Отклонение от лётных ограничений по скорости и перегрузке самолетаАн-2

Отклонение от лётных ограничений по скорости и перегрузке самолетаАн-2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе по дисциплине

«Безопасность полётов и сохранение лётной годности»

1.09.00.00. ПЗ

Выполнил студент группы ЭЛб-13-1 ________ А.О. Непокойчицкий

Нормоконтроль __________ А.П. Полонский

Курсовая работа защищена с оценкой ___________________________

Иркутск 2017 г.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

ИРКУТСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙУНИВЕРСИТЕТ

Институт авиамашиностроения и транспорта

Кафедра самолётостроения и эксплуатации авиационной техники

ЗАДАНИЕ

НА КУРСОВУЮ РАБОТУ

По курсу: Безопасность полетов и сохранение летной годности

Студенту: группы ЭЛб-13-1 Непокойчицкому А.О.

Тема курсовой работы: Отклонение от летных ограничений по скорости и перегрузкесамолета Ан-2

Исходные данные:

- самолет: Ан-2

- года разбора происшествий: 1994 - 2000

Рекомендуемая литература:

1. Методические указания по выполнению к курсовой работе

2. Руководство по информационному обеспечению автоматизированной системы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации (АСОБП). -М.: ООО «Аэронавигационное консалтинговое агентство», 2002, 192 с.

3. Гарбузов В.М. и др. Особенности безопасности полетов при летной эксплуатации воздушных судов. Учебное пособие. -М.: МГТУ ГА, 1995, 100с,.

4. Гарбузов В.М. и др. Аэродинамические аспекты безопасности полетов. -М.: МГТУ ГА, 1995, 128с.

5. Чикагская конвенция ИКАО. Приложение 8 «Летная годность воздушных судов».

6. Рогачев А.И. Лебедев А.М. Орнитологическое обеспечение безопасности полетов. Учебное пособие. -М., Транспорт, 1984, 126 с.

7. Авиационные правила АП25 «нормы летной годности самолетов транспортной категории».

Дата выдачи задания:

Задание получил:

Дата представления работы руководителю:

Руководитель курсовой работы: _______________/ А.П. Полонский

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

1 Теоретические сведения. 5

1.1 История и назначение вертолёта Ми-8. 5

1.2 Основные принципы построения, функционирования и конструктивные особенности. 6

2 Авиационные происшествия и инциденты.. 12

2.1 Краткое описание всех АП.. 12

2.2 Подробное описание некоторых случаев. 19

3 Составление анализа по БП за весь период. 23

3.1 Распределение АП по годам. 23

3.2 Абсолютные и относительные показатели. 24

4 Расчёт отказов частоты на 1000 часов налёта. 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 29

ВВЕДЕНИЕ

Под безопасностью полёта подразумевают свойство авиационно-транспортной системы, заключающееся в её способности выполнять воздушные перевозки без угрозы для жизни и здоровья людей.

Безопасность полёта на протяжении всей истории авиации проявлялась как одно из важных свойств ЛА. Поэтому к этому уделяется особое внимание. Даже одна катастрофа многоместного пассажирского лайнера или сверхзвукового самолета может нанести непоправимый урон престижу эксплуатирующей организации и разработчику. Требования к безопасности современных самолётов и вертолётов установлены на очень высоком уровне.

Высокая надёжность летательных аппаратов, хорошая подготовка лётного и инженерного-технического составов, наличие достаточно оборудованных воздушных трасс и аэропортов обеспечивают высокую безопасность и регулярность полётов.

Теоретические сведения

Авиационные происшествия и инциденты

Краткое описание всех АП

Авиационные происшествия рассмотрены в период с 1994 года по 2000 год:

Дата: 21.06.1994

Бортовой номер: RA-40788

Место: Республика Татарстан, Мензелинский район, близ н.п. Холодный Ключ

Жертва: 0/0

Пилот исполняющий обязанности второго пилота в экипаже, допущенный к полетам в составе пилотов равной квалификации (двумя КВС), самовольно произвел запуск двигателя необслуженного техником самолета, без прогноза погоды, с выключенным барографом, в неполном составе экипажа произвел самовольный вылет с оперативной точки АХР с целью облета района предстоящих работ и выбора возможной площадки для производства АХР с аэродрома "подскока". В полете, ведя визуальную ориентировку путем сличения карты с местностью, попал в зону приземного тумана и, потеряв пространственную ориентировку, допустил снижение самолета и столкновение с землей. В результате столкновения самолет получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит

Дата: 01.08.1994

Бортовой номер: СССР-500582

Место: Архангельская область, Онежский район, близ а/д Пурнема

Жертва: 0/0

Описание: Повторный заход на посадку был выполнен на высоте 100м по правому прямоугольному маршруту, в нарушение п. 4.4 Инструкции по производству полетов п/п Пурнема, предусматривающей левый прямоугольный маршрут на высоте 200м. Это создало условия, исключившие возможность нормального расчета на посадку, а малый запас высоты и дефицит времени не дали экипажу возможности исправить допущенные ошибки. В процессе посадки самолет с большой вертикальной скоростью и правым креном столкнулся с землей на расстоянии 57м до входных щитов, получил значительные повреждения и восстановлению не подлежит.

