Ориентирование летных полос по ветровому режиму

Одна из важных проблем, возникающих при выборе участ­ка под аэродром— ориентирование летных полос по ветро­вому режиму. Как правило, взлет и посадка современных тя­желых самолетов должны производиться против ветра (толь­ко в исключительных случаях допускается взлет и посадка с попутным ветром, но при этом попутная составляющая вет­ра не должна превышать 5 м/с). Большое значение для устой­чивости и управляемости воздушных судов особенно при ог­раниченных коэффициентах сцепления и (или) наличии на поверхности ВПП осадков имеет боковая нагрузка, обуслов­ленная давлением боковой составляющей скоростного напора, возникающей под воздействием боковой составляющей ветра. Скорость бокового ветра (боковой составляющей скорости ветра) не должна превышать предельно допустимой (критиче­ской) величины, зависящей от конструктивных особенностей

воздушного судна на сухой ВПП. При наличии на ВПП осад­ков или при пониженных коэффициентах сцепления допусти­мая боковая скорости ветра резко уменьшается. Встречный ветер может быть достаточно большим, но для надежной ус­тойчивости взлетов и посадок его величина также ограничи­вается и составляет: для самолетов 25—40 м/с; вертолетов — 15—20 м/с.

Характеристики ветрового режима местности обычно за­даются в климатологических справочниках по восьми или шестнадцати румбам с градациями, иногда не совпадающими с принимаемыми в аэродромных расчетах. В большинстве слу­чаев каждая ВПП может использоваться для взлетов и поса­док в двух взаимопротивоположных направлениях, поэтому при расчетах необходимо знать суммарные повторяемости ветров по противоположным направлениям. Для этого нужно пересчитать ветровой режим по данным градациям и по­строить таблицы повторяемости ветров по совмещенным на­правлениям. Оптимальным направлением ВПП является та­кое, которое обеспечивает возможность взлетов и посадок воздушных судов в течение наибольшего, количества ветреных дней. Для определения ветровой обеспеченности аэродрома существует понятие ветровой загрузки, его количественной ха­рактеристикой является коэффициент ветровой загрузки (КВЗ), то есть процент повторяемости ветров, при котором боковая составляющая их скорости не превышает расчетной величины для данного класса аэродрома. В соответствии с требованиями СНиП-11-47-80 установлены* предельно допус­тимые нормативные значения боковых составляющих скорости ветра и коэффициентов ветровой загрузки (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Класс аэродрома Предельно допустимая боковая составляющая скорости ветра, м/с Коэффициент ветровой загрузки, %
А, Б, В, Г Д Е

Для определения коэффициента ветровой загрузки необ­ходимо предварительно подсчитать значение допустимых уг­лов отклонения направления взлета (посадки) и направления ветра при различных скоростях ветра и (рис. 3.1):

Ориентирование летных полос по ветровому режиму - student2.ru

Полученные значения откладываются (в масштабе рум­ба) на совмещенной панорамной розе ветров в обе стороны от намеченного направления ВПП.

Коэффициент ветровой загрузки определяется по формуле:
Ориентирование летных полос по ветровому режиму - student2.ru

Рассмотрим определение допустимых углов отклонения от­носительно ВПП (рис. 3.2).

Анализируя изменения допустимых углов отклонения вет­ра, можно констатировать, что с увеличением скорости ветра допустимый угол отклонения уменьшается. Однако боковая составляющая ветра (под углом 90° к ВПП) во всех случаях должна быть в пределах 12 м/с.

Ориентирование летных полос по ветровому режиму - student2.ru

Наши рекомендации