Санитарно-эпидемиологические требования к мебели, оборудованию, режиму уборок и бельевому режиму в организациях здравоохранения

Санитарно-противоэпидемический режим процедурного кабинета.

Выписка из Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь №107 от 28.10.2013г.

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ САНИТАРНЫХ НОРМ И ПРАВИЛ "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИЯМ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, ОКАЗАНИЮ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПО КОСМЕТОЛОГИИ, А ТАКЖЕ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ"

ГЛАВА 4

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРЕННЕЙ ОТДЕЛКЕ ПОМЕЩЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

68. Внутренняя отделка помещений организаций здравоохранения должна соответствовать следующим требованиям:

должна выполняться в соответствии с функциональным назначением помещений организаций здравоохранения;

должны использоваться материалы, соответствующие требованиям ТНПА.

69. Стены, полы и потолки помещений организаций здравоохранения должны выполняться из влагонепроницаемых материалов, устойчивых к моющим средствам и химическим средствам дезинфекции, соответствующим требованиям ТНПА.

70. В помещениях палат хосписов допускается использование ковров и иных съемных покрытий пола, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.

71. Полы в операционных, малых операционных, индивидуальных родовых палатах и родильных залах организаций здравоохранения должны быть антистатические.

72. В помещениях организаций здравоохранения допускается применение подвесных потолков, конструкция и материалы которых обеспечивают возможность проведения влажной уборки и дезинфекции их поверхности.

В инфекционных и туберкулезных отделениях не допускается применение подвесных потолков, конструкция которых не обеспечивает герметизацию запотолочного пространства.

ГЛАВА 5

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОТОПЛЕНИЮ, ВЕНТИЛЯЦИИ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЮ, МИКРОКЛИМАТУ, ВОЗДУШНОЙ СРЕДЕ, ЕСТЕСТВЕННОМУ И ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ, ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

73. Системы отопления, вентиляции помещений организаций здравоохранения должны обеспечивать допустимые параметры микроклимата и воздушной среды помещений, установленные ТНПА. В помещениях организаций здравоохранения, обеспеченных системами кондиционирования воздуха, должны поддерживаться оптимальные параметры микроклимата, установленные ТНПА.

74. Естественное и искусственное освещение в помещениях организаций здравоохранения должно соответствовать требованиям ТНПА.

Помещения с постоянным пребыванием пациентов и работников организаций здравоохранения должны иметь естественное освещение.

75. Размещение, устройство и проектирование систем централизованного холодного и горячего хозяйственно-питьевого водоснабжения, канализации в помещениях организаций здравоохранения должны соответствовать требованиям ТНПА.

76. Нагревательные приборы помещений организаций здравоохранения должны иметь гладкую поверхность и допускать влажную очистку и дезинфекцию.

Нагревательные приборы, встраиваемые в облицовку стен помещений организаций здравоохранения, должны применяться в:

сверхчистых помещениях организаций здравоохранения, относящихся к 1 классу чистоты в соответствии с Гигиеническим нормативом "Допустимые значения санитарно-микробиологических показателей воздушной среды помещений организаций здравоохранения разных классов чистоты", утвержденным постановлением, которым утверждены настоящие Санитарные нормы и правила (далее - гигиенический норматив);

особо чистых помещениях организаций здравоохранения, относящихся к 2 классу чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом.

77. При организации вентиляции и кондиционирования в организациях здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:

в зданиях организаций здравоохранения должна оборудоваться система приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением для помещений с нормируемым воздухообменом и естественная вентиляция. Естественная вентиляция в помещениях организаций здравоохранения должна обеспечиваться посредством форточек, откидных фрамуг, створок оконных переплетов, систем приточно-вытяжной вентиляции с естественным побуждением. Форточки, откидные фрамуги и створки оконных переплетов должны содержаться в исправном состоянии;

при размещении организаций здравоохранения в общественных зданиях немедицинского назначения и жилых зданиях системы приточно-вытяжной вентиляции помещений организаций здравоохранения должны быть полностью изолированы от систем воздухообмена других помещений зданий;

должны быть оборудованы местными отсосами или вытяжными шкафами помещения организаций здравоохранения с медико-технологическим процессом, сопровождающимся выделением в воздух вредных веществ, микроорганизмов;