Дата: 29.10.1994

Бортовой номер: RA-33008

Место:а/п Багатай

Жертва:7/19

Описание:Экипаж Батагайского авиапредприятия выполнял полет по маршруту Батагай - Верхоянск - Арылах - Сартан - Барылас. На борту находились 15 взрослых пассажиров, 2 ребенка до пяти лет, 244 кг багажа и 87 кг почты. Сразу после отрыва при полностью отданном "от себя" штурвале имевший запредельную заднюю центровку самолет приобрел тенденцию к кабрированию. Вместо уменьшения режима работы двигателя для перевода самолета в горизонтальный полет КВС отвлекся от управления, повернулся в салон и жестами и криком дал команду сидевшим в хвостовой части пассажирам переместиться вперед. При этом давление его рук на штурвал ослабло и самолет резко перешел на кабрирование на высоте 10-15 м и на высоте 50 м потерял скорость. КВС уменьшил режим работы двигателя до малого газа и попытался совершить посадку, но из-за недостатка высоты и чрезмерных усилий на штурвале сделать этого не удалось. Самолет вышел на срывной режим и с левым креном и разворотом влево на 180 градусов столкнулся с землей в 80 м сбоку от ВПП и частично разрушился. Небольшое возгорание было быстро ликвидировано. Один пассажир скончался на месте и еще 4 взрослых пассажира и два ребенка впоследствии скончались в больнице. На борт самолета были взяты незарегистрированные пассажиры (3 взрослых и 1 ребенок). Пассажиры и их багаж были размещены неправильно. Вес багажа в сопроводительной ведомости был занижен на 139 кг. Центровка перед полетом не рассчитывалась. Загрузка превышала максимально допустимую на 503 кг, а центровка составляла 38,2% САХ вместо предельно задней 33% САХ.

Дата:15.02.1995

Бортовой номер: RA-23939

Место:Камчатская область, район реки Большая Обещановка

Жертва: 0/0

Описание:При полете в горной местности, по метеоусловиям, экипаж произвел вынужденную посадку на склоне горы на высоте 590 м от уровня моря. Самолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.

Дата: 25.03.1995

Бортовой номер: RA-13340

Место: а/п Буниа

Жертва: 0/10

Описание: Экипаж выполнял чартерный полёт по маршруту Киншаса (Нджили) - Буниа. На борту ВС находились 6 членов экипажа, 2 авиатехника и сопровождающие груз граждане Заира. В состав экипажа входил проверяющий, пилот-инструктор. Взлётная масса и центровка не выходили за установленные пределы. Выполнялся визуальный заход на посадку на горный аэродром Буниа (превышение 1117 м, длина ВПП 1850 м) в условиях высокой температуры наружного воздуха. В момент приземления на ВПП неожиданно вышло стадо животных. Во избежание столкновения КВС вывел двигатели на взлётный режим и взял штурвал на себя, однако пилот-инструктор убрал РУДы и досадил самолёт практически на средине ВПП. В результате несогласованных действий членов экипажа, в том числе и на пробеге, самолёт выкатился на 400 м за пределы ВПП, получил значительные повреждения, воспламенился и полностью сгорел. Экипаж ВС и пассажиры не пострадали.

Дата: 13.04.1995

Бортовой номер: RA-40845

Место: Ульяновская область, Новомалыклинский район, пос Тюбальбуга

Жертва: 0/2

Описание: При взлёте с площадки в районе н.п. Тюгальбуга в простых метеоусловиях при производстве АХР, на разбеге самолёт начал уклоняться влево и, выйдя на боковую полосу безопасности, на удалении 335 м от начала разбега столкнулся с навозной кучей высотой 1 метр и полностью скапотировал.

Дата: 04.05.1995

Бортовой номер: RA-19550

Место: республика Башкортостан, Сибай

Жертва: 1/11

Описание: Экипаж самолета имел задание на полет по маршруту Сибай - Магнитогорск. Целью полета был облет реки Урал для изучения и прогнозирования паводковой активности в ее акватории. На борту ВС находилось 5 служебных пассажиров – специалистов ГО и 2 члена экипажа (КВС - начальник АСК на левом кресле и штурман самолета на правом кресле). После взлёта в а/п Сибай самолет уклонился влево, выполнил разворот на 220° с переменным профилем по высоте, перешел на снижение и столкнулся с землей под углом 40° на удалении 1 280 м от южного торца ИВПП, после чего скапотировал, разрушился и сгорел. 3 человека погибли, 4 получили тяжелые телесные повреждения.

