Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки

Базовыми элементами приспособления при данном методе служат макетные элементы каркаса (макетные нервюры, макетные шпангоуты), выполненные по внутреннему контуру сборочной единицы (рис. 9.2).

Сборка начинается с базирования обшивки 2 внутренней поверхностью по макетным элементам 1, которые задают контур внутренней поверхности агрегата.

Затем между макетными элементами устанавливаются самолетные детали каркаса 3 с базой на внутреннюю поверхность обшивки.

Макетные элементы удаляются и на их место ставятся самолетные. При установке самолетных элементов каркаса, которые выполнены меньше внутреннего контура обшивки, используют различные типы компенсации (деталь 4 на рис. 9.3).

Из рассмотрения размерной цепи (рис. 9.3) следует уравнение

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru ,

где Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - размер приспособления;

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - зазор (характеризует точность базирования обшивки на макетный элемент);

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - толщина обшивки.

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru

Рис. 9.2. Сборка с базированием на внутренний контур обшивки.

Из уравнения размерной цепи вытекает уравнение погрешностей

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru , (9.2)

где Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - погрешность приспособления;

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - погрешность базирования обшивки;

Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - погрешность изготовления обшивки.

По сравнению со сборкой на наружную поверхность обшивки (см. форм. 9.1), здесь добавляется Сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки - student2.ru - погрешность изготовления обшивки. В некоторых случаях эта величина может быть значительной.

После сборки с базой на наружную поверхность обшивки рассматриваемый метод является вторым по точности. В то же время у него значительно проще и дешевле приспособление.

Отсутствие рубильников позволяет широко применять средства механизации процесса сборки.

Сегодня это основной способ сборки крыла и фюзеляжа самолетов среднего и тяжелого классов.

К недостаткам следует отнести следующие факторы:

- компенсаторы утяжеляют вес и увеличивают трудоемкость сборки;

- возникают затруднения при сборке агрегатов с малой строительной высотой, так как внутри них сложно расположить макетные элементы;

- установка самолетных нервюр между макетными с поджатием к обшивке целесообразна при жесткой обшивке, ввиду чего метод нашел распространение именно в конструкциях с жестким продольным силовым набором или монолитными панелями.

Вопросы для самоконтроля:

1. Как осуществляется координация деталей при сборке в сборочном приспособлении?

2. Что служит базовыми элементами приспособления при сборке с базой на наружный контур?

3. В чем заключается сборка с базой на наружную поверхность обшивки?

4. Почему сборка с базой на наружную поверхность обшивки является самым точным методом?

5. Что служит базовыми элементами приспособления при сборке с базой на внутреннюю поверхность обшивки?

6. В чем заключается сборка с базой на внутреннюю поверхность обшивки?

7. Какие недостатки у сборки с базой на внутреннюю поверхность обшивки?

Наши рекомендации