
полное удовлетворение запросов потребителей на запасные части;
технические консультации и обеспечение потребителей соответствующей технической документацией;
диагностика систем и механизмов машин;
модернизация техники.
При организации технического сервиса поставляемой техники зготовитель тщательно изучает региональные особенности эксплуатации техники, оснащенность и мощности предприятий - владельцев машин, наличие местных специалистов и степень их квалификации, а также другие факторы, определяющие реестр и объемы предлагаемых услуг.
Организация предпродажного обслуживания
Предпродажное обслуживание выполняется за счет производителей техники на предприятиях системы фирменного обслуживания.
В нашей стране на отдельные виды машиностроительной продукции существуют ГОСТы на предпродажное обслуживание, определяющие его цели, задачи и состав работ, общие требования и методы контроля предпродажного обслуживания легковых и грузовых автомобилей, автобусов. Наличие ГОСТа на предпродажное обслуживание, направлено на защиту прав потребителей продукции.
Цель предпродажного обслуживания - это обеспечение комплектности и исправности машины, реализуемой покупателю.
Задачами предпродажного обслуживания являются:
идентификация машины и эксплуатационных документов;
расконсервация машины;
внешний осмотр, проверка комплектности машины;
монтаж комплектующих изделий, не устанавливаемых изготовителем на период транспортирования машины к месту продажи;
установка на машину (по договору между продавцом и покупателем) дополнительных сборочных единиц (приборов, приспособлений, оборудования);
проверка уровней и при необходимости заправка или дозаправка машины топливом, рабочими жидкостями, смазочными и другими эксплуатационными материалами;
проверка работоспособности машины;
проверка соответствия машины требованиям безопасности, эргономики и защиты окружающей среды;
регулировка при необходимости различных сборочных единиц и систем.
Риск получения недоукомплектованной и технически неисправной продукции снижается при получении ее представителями торгующей организации непосредственно на предприятии-изготовителе.
Предпродажное обслуживание автомобилей, должно проводиться в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87, ГОСТ 21393-75, ГОСТ 22895-77, ГОСТ 25478-91.
Идентификация включает в себя проверку соответствия марки машины, ее заводского номера, года выпуска, маркировки двигателя и рамы информации, указанной в эксплуатационной документации, а также проверку наличия сертификата соответствия или одобрения типа транспортного средства.
Расконсервация машины должна выполняться в соответствии с ГОСТ 27252-87 и требованиями руководства по эксплуатации.
Проверка эксплуатационной комплектности и внешний осмотр проводятся в целях контроля целости различных деталей и сборочных единиц, прочности их крепления, а также проверки наличия дефектов и целости пломб в местах, предусмотренных эксплуатационной документацией. Проверяется также комплектность ЗИП и машины в целом.
Монтаж на машину комплектующих изделий, снятых на период транспортирования, проводится согласно эксплуатационной документации.
Установка дополнительных сборочных единиц проводится при условии соблюдения требований безопасности техники, в том числе безопасности при эксплуатации, пожарной безопасности и безопасности для окружающей среды. Изменения в конструкции согласовываются с изготовителем.
Заправка и дозаправка машин ТСМ должна проводиться закрытым способом в соответствии с эксплуатационной документацией. Применяемые ТСМ должны быть снабжены сертификатами или иными документами, подтверждающими их марку и качество.
Проверка работоспособности машины проводится на стоянке и придвижении. Пуск силовой установки осуществляется согласно эксплуатационной документации. При этом проверяют работу стартера и пускового подогревателя.
Проверка работоспособности машины включает в себя:
проверку устойчивости работы на холостом ходу и в переходных режимах силовой установки;
проверку работы контрольно-измерительных приборов, бортовых компьютеров, индикаторов, рулевого управления, рычагов и педалей в кабине;
проверку работы навесного оборудования и элементов привода, а также системы автоматики, предусмотренной конструкцией;
проверку работы муфты сцепления, коробки передач и элементов гидропривода трансмиссии.
Проверка выполнения требований безопасности должна проводиться по машине в целом, по отдельным системам, а также перед запуском, при работающей силовой установке и после ее остановки.