Дата: 13.05.1995

Бортовой номер: RA-24240

Место: а/п Саранск (Лямбирь)

Жертва: 0/6

Описание: Завершая полет после выброски парашютистов, экипаж допустил грубое приземление, самолёт совершил полный капот и получил серьёзные повреждения.

Дата: 16.06.1995

Бортовой номер: RA-07743

Место: Хабаровский край, им. Полины Осипенко район, 22 км от пос. Херпучи.

Жертва: 13/13

Описание: Вылет самолета из а/п Херпучи и полет по маршруту проходил в условиях двухярусной облачности с высотой нижнего яруса 600-1500м и нижней границей примерно 300 м. Район а/п Херпучи характеризуется сильно пересеченной местностью с сопками высотой 300-900 м с наличием больших лесных массивов. Ряд сопок поэтому мог быть закрыт облачностью.
Экипаж, набрав высоту примерно 400м, перешел в горизонтальный полет, приняв решение не входить в облачность и выполнять полет визуально. Тем самым был нарушен п.7.5.3 НПП ГА-85, запрещающий полеты на высотах ниже безопасной, в данном случае 800м.
Примерно через 9 минут после взлёта, на удалении 21,5 км от а/п вылета, экипаж, по-видимому, потерял визуальный контакт с землей. Самолет на высоте 360 м столкнулся с растущими на сопке деревьями. Попытка выполнить отворот была предпринята с опозданием, возможно даже в момент первого столкновения нижним крылом с верхушкой дерева. Через 80 м самолет столкнулся с другим деревом, потерял управляемость, упал на землю и загорелся. Экипаж и 11 из 12 пассажиров погибли. Один пассажир получил тяжелые ранения.
При расследовании было также выявлено, что экипаж перед вылетом не получил аварийную радиостанцию и сигнальные средства, а также то, что в этот день диспетчерский микрофон в а/п Херпучи не был включен, что не дало возможности установить фактические указания руководителя полетов. Контроль за полетом не велся. О невыходе самолета на связь было доложено только через 1,5 часа после вылета.

Дата: 17.06.1995

Бортовой номер: UK-33058

Место:Республика Каракалпакстан, Канлыкульский р-н, свх Сары- Алтын

Жертва: 0/2

Описание:При выполнении АХР в Канлыкульском районе республики Каракалпакстан, после взлёта с оперативной точки, на высоте 15-20 метров, появилась тряска двигателя с падением оборотов. Экипаж произвёл вынужденную посадку на поле вне аэродрома. При посадке самолёт столкнулся левой опорой шасси с дамбой высотой 2,5 м с последующим разворотом влево и получил значительные повреждения левой опоры, нижней левой плоскости, центроплана фюзеляжа и винта. Пострадавших нет.

Дата:16.07.1995

Бортовой номер: RA-81506

Место:Курганская область, Кетовский район, пос. Зеленый Лог

Жертва:0/2

Описание:Экипаж выполнял авиационно-химические работы по защите лесных массивов от вредителей в районе н.п. Зелёный Лог Курганской области. Полёты выполнялись в простых метеоусловиях, на борту ВС находился экипаж - КВС и второй пилот.
При выполнении восьмого полёта, после окончания работы над обрабатываемым участком и выходе из гона с набором высоты 150 метров для следования на оперативный аэродром Пичугино, по объяснению экипажа и показанием очевидцев, произошел отказ двигателя с падением мощности, сопровождающийся хлопками. КВС принял решение произвести посадку на площадку, подобранную с воздуха.
При выполнении посадки на подобранную площадку в условиях пересеченной местности самолёт столкнулся нижними плоскостями с деревянными столбами телефонной связи. При дальнейшем планировании он пролетел под проводами ЛЭП и, ударившись колесами шасси о естественный земляной бруствер, закончил движение по земле на нижней части фюзеляжа.
В результате вынужденной посадки на самолёте имеются значительные повреждения силовых элементов планера, пирамиды шасси, погнуты лопасти воздушного винта. КВС получил легкие телесные повреждения, второй пилот не пострадал.

