Общая характеристика учебного предмета «Технология»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по предмету «Технология» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения. Составлена на основе программы: Технология: программа. 5-8 классы / авт.-сост. А. Т. Тищенко, Н. В. Синица. - М. : Вента-на-Граф, 2013. Программа изложена в двух направлениях: "Индустриальные технологии" и " Технологии ведения дома" И ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 5-8 классов, которые подготовлены авторским коллективом (А,Т. Тищенко, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко) и изданных Издательским центром "Вента-Граф"
Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, об общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, задает тематические и сюжетные линии курса, дает примерное распределение учебных часов по результатам курса и вариант последовательности их изучения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, сензитивных периодов их развития. Программа по курсу «Технология» выполняет следующие функции:
• Информационно-семантическое нормирование учебного процесса. Это обеспечивает детерминированный объем, четкую тематическую дифференциацию содержания обучения и задает распределение времени по разделам содержания;
• Ориентировано-плановое построение содержания. Определяется примерная последовательность изучения содержания технологии в основной школе и его распределение с учетом возрастных особенностей учащихся;
• Общеметодическое руководство. Задаются требования к материально- техническому обеспечению учебного процесса, предоставляются общие рекомендации по проведению различных видов занятий.
Цели изучения учебного предмета «Технология»
Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются:
• формирование представлений о составляющих техносферы, современном производстве и распространённых в нём технологиях;
• освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;
• формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
• овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами бытовой техники;
• овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства;
• развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
• формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно- исследовательской деятельности;
• воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности;
• профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
В данной программе изложены основные направления технологии: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», в рамках которых изучается учебный предмет. Выбор направления обучения не должен проводиться по половому признаку, а должен исходить из их интересов и склонностей, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий.
На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при различном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.
Независимо от изучаемых технологий содержание программы предусматривает освоение материала по следующим сквозным образовательным линиям:
• культура, эргономика и эстетика труда;
• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;
• основы черчения, графики и дизайна;
• элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
• знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;
• влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
• творческая, проектно-исследовательская деятельность;
• технологическая культура производства;
• история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;
• распространённые технологии современного производства. В результате изучения технологии обучающиеся:
познакомятся:
• с ролью технологий в развитии человечества, механизацией труда, технологической культурой производства;
• функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;
• элементами домашней экономики, бюджетом семьи, предпринимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;
• экологическими требованиями к технологиям, социальными последствиями применения технологий;
• производительностью труда, реализацией продукции;
• устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико- технологических средств производства (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);
• предметами потребления, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• методами обеспечения безопасности труда, культурой труда, этикой общения на производстве;
• информационными технологиями в производстве и сфере услуг, перспективными технологиями;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных, текстильных и поделочных материалов;
• умением выбирать инструменты, приспособления и оборудование для выполнения работ, находить необходимую информацию в различных источниках, в том числе с использованием компьютера;
• навыками чтения и составления конструкторской и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда; выбора, проектирования, конструирования, моделирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места с соблюдением требований безопасности труда и правил пользования инструментами, приспособлениями, оборудованием;
• навыками выполнения технологических операций с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;
• умением разрабатывать учебный творческий проект, изготовлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;
• умением соотносить личные потребности с требованиями, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.
Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учитель может подготовить дополнительный авторский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:
• распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;
• возможность освоения содержания курса на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;
• выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;
• возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;
• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся.
Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно- практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практических работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.
Программой предусмотрено выполнение обучающимися творческих и проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждого года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности с начала или середины учебного года.
При организации творческой, проектной деятельности обучающихся необходимо акцентировать их внимание на потребительском назначении и стоимости продукта труда — изделия, которое они выбирают в качестве объекта проектирования и изготовления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имеющимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста, а также обладал общественной или личной ценностью.
Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении технологий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдельных разделов.
Место предмета «Технология» в базисном учебном плане
Базисный учебный план образовательного учреждения на этапе основного общего образования должен включать 204 учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология». В том числе: в 5 и 6 классах — 68 ч из расчёта 2 ч в неделю; в 7 и 8 классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю, Дополнительное время для обучения технологии может быть выделено за счет резерва времени в базисном учебном плане.