во вновь строящихся и реконструируемых зданиях больничных организаций здравоохранения должны быть предусмотрены изолированные системы приточно-вытяжной вентиляции для:

операционных и малых операционных;

перевязочных кабинетов;

хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства;

отделений анестезиологии и реанимации;

асептических палатных отделений;

отделений для беременных и рожениц;

ожоговых отделений;

отделений для новорожденных детей;

инфекционных отделений;

туберкулезных (легочных и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза) отделений;

патологоанатомических отделений;

рентгеновских кабинетов и кабинетов магнитно-резонансной томографии;

лабораторий;

кабинетов грязе- и водолечения;

бассейнов;

барозалов;

кухонь;

во вновь строящихся и реконструируемых зданиях организаций здравоохранения должны быть предусмотрены изолированные системы приточно-вытяжной вентиляции с кондиционированием подаваемого воздуха для:

операционных;

отделений анестезиологии и реанимации;

асептических отделений;

отделений для беременных и рожениц;

ожоговых отделений;

отделений для новорожденных детей;

при непрерывной эксплуатации систем принудительной вентиляции и кондиционирования в организациях здравоохранения должно быть организовано круглосуточное инженерное обеспечение.

78. Забор наружного воздуха для систем вентиляции и кондиционирования помещений организации здравоохранения должен производиться на высоте:

не менее 2 м от поверхности земли;

не менее 5 м от вытяжного дефлектора;

не менее 2 м от окон, дверей помещений.

Воздухозаборные устройства должны защищаться от проникновения осадков, птиц и животных.

79. Оборудование систем вентиляции организации здравоохранения должно размещаться в специально выделенных помещениях, раздельных для приточных и вытяжных систем (далее - помещения для вентиляционного оборудования).

Помещения для вентиляционного оборудования должны соответствовать следующим требованиям:

должны использоваться только по прямому назначению;

не должны примыкать по вертикали и горизонтали к помещениям организации здравоохранения с постоянным пребыванием пациентов и работников организации здравоохранения.

80. Воздух, подаваемый в помещения организаций здравоохранения, относящиеся к 1 - 3 классам чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должен быть обработан устройствами обеззараживания воздуха, разрешенными к применению в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

81. При прокладке воздуховодов в помещениях организаций здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:

в помещениях, относящихся к 1 - 3 классам чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должна быть скрытая прокладка воздуховодов;

в помещениях, относящихся к 4 классу чистоты в соответствии с гигиеническим нормативом, должна быть прокладка воздуховодов в закрытых коробах.

82. Вентиляторы и электродвигатели систем вентиляции и кондиционирования воздуха в организациях здравоохранения:

не должны создавать шумов выше предельно допустимых уровней, установленных в ТНПА для помещений организаций здравоохранения;

не должны являться источниками выделения вредных и загрязняющих веществ.

83. Воздуховоды, воздухораздающие и воздухоприемные решетки, вентиляционные камеры, вентиляционные установки и устройства:

должны содержаться в чистоте;

не должны иметь повреждений, следов коррозии, нарушения герметичности.

84. Уровни микробной обсемененности воздушной среды помещений организаций здравоохранения в зависимости от их функционального назначения и класса чистоты не должны превышать значений, установленных гигиеническим нормативом.

85. В организациях здравоохранения профилактический осмотр, обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений должны проводиться с учетом рекомендаций производителя и рекомендаций проектных организаций.

При отсутствии рекомендаций производителя и рекомендаций проектных организаций обслуживание отдельных элементов систем вентиляции и кондиционирования воздуха помещений организации здравоохранения должно проводиться в следующие сроки:

вентиляторов, противопылевых и бактерицидных фильтров, других устройств обеззараживания воздуха - не реже 1 раза в 3 месяца;

нагревателей, охладителей, увлажнителей воздуха центральных кондиционирующих установок и систем рециркуляции воздуха - не реже 1 раза в 6 месяцев;

воздуховодов и воздухораспределительных устройств, приточных и вытяжных камер - не реже 1 раза в год.

86. Устранение выявленных текущих неисправностей, дефектов систем вентиляции и кондиционирования должно проводиться безотлагательно.

Очистка систем вентиляции должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в год.

Дезинфекция отдельных элементов систем вентиляции должна проводиться по показаниям.

87. Светильники общего освещения в помещениях лечебно-диагностических отделений организаций здравоохранения должны быть со сплошными (закрытыми) рассеивателями.