Дата:02.08.1995

Бортовой номер: RA-05708

Место:а/п Йоханнесбург (Ранд)

Жертва:3/3

Описание: Экипаж самолёта выполнял лесопатрульный полёт с аэродрома Урай с промежуточными посадками. При взлёте с посадочной площадки Междуреченский, по объяснению экипажа, произошло падение мощности двигателя. Экипаж принял решение о выполнении вынужденной посадки. Однако, по показаниям очевидцев, самолёт продолжал лететь на малой высоте, изменений шума двигателя не наблюдалось. На удалении 2 км от ВПП самолёт столкнулся лопастями воздушного винта с проводами ЛЭП, вследствие чего лопасти были деформированы, что привело к резкому торможению вращения винта и самовыключению двигателя с обратным выхлопом в карбюратор и возникновением пожара в подкапотном пространстве. При падении самолёт получил значительные повреждения. Возникший пожар был ликвидирован командой пожарной машины. На борту находилось 23 безбилетных пассажира, в т.ч. 10 детей. 4 человека получили телесные травмы средней тяжести и госпитализированы. Остальные пассажиры и командир ВС получили легкие телесные повреждения.

Дата:11.08.1995

Бортовой номер: RA-01439

Место:а/п Нижневартовск

Жертва: 0/0

Описание:При выполнении учебно-тренировочного полёта с аэродрома Нижневартовск, при посадке в простых метеоусловиях произошел полукапот. Пострадавших нет.

Дата:15.10.1995

Бортовой номер: RA-01495

Место: Тюменская область, ЯНАО, г. Константинов Камень

Жертва:2/10

Описание:Экипаж Мыскаменского авиапредприятия выполнял транспортный полет по перевозке экипажей и техников для получения и перегона двух вертолетов Ми-8 Мыскаменского авиапредприятия, базировавшихся в Воркуте. При выполнении полета по маршруту в условиях ухудшающейся погоды КВС несанкционированно спрямил маршрут в сторону гор. Попав в метеоусловия ниже минимума, установленного для полетов по ПВП, решение на возврат он принял с запозданием. Экипаж, не зная своего истинного местоположения относительно линии заданного маршрута, полет в обратном направлении осуществлял на высоте 400-450 м в сторону гор. В условиях отсутствия визуальной видимости земли самолет столкнулся с безлесным склоном горы Константинов Камень (высота 492 м) на отметке 452 м в 40 км от маршрута в точке с координатами 68° 28' 26" СШ, 66° 15' 44" ВД. КВС и второй пилот при ударе были выброшены из кабины и погибли. Все пассажиры получили травмы средней и легкой степени тяжести.
Прогноз погоды по трассе предусматривал: высота облачности 200 метров, горизонтальная видимость 3 000 м, горы закрыты, что исключало возможность полетов по ПВП.

Дата: 28.11.1995

Бортовой номер: СССР-07419

Место: а/п Маковское

Жертва: 0/9

Описание: При взлете с посадочной площадки Маковское в сложных метеоусловиях, по заявлению экипажа и очевидцев, после первоначального отрыва произошло повторное касание лыжами ГВПП с последующим отделением и набором высоты 15 м без увеличения поступательной скорости. Самолет столкнулся левой полукоробкой крыльев с отдельно стоящим деревом и изменил направление полета с последующим приземлением на перенесенную местность.
Воздушное судно значительно повреждено. Пострадавших нет.

Дата: 05.12.1995

Бортовой номер: RA-177725

Место: Архангельская область, близ Верхней Тоймы

Жертва: 0/15

Описание: Через 3 минуты после взлета самолет перешел в снижение. Экипаж произвел вынужденную посадку в 500 м от торца ИВПП, при которой самолет разрушился. 11 человек получили ранения. Самолет был перегружен коммерческим грузом

Дата:23.04.1996

Бортовой номер:RA-84646

Место:Воронежская область, Верхнемамонский район, н.п. Русская Журавка

Жертва:0/2

Описание: Пилот выполнял АХР по рассеву минеральных удобрений. Полет производился без второго пилота, его место занимал авиатехник. Самолет был загружен аммиачной селитрой массой 1050 кг. Взлёт выполнялся с площадки АХР на восходящий уклон с попутно-боковым ветром справа-сзади 5-6 м/с. В процессе взлёта под воздействием ветра самолет сместился влево от осевой линии ВПП. Пробежав всю ВПП и КПБ и не набрав необходимой для отрыва скорости, КВС подорвал самолет. В дальнейшем, двигаясь над вспаханным полем на высоте 2-3 метра, самолет под воздействием бокового ветра сместился влево, столкнулся с деревьями, развернулся и упал, получив значительные повреждения. Пострадавших нет.

Дата:13.06.1996

Бортовой номер: RA-84744

Место:Ставропольский край, Советский район, 10 км северо-восточнее села Горькая Балка

Жертва: 2/2

Описание: Экипаж выполняя первый за день полет по производству АХР в 15 км юго-восточнее Зеленокумска. При выходе из гона самолет столкнулся с проводом одной из тех фаз ЛЭП напряжением 330 кВ. Самолет грубо приземлился на обе точки опоры, сделал полный капот, разрушился и сгорел.

