Общая характеристика учебного предмета «Технология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вента-на-Граф, 2013. Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5-8 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А,Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданных Издательским центром "Вента-Граф"

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по результатам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития. Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:

• Информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;

• Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;

• Общеметодическое руководство. Задаются требования к материально- техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.




Цели изучения учебного предмета «Технология»

Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:

• формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

• формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;

• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;

• развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

• формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно- исследовательской деятельности;

• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;

• профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Общая характеристика учебного предмета «Технология»

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому при­знаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.

На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики и дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;

• знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

• творческая, проектно-исследовательская деятельность;

• технологическая культура производства;

• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;

• распространённые технологии современного производства. В результате изучения технологии обучающиеся:

познакомятся:

• с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;

• функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

• элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

• экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;

• производительностью труда, реализацией продукции;

• устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико- технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

• предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

• методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;

• информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;

овладеют:

• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;

• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;

• умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;

• навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

• навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;

• навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

• умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

• умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:

• распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.

Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно- практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждо­го года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю, Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане.

Требования к уровню подготовки

Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности Ученик должен: знать/понимать

• основные технологические понятия;

• назначение и технологические свойства материалов;

• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и производства продукции на окружающую среду и здоровье человека;

• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий и производством продукции;

уметь

• рационально организовывать рабочее место;

• находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;

• определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия или получении продукта;

• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;

• выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;

• осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• находить и устранять допущенные дефекты;

• выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

• планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;

• распределять работу в условиях коллективной деятельности;

Требования по разделам технологической подготовки

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Выпускник должен: знать/понимать

• назначение различных швейных изделий;

• основные стили в одежде и современные направления моды;

• виды традиционных народных промыслов;

уметь

• выбирать ткань для определенных типов швейных изделий;

• снимать мерки с фигуры человека;

• выполнять чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;

• выбирать модель с учетом особенностей фигуры;

• выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;

• проводить примерку изделия;

• выполнять не менее трех видов рукоделия с использованием текстильных и поделочных материалов.

КУЛИНАРИЯ

Ученик должен: знать/понимать

• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

• санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой и при обработке пищевых продуктов;

• виды оборудования современной кухни;

• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющего на здоровье человека;

уметь

• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;

• определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

• составлять меню завтрака, обеда, ужина;

• выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов:

• соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюл;

• заготавливать на зиму овощи и фрукты;

• оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• приготовления пищевых продуктов, а также для их повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при их обработке;

• консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;

• соблюдения правил этикета за столом;

• приготовления блюл по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;

• выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий;

• сервировки стола и оформления приготовленных блюд.

ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА

Ученик должен: знать/понимать

• характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;

• сведения об инженерных коммуникациях в жилых помещениях, видах ремонтно- отделочных работ;

• информацию о материалах и инструментах для ремонта и отделки помещений;

• основные виды бытовых домашних работ;

• средства оформления интерьера;

• назначение основных видов современной бытовой техники;

• содержание санитарно-технических работ;

• вилы санитарно-технических устройств;

• причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь

• планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;

• подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;

• заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле;

соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.

СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Ученик должен: знать/понимать

• методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;

• виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;

уметь

обосновывать функциональные качества выполняемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации;

• проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;

• осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);

• осуществлять монтаж изделия;

• выполнять отделку изделий;

• осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов;

• защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнении декоративно- прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.

Наши рекомендации