88. Осветительные приборы помещений организаций здравоохранения должны содержаться в чистоте, вышедшие из строя лампы должны немедленно заменяться.

89. Во вновь строящихся и реконструируемых организациях здравоохранения должно быть предусмотрено резервное горячее водоснабжение с подводкой сети в:

предоперационные;

родильные залы;

перевязочные;

раздаточные;

моечные;

санпропускники;

палаты для новорожденных детей, палаты для совместного пребывания матери и ребенка, палаты интенсивной терапии и реанимации, боксы инфекционных отделений.

90. Умывальники в организациях здравоохранения должны быть оборудованы:

дозирующими устройствами для жидкого мыла. Умывальники в местах проведения антисептики рук работниками организации здравоохранения должны быть оборудованы настенными локтевыми дозирующими устройствами для жидкого мыла и антисептика. Емкости дозирующих устройств для жидкого мыла и антисептика не должны быть пустыми и должны использоваться по прямому назначению. Новая порция жидкого мыла или антисептика должна наливаться в дозирующее устройство после его мытья, дезинфекции, промывания водой и высушивания;

крепежными устройствами для полотенец. На крепежных устройствах для полотенец должны находиться одноразовые бумажные полотенца и (или) многоразовые полотенца. Многоразовые полотенца в лечебно-диагностических помещениях должны использоваться работниками организаций здравоохранения только индивидуально;

возле умывальника должно быть установлено мусорное ведро с крышкой, регулируемой педальным механизмом. Педальный механизм в мусорном ведре должен быть исправный.

91. В палатах, кабинетах медицинских работников, в туалетах, бельевых, в шлюзах боксов и полубоксов, в материнских комнатах при детских отделениях, на постах медицинских сестер и во вспомогательных помещениях должны быть установлены умывальники с подводкой горячей и холодной воды, оборудованные смесителями.

Предоперационные, перевязочные, манипуляционные, родильные залы, палаты и залы отделений анестезиологии и реанимации, процедурные кабинеты, эндоскопические кабинеты, посты медицинских сестер при палатах для новорожденных детей должны быть оборудованы умывальниками с установкой локтевых, ножных или бесконтактных кранов со смесителями.

Санитарно-техническое оборудование должно быть чистым, исправным, без трещин и сколов керамики.

92. Технические условия приема и места сброса сточных вод должны быть получены в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

ГЛАВА 6

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К МЕБЕЛИ, ОБОРУДОВАНИЮ, РЕЖИМУ УБОРОК И БЕЛЬЕВОМУ РЕЖИМУ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

93. Организации здравоохранения должны быть обеспечены:

медицинской техникой, изделиями медицинского назначения, мебелью для пациентов, госпитализируемых лиц, посетителей и работников организаций здравоохранения в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В палатах больничных организаций здравоохранения должны быть установлены тумбочки и стулья по количеству коек;

устройствами для обеззараживания воздуха в помещениях операционного блока и ЦСО, стерилизационной, автоклавной, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных и стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты роддома, реанимационных и хирургических палатах, помещениях лабораторий и иных помещениях, в которых проводятся работы с инфицированными материалами;

устройствами для обеззараживания воздуха, обеспечивающими обработку воздуха в присутствии пациентов, работников организаций здравоохранения и иных лиц в туберкулезных, инфекционных, асептических отделениях, палатах для пациентов с ожогами, палатах для пациентов с гнойно-септическими инфекциями (далее - ГСИ);

оснащены средствами малой механизации и уборочным инвентарем.

94. В организациях здравоохранения не допускается:

использование неисправных мебели, оборудования, устройств, средств малой механизации;

использование наркозных и дыхательных аппаратов с нарушенной герметизацией системы подачи газов;

размещение оборудования, являющегося источником шума и вибрации, ионизирующего и рентгеновского излучения, вблизи палат и лечебно-диагностических помещений. Уровни звукового давления, вибрации в помещениях организаций здравоохранения с временным или постоянным пребыванием пациентов, работников организации здравоохранения и посетителей не должны превышать допустимые уровни, установленные требованиями ТНПА.

95. Комнаты для приема пищи работниками организации здравоохранения должны быть оборудованы:

умывальником;

холодильником;

устройствами для подогрева воды и пищи.