Дата:27.08.1996

Бортовой номер:ER-33647

Место: близ с. Пеления

Жертва:2/2

Описание:Экипаж выполнял АХР. При выходе из гона произошло столкновение самолета с проводами ЛЭП. При этом ВС получило значительные повреждения силовых элементов конструкции и потерпело катастрофу. Экипаж выполнял заход по обработке участка поля в направлении, не отвечающем требованиям безопасности.

Дата:14.11.1996

Бортовой номер: RA-40309

Место:респ. Коми, н/п Большая Пысса

Жертва:14/15

Описание: Экипаж Сыктывкарского ТАК ГАП «Комиавиа» выполнял рейс по маршруту Кослан – Важгорт – Пучкома – Чупрово – Важгорт - Б.Пысса - Кослан. Перед вылетом из Важгорта на Б.Пыссу КВС получил по телефону от синоптиков из Кослана нелетный прогноз об ухудшении метеоусловий по маршруту (понижение высоты нижней границы облаков до 100 м, снегопад, обледенение в осадках), однако, проигнорировал его и принял решение о продолжении рейса до конечного аэропорта. После 20-минутной стоянки в а/п Б.Пысса в условиях мокрого ливневого снега экипаж с 13-ю пассажирами на борту произвел взлет с закрылками, выпущенными на 35°, при боковом ветре 6 м/с слева под 70-80°. На борту находилось 13 пассажиров, 90 кг багажа и 20 кг почты. Взлёт выполнялся с МК=263°. После разбега 380 м КВС оторвал самолет, и, борясь со сносом вправо левым креном, приступил к набору высоты, смещаясь в сторону лесного массива, пересекаемого оврагом. Затем набор прекратился, с нарастающим левым креном самолет в снижении пересек ось ВПП, упал в лес, разрушился и сгорел. В результате АП все пассажиры и КВС погибли, второй пилот получил серьезные телесные повреждения.
Фактическая погода в момент АП: ветер у земли 190° 6 м/с, порывы до 14 м/с. Видимость 2000 м, ливневой снег с дождем. Тнв минус 1°С.

Дата: 03.09.2004

Бортовой номер: UR-CEC

Место: пров Мугла, близ Орена

Жертва: 5/5

Описание: При взлете с площадки забора воды во время работ по тушению пожара в гористой местности в хвостовой винт попало устройство забора воды, в результате лопасти РВ разрушились, вертолет потерял управляемость и на удалении 1000 м от площадки столкнулся с землей, разрушился и сгорел.

Дата:05.06.1997

Бортовой номер: RA-02555

Место:Краснодарский край, Щербиновский район, колхоз им. Димитрова, близ ст. Новощербиновская

Жертва:0/2

Описание: При выполнении первого полета на АХР после взлета, по заявлению КВС, на высоте 10 метров началось падение мощности двигателя, сопровождающиеся обратным выхлопом в карбюратор. Экипаж произвел вынужденную посадку на пахоту с последующим капотированием. Самолет сгорел. Экипаж получил легкие ушибы.

Дата:17.06.1997

Бортовой номер: RA-84700

Место:Тульская область, Близ Тулы

Жертва:4/7

Описание: Экипаж выполнял полет в составе группы (два самолета) по маршруту Тула-Шахты для перегонки воздушного судна в ремонт на АРЗ. На борту находились два члена экипажа, пять служебных пассажиров и 710 кг груза. Взлетная масса составляла 5440 кг, центровка не выходила за установленные пределы и составляла 25,7%.
На 4-5 минуте после взлета экипажем был отмечен рост температуры масла двигателя и падение его давления. КВС сообщил о принятом решении следовать на аэродром вылета Тула. Высота с момента роста температуры масла постепенно уменьшалась, что возможно было вызвано следующими факторами:
- уменьшением режима работы двигателя;
- постепенным падением мощности силовой установки.
В процессе разворота на аэродром посадки высота уменьшилась до 70-90 м. В дальнейшем полет происходил со снижением до высоты 30-40 м вплоть до полного отказа двигателя, произошедшего в районе линий электропередач высотой 20 м с расстоянием 25 м между ними.
Самолет, планируя с отказавшим двигателем, зацепив поочередно 1-ю и 2-ю линии электропередач колесами шасси, окончательно потерял скорость и столкнулся с землей.
В результате столкновения КВС и три пассажира погибли. Второй пилот и два пассажира получили травмы различной степени тяжести.
Катастрофа произошла днем в простых метеоусловиях в районе н.п. Никитино Ленинского района Тульской области.