Требования к уровню подготовки
Общетехнологические и трудовые умения и способы деятельности Ученик должен: знать/понимать
• основные технологические понятия;
• назначение и технологические свойства материалов;
• назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и производства продукции на окружающую среду и здоровье человека;
• профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий и производством продукции;
уметь
• рационально организовывать рабочее место;
• находить необходимую информацию в различных источниках, применять конструкторскую и технологическую документацию;
• определять последовательность выполнения технологических операций при изготовлении изделия или получении продукта;
• выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
• выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;
• соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами, машинами и оборудованием;
• осуществлять доступными средствами контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• находить и устранять допущенные дефекты;
• выполнять разработку учебного проекта изготовления изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;
• планировать работу с учетом имеющихся ресурсов и условий;
• распределять работу в условиях коллективной деятельности;
Требования по разделам технологической подготовки
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ТЕКСТИЛЬНЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Выпускник должен: знать/понимать
• назначение различных швейных изделий;
• основные стили в одежде и современные направления моды;
• виды традиционных народных промыслов;
уметь
• выбирать ткань для определенных типов швейных изделий;
• снимать мерки с фигуры человека;
• выполнять чертежи простых поясных и плечевых швейных изделий;
• выбирать модель с учетом особенностей фигуры;
• выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
• проводить примерку изделия;
• выполнять не менее трех видов рукоделия с использованием текстильных и поделочных материалов.
КУЛИНАРИЯ
Ученик должен: знать/понимать
• влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;
• санитарно-гигиенические требования к помещению кухни, столовой и при обработке пищевых продуктов;
• виды оборудования современной кухни;
• виды экологического загрязнения пищевых продуктов, влияющего на здоровье человека;
уметь
• выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах;
• определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;
• составлять меню завтрака, обеда, ужина;
• выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов:
• соблюдать правила хранения пищевых продуктов, полуфабрикатов и готовых блюл;
• заготавливать на зиму овощи и фрукты;
• оказывать первую помощь при пищевых отравлениях и ожогах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• приготовления пищевых продуктов, а также для их повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при их обработке;
• консервирования и заготовки пищевых продуктов в домашних условиях;
• соблюдения правил этикета за столом;
• приготовления блюл по готовым рецептам, включая блюда национальной кухни;
• выпечки хлебобулочных и кондитерских изделий;
• сервировки стола и оформления приготовленных блюд.
ТЕХНОЛОГИЯ ВЕДЕНИЯ ДОМА
Ученик должен: знать/понимать
• характеристики основных функциональных зон в жилых помещениях;
• сведения об инженерных коммуникациях в жилых помещениях, видах ремонтно- отделочных работ;
• информацию о материалах и инструментах для ремонта и отделки помещений;
• основные виды бытовых домашних работ;
• средства оформления интерьера;
• назначение основных видов современной бытовой техники;
• содержание санитарно-технических работ;
• вилы санитарно-технических устройств;
• причины протечек в кранах, вентилях и сливных бачках канализации; уметь
• планировать ремонтно-отделочные работы с указанием материалов, инструментов, оборудования и примерных затрат;
• подбирать покрытия в соответствии с функциональным назначением помещений;
• заменять уплотнительные прокладки в кране или вентиле;
соблюдать правила пользования современной бытовой техникой.
СОЗДАНИЕ ИЗДЕЛИИ ИЗ КОНСТРУКЦИОННЫХ И ПОДЕЛОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ
Ученик должен: знать/понимать
• методы защиты материалов от воздействия окружающей среды;
• виды декоративной отделки изделий (деталей) из различных материалов; традиционные виды ремесел, народных промыслов;
уметь
обосновывать функциональные качества выполняемого изделия (детали); выполнять разметку деталей на основе технологической документации;
• проводить технологические операции, связанные с обработкой деталей резанием и пластическим формованием;
• осуществлять инструментальный контроль качества изготавливаемого изделия (детали);
• осуществлять монтаж изделия;
• выполнять отделку изделий;
• осуществлять один из распространенных в регионе видов декоративно-прикладной обработки материалов;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: изготовления или ремонта изделий из конструкционных и поделочных материалов;
• защиты изделий от воздействия окружающей среды, выполнении декоративно- прикладной обработки материалов и повышения потребительских качеств изделий.