96. Мебель, оборудование, средства малой механизации и уборочный инвентарь в организациях здравоохранения должны быть выполнены из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции.

При проведении уборок помещений в организациях здравоохранения не должны использоваться порошкообразные синтетические моющие средства.

97. Все помещения организаций здравоохранения, а также мебель, оборудование, средства малой механизации должны содержаться в чистоте. В помещениях организаций здравоохранения должны проводиться текущие ежедневные и генеральные уборки.

98. Текущие ежедневные уборки помещений организаций здравоохранения должны проводиться в:

помещениях операционного блока и ЦСО, стерилизационной, автоклавной, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных, стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты роддома, буфетных и раздаточных, палатах хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства, отделений анестезиологии и реанимации, отделений для беременных и рожениц, лаборатории не реже трех раз в день с применением моющих средств, в том числе один раз с применением химических средств дезинфекции. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды, проветривание - при необходимости;

палатах для пациентов с ожогами, в палатах и кабинетах для пациентов с инфекционными заболеваниями, в том числе в палатах для пациентов с гнойно-септическими инфекциями (далее - ГСИ), туберкулезом, в асептических палатах не реже трех раз в день с использованием моющих средств и химических средств дезинфекции. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться обеззараживание воздушной среды, проветривание - при необходимости;

палатах и кабинетах для пациентов терапевтического профиля должны проводиться не реже двух раз в день с применением моющих средств. После проведения текущей ежедневной уборки должно проводиться проветривание.

99. Генеральные уборки помещений организаций здравоохранения должны проводиться:

в помещениях операционного блока, малых операционных, ЦСО, стерилизационных, в родильном зале, перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных, стоматологических кабинетах, в помещениях молочной комнаты не реже одного раза в семь дней;

в палатах для пациентов с ожогами, в палатах для пациентов с инфекционными заболеваниями, ГСИ, туберкулезом, в асептических палатах после одномоментной выписки пациентов, а также при перепрофилировании палат.

Генеральные уборки в других помещениях организаций здравоохранения должны проводиться не реже одного раза в месяц.

100. При проведении генеральной уборки помещений организации здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:

работники должны быть одеты в специально выделенную СО и использовать средства индивидуальной защиты (далее - СИЗ);

должны использоваться одноразовые или продезинфицированные салфетки;

влажная уборка поверхностей должна проводиться растворами моющих средств в последовательности: потолок, окна и подоконники, стены и двери - сверху вниз, оборудование, пол - от дальней стены к выходу, туалет убирается в последнюю очередь;

смывание нанесенных моющих средств должно осуществляться водопроводной водой с использованием салфеток;

дезинфекция стен, подоконников, пола, оборудования, мебели должна проводиться химическими средствами дезинфекции в соответствии с инструкциями по их применению;

смена СО и защитных перчаток на чистые должна проводиться работниками перед этапом смывания нанесенных химических средств дезинфекции;

смывание химических средств дезинфекции должно проводиться водопроводной водой с использованием салфеток. Смывание можно не проводить, если дезинфекция проводится химическими средствами дезинфекции, не требующими процедуры смывания после применения;

после расстановки оборудования и мебели должно проводиться обеззараживание воздуха помещений. После проведения генеральной уборки помещений организаций здравоохранения должна проводиться дезинфекция, очистка и сушка уборочного инвентаря.

101. Уборочный инвентарь для уборки помещений организаций здравоохранения должен соответствовать следующим требованиям:

иметь четкую маркировку "пол", "выше пола" с указанием назначения помещения или цветовое кодирование с учетом функционального назначения;

использоваться строго по назначению;

подвергаться обеззараживанию, очистке и сушке после использования. Для этих целей допускается использование автоматических стиральных и сушильных машин;

храниться упорядочено в шкафах, стеллажах или тележках в специально выделенных помещениях организации здравоохранения. В туалетах организаций здравоохранения хранение уборочного инвентаря, предназначенного для его уборки, должно осуществляться в условиях, исключающих свободный доступ к уборочному инвентарю.