Дата:24.06.1997

Бортовой номер: RA-68063

Место: Липецкая область, Добринский район, свх Перовский

Жертва: 0/1

Описание: Экипаж, в составе КВС, второго пилота и авиатехника, выполнял работы по обработке сельскохозяйственных угодий жидкими ядохимикатами. При выполнении первого полета экипаж диспетчеру о начале работ не доложил, прогноз погоды не получил, чем нарушил требования пп. 10.1.9. и 10.2.7. НПП ГА-85. В полёте КВС обнаружил отказ в управлении триммером руля высоты. Совершив посадку и зарулив на загрузочную стоянку, КВС убыл в правление совхоза для доклада на базу о неисправности авиатехники.
Второй пилот, воспользовавшись отсутствием КВС, самовольно произвел вылет для выполнения авиационно-химических работ на неисправном самолете. На выходе из гона после выполнения второго захода пилот допустил столкновение правой пирамидой шасси с бетонной опорой ЛЭП высотой 12 метров. На поврежденном самолете второй пилот произвел посадку на оперативную площадку, при этом воздушное судно получило ещё более значительные повреждения. Пилот не пострадал.

Дата:28.06.1997

Бортовой номер: RA-71272

Место:Башкортостан, близ села Новомусино

Жертва:0/2

Описание: Экипаж выполнял авиационно-химические работы в районе населенного пункта Новомусино.
После заправки горюче-смазочными материалами и ядохимикатами экипаж произвел взлет для обработки очередного поля. По заявлению экипажа взлетная масса при этом составила 5250 кг, центровка - 25,7 % САХ.
По заявлению экипажа взлет выполнялся на номинальном режиме работы двигателя с закрылками, отклоненными на 20°. Взлетный режим работы двигателя экипажем не использовался, так как наработка двигателя после капитального ремонта составила 7 ч 49 мин.
После набора высоты 50 м и уборки закрылков экипаж установил режим работы двигателя Рк = 860 мм рт.ст. и = 1850 об/мин, выполнил первый разворот и приступил к набору высоты с вертикальной скоростью около 0,5 м/с при поступательной скорости 140 км/ч.
Полет к обрабатываемому участку проходил над пересеченной местностью вверх по склону крутизной около 10 град.
Выбранные экипажем маршрут полета и режим работы двигателя не обеспечили набор и выдерживание минимальной безопасной высоты полета над препятствиями 100 м, предусмотренной п. 16 раздела "Выполнение полета" главы 7 РЛЭ самолета Ан-2.
Экипаж допущенную ошибку своевременно не исправил и это в дальнейшем привело к тому, что крутизна склона превысила угол набора высоты.
С опозданием оценив степень создавшейся опасности, а также не имея возможности отвернуть в безопасную сторону из-за наличия справа и слева препятствий на местности, экипаж увеличил режим работы двигателя до взлетного, выпустил закрылки и энергичным взятием штурвала на себя предпринял попытку преодолеть препятствие по курсу полета.
Самолет вышел на большие углы атаки с потерей скорости и высоты полета и столкнулся хвостовой частью фюзеляжа с землей.
От удара о землю самолет разрушился, экипаж не пострадал.

Дата:11.04.1998

Бортовой номер: RA-02247

Место:Липецкая область, Липецкий район, близ пос. Новая Деревня

Жертва: 0/2

Описание: Экипаж выполнял полет на АХР по рассеву минеральных удобрений в районе н.п. Новая деревня Липецкой области. В процессе разбега, по объяснениям экипажа, поведение самолета было обычным. После отрыва, на высоте примерно 2 метра, у самолета появилось скольжение и тенденция к кренению влево. При достижении высоты около 10 метров, кренение самолета стало прогрессирующим. Принятые экипажем меры по предотвращению кренения эффекта не дали и самолет с креном более 35° на удалении 145 метров от торца ИВПП задел левой полукоробкой крыльев о землю, столкнулся с деревьями и разрушился. Экипаж получил травмы различной степени тяжести.

Дата:08.07.1998

Бортовой номер: RA-02823

Место:Якутия, близ а/п Маган

Жертва:1/10

Описание: Экипаж выполнял полет днем в ПМУ по маршруту Маган – Кобяй – Сангар – Маган с инструктором на борту с целью оказания медицинской помощи населении. На борту находилось 7 пассажиров. Полет на участке Маган – Сангар выполнялся на высоте 1150 м при скорости 180 км/час. Признаки неустойчивости работы двигателя появились после входа в зону МДП аэропорта Маган и доклада диспетчеру о расчетном времени прибытия. Устраняя тряску, КВС уменьшил режим работы двигателя и перевел самолет на снижение. Уменьшение режима позволило восстановить устойчивую работу двигателя, и КВС принял решение о переводе ВС в набор высоты. Однако при увеличении давления поддува вновь возникла сильная тряска, сопровождавшаяся падением мощности двигателя и уменьшением давления масла. КВС доложил диспетчеру об отказе двигателя, своих координатах и приступил к снижению, в процессе которого произошло забрызгивайте маслом стекла кабины пилотов. Для выполнения вынужденной посадки была выбрана площадка в пойме реки Кенкеме. Перед приземлением экипаж довыпустил закрылки до 40 градусов, обесточил самолет и закрыл пожарный кран. Фактическое состояние площадки экипаж смог оценить лишь после посадки на кочковатую заболоченную поверхность. Дистанция пробега составила 32 м. Глубина колеи на завершающем этапе пробега увеличилась до 70 см, что привело к капотированию самолета. В результате АП 4 пассажира получили серьезные телесные повреждения. Одна пассажирка скончалась от полученных травм.

Дата:12.10.1998

Бортовой номер: RA-33668

Место: Башкортостан, Бурзянский район, г. Масим

Жертва:0/16

Описание: Экипаж в составе командира воздушного судна, второго пилота и проверяющего командира звена выполнял рейс по маршруту Сибай-Уфа. На борту находилось 13 пассажиров, из них один ребенок.
Взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы.
Второй пилот в нарушение требований п. 3.6.10 НПП ГА-85 расчет полета по маршруту с учетом изменения направления ветра, полученного при метеоконсультации в аэропорту Сибай, не произвел. КВС, в нарушение требований п. 3.6.8 НПП ГА-85, правильность расчета не проверил, а проверяющий, в нарушение требований п. 3.8.8 НПП ГА-85, готовность экипажа к выполнению задания на полет не проконтролировал.
Решение на вылет было принято с нарушением требований п. 5.5.12.1 НПП ГА-85 при нижней границе облаков по маршруту ниже предусмотренной для ПВП.
Диспетчером КДП МВЛ аэропорта Сибай, в нарушение требований п. 5.5.2 НПП ГА-85, п. 3.7.2 НШС ГА-86 и п.п. 4.1., 4.2. Технологии работы диспетчера КДП МВЛ аэропорта Сибай, диспетчерское разрешение было выдано при прогнозируемой высоте нижней границы облаков по маршруту ниже предусмотренной для полетов по ПВП, нарушения, допущенные экипажем при расчете маршрута полета, выявлены не были.
После взлета экипаж, в нарушение требований п. 7.4.4 НПП ГА-85 и п. 5.3.15 Инструкции по производству полетов аэропорта Сибай, выход из зоны аэропорта осуществил не по установленной схеме.
Диспетчер КДП МВЛ аэропорта Сибай, в нарушение требований п. 7.1.7 Технологии работы диспетчера КДП МВЛ аэропорта Сибай, момент пролета самолетом поворотного пункта Карышкинов по радиопеленгатору не проконтролировал, на допущенные нарушения экипажу не указал и, в нарушение требований п. 5.3.3 НПП ГА-85, дал разрешение на занятие высоты полета 1100м при высоте нижнего края облачности в районе аэропорта Сибай 550 м.
В наборе высоты для занятия эшелона 1100 м самолет вошел в облака. КВС, в нарушение требований п.п. 5.3.11, 5.3.12, 5.3.13 и 5.3.15 НПП ГА-85, решения на возврат на аэродром вылета не принял, о несоответствии условий для полета по ПВП органу УВД не доложил, изменение безопасного эшелона не запросил и продолжил полет в облаках на высоте 1100 м.
Через 30 мин расчетного времени после взлета экипаж, считая, что прошел поворотный пункт (ПП) Кананикольское, преждевременно взял курс 285град. на ПП Хлебодаровка, тем самым в нарушение требований п. 7.5.3 НПП ГА-85 спрямил маршрут в сторону горной местности. О пролете ПП Кананикольское и о том, что пролет ПП Хлебодаровка рассчитывает в 10.00 UTC с занятием высоты полета 600 м экипаж доложил оператору KB базы ЭРТОС. Оператор, в нарушение требований п. 5.3.14 НСГА-85 дал команду экипажу доложить о пролете ПП Хлебодаровка. О докладе экипажа и его решении оператор проинформировал диспетчера МДП "ЮГ" аэропорта Уфа.
Диспетчер МДП "ЮГ" к информации отнесся формально, решение экипажа о выбранном маршруте полета не проанализировал, о допущенном нарушении маршрута экипажу не указал.
При полете на ПП Хлебодаровка из-за неучета боковой составляющей ветра ВС оказалось в 45 км правее от линии спрямленного маршрута у вершины горы высотой 1040 м. Высота полета при этом была в нарушение требований п. 5.7.1 НПП ГА-85 значительно ниже истиной безопасной высоты полета (1940 м).
По объяснениям членов экипажа, из-за попадания ВС в нисходящие потоки воздуха, образовавшиеся на подветренной стороне горного хребта, произошла потеря высоты полета примерно на 100 м. Экипаж увидел препятствие по курсу полета, энергично взял штурвал "на себя" и увеличил режим работы двигателя до взлетного, однако предотвратить столкновение самолета с горой не смог.
Проверяющий командир звена в нарушение требований п.п. 3.8.6, 3.8.8 и 3.8.11 НПП ГА-85, выполнение членами экипажа своих функциональных обязанностей не контролировал, мер по обеспечению безопасности полета не принял.
В результате столкновения с горой на высоте 980 м (высота горы 1040 м) самолет разрушился, три пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести.