Отдельный уборочный инвентарь должен выделяться для:

помещений операционного блока, малых операционных;

помещений ЦСО;

родильного зала;

перевязочных, манипуляционных, смотровых, прививочных, процедурных и стоматологических хирургических кабинетов;

молочной комнаты, кухонь, буфетных;

асептических палат, палат для пациентов с ожогами, пациентов с инфекционными заболеваниями, для пациентов с ГСИ, пациентов с лекарственно-устойчивыми формами туберкулеза. Для проведения уборки в асептических палатах, находящихся на стерильном режиме ведения пациентов, должен применяться стерильный мягкий уборочный инвентарь;

для туалетов.

102. Организации здравоохранения могут привлекать для проведения уборки помещений и территории иные организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в данной области.

103. Бельевой режим в организациях здравоохранения должен соответствовать следующим требованиям:

организации здравоохранения должны обеспечиваться СОдля работников, одеждой для пациентов и госпитализируемых лиц, постельным бельем, пеленками, многоразовыми полотенцами (далее - белье) в соответствии с законодательством Республики Беларусь;

стирка белья должна осуществляться централизованно в прачечных в соответствии с требованиями ТНПА;

доставка грязного белья в прачечную и чистого белья из прачечной в организацию здравоохранения, а также транспортировка грязного и чистого белья в организации здравоохранения должны осуществляться в упакованном виде в мешках или в специальных закрытых контейнерах (далее - тара для белья).

104. Тара для белья должна соответствовать следующим требованиям:

быть выполнена из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции;

не должна иметь дефектов. Мешки для белья должны быть выполнены из прочных и непромокаемых материалов;

быть выделена для каждого отделения организации здравоохранения отдельно для чистого и грязного белья. Перевозка грязного и чистого белья в одной и той же таре для белья не допускается;

иметь маркировку с указанием вида транспортируемого белья (чистое или грязное), его принадлежности к отделению организации здравоохранения.

105. Хранение чистого белья в организациях здравоохранения должно осуществляться в специально выделенных бельевых помещениях для чистого белья.

Бельевые помещения для чистого белья должны быть оборудованы:

полками с покрытием, выполненным из материалов, устойчивых к моющим средствам и средствам дезинфекции;

стеллажами и столами для сортировки белья.

106. Суточный запас чистого белья в приемных отделениях, отделениях анестезиологии и реанимации, палатных отделениях больничных организаций здравоохранения должен храниться на постах медицинских сестер, в условиях, исключающих загрязнение и доступ посторонних лиц.

107. Смена нательного и постельного белья и одежды пациентам в больничных организациях здравоохранения должна проводиться регулярно по мере загрязнения, но не реже одного раза в семь дней, если иное не установлено настоящими Санитарными нормами и правилами.

108. При загрязнении белья биологическим материалом (далее - биоматериал) замена на чистое белье должна проводиться незамедлительно.

109. При сборе и хранении грязного белья в организациях здравоохранения должны соблюдаться следующие требования:

сбрасывать грязное белье на пол помещений организаций здравоохранения или в открытые приемники, а также хранить в палате запрещается;

грязное белье должно собираться в тару для грязного белья и незамедлительно транспортироваться в бельевые помещения для грязного белья организации здравоохранения.

временное хранение грязного белья в бельевых помещениях для грязного белья в отделениях организации здравоохранения должно быть не более 12 часов;

работы с грязным бельем работники организации здравоохранения должны выполнять в сменной СО и СИЗ.

110. Бельевые помещения для грязного белья во вновь строящихся и реконструируемых организациях здравоохранения должны соответствовать следующим требованиям:

должны быть изолированы от палат, лечебно-диагностических помещений и бельевого помещения для чистого белья;

должны быть оборудованы:

принудительной вытяжной вентиляцией;

устройствами обеззараживания воздуха;

умывальником с дозирующими устройствами для жидкого мыла и антисептика.

111. Постельные принадлежности (матрацы, подушки, одеяла) в организациях здравоохранения должны подвергаться обеззараживанию методом камерной дезинфекции:

после выписки или перевода пациента из хирургических отделений, в которых проводятся оперативные вмешательства, ожогового отделения, отделений для беременных и рожениц, отделений для детей, инфекционных, туберкулезных, дерматовенерологических отделений больничных организаций здравоохранения;

по эпидемическим показаниям;

при загрязнении постельных принадлежностей биоматериалом;

после смерти пациента.

Матрацы и подушки, находящиеся в наглухо зашитых гигиенических чехлах, могут быть обеззаражены путем протирания или орошения чехлов химическими средствами дезинфекции.

Наши рекомендации