Дата:20.12.21998

Бортовой номер: RA-02482

Место: а/п Аян

Жертва: 0/11

Описание: Экипаж выполнял рейс по перевозке пассажиров, багажа и почты по маршруту Нелькан-Аян-Нелькан. Самолет эксплуатировался на лыжном шасси.
Предполетная подготовка экипажа была проведена в аэропорту Нелькан. В нарушение п.4.12.3 HПП ГА-85 экипаж предполетный медицинский контроль не проходил, так как руководство НОАО его не организовало. При принятии решения на вылет командир ВС метеодокументацию на руки не получил и в нарушение п.3.6.8 НПП-85 диспетчеру ВМДП-КДП не предъявил.
Перед вылетом на борту находилось 7 взрослых пассажиров, 2 ребенка и 173 кг груза. Взлетная масса и центровка не выходили за пределы, разрешенные РЛЭ самолета Ан-2. При этом в нарушение раздела 1 "Инструкции по взаимодействию и технологии работы членов экипажа самолета Ан-2", второй пилот не проконтролировал использование привязных ремней пассажирами, в результате были пристегнуты только 2 пассажира.
При ветре 300 град. 6-8 м/с с тенденцией к усилению, КВС принял решение производить взлет с попутным ветром с курсом взлета 125 град, с убранными закрылками, чем нарушил требования главы 2 РЛЭ самолета Ан-2, а также требования п.п.7.3.2 и 7.3.4 НПП ГА-85. В нарушение требований п.7.3.3 НПП ГА-85 взлет производился не от начала ВПП, а от рулежной дорожки (оставшаяся длина ВПП составила 660 м).
При установке взлетного режима двигателя в процессе доворота на курс взлета самолет был выведен правее оси ВПП и получил тенденцию к уклонению вправо, которую в процессе разбега экипажу устранить не удалось. Через 195 м от начала разбега самолет начал пересекать правую кромку ВПП. На запрос второго пилота "Решение?" КВС ответил "Взлетаем" и в нарушение п.7.3.7 НПП ГА-85 продолжил взлет по прилегающему к ВПП участку летного поля. Через 190 м разбега вне ВПП от удара о торос (высотой до 40 см) оторвался хвостовой лыжонок, еще через 95 м в результате выхода основных лыж на открытые участки каменистого покрова летного поля начали разрушаться пирамиды шасси с опусканием носовой части самолета и соударением лопастей воздушного винта о землю. Самолет, пробежав 690 м от места начала разбега, остановился на расстоянии 30 м за торцом ВПП и в 41 м правее кромки ВПП, получив при этом значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
Результаты анализа крови, взятые у экипажа после авиационного происшествия показали среднюю степень опьянения командира ВС.

Дата:06.04.2000

Бортовой номер: RA-31486

Место:Воронежская область, Грибановский район, село Малые Алабухи

Жертва: 0/4

Описание: Экипаж выполнял перелет по маршруту: аэродром Саранск - площадка в районе населенного пункта Малые Алабухи Воронежской области для выполнения авиационно-химических работ. На борту самолета находились два служебных пассажира.
Подготовка к выполнению АХР командно-руководящим составом ГП "Саранский ОАО" была организована неудовлетворительно.
Срок действия допуска КВС на выполнение АХР истек 04 апреля 2000 года.
До перелета площадка специалистами авиапредприятия не осматривалась и подготовка ее к приему самолета лицами КЛС не контролировалась. В результате площадка оказалась неподготовленной к выполнению полетов (боковые и концевые полосы безопасности не оборудованы, границы асфальтобетонной ИВПП флажками не размечены, снег при уборке был смещен на 4,5 м. за левый край полосы с курсом посадки 210°, в результате чего образовался снежный вал высотой до 125 см.).
При проведении 04.04.2000г. предварительной подготовки, в нарушение требований п.3.10 Руководства по АХР в ГА, "Инструкция по производству полетов в районе МДП аэродрома Воронеж" и "Инструкция по производству полетов в районе площадки для АХР вблизи н.п. Малые Алабухи" экипажем не изучались из-за их отсутствия.
В действиях командно-руководящего состава авиапредприятия отмечена непоследовательность и несогласованность, 05.04.2000г. командир ГП "Саранский ОАО" телеграммой № 051135 запретил работу своим экипажам в Воронежс

Наши рекомендации