Стропильные и подстропильные конструкции
Для монтажа кровли необходимо предусмотреть стропильные конструкции. Стропильные конструкции могут быть сборными и монолитными, железобетонные или металлические, балки или фермы, скатные, двускатные, с параллельными поясами, сегментные, арочные. По заданию курсового проекта стропильная конструкция – двускатная балка. Выбранная двускатная балка имеет уклон 1:12, прямоугольное сечение с отверстиями, высота на опоре 890 мм. Отверстия облегчают укладку коммуникаций. Так как шаг крайних колонн 6 м, а шаг средних 12 м, в колонах средних рядов необходимо предусмотреть подстропильные конструкции для опирания на них стропильных балок. Подстропильные балки имеют тавровое сечение, длину 12 м, высоту на опоре 600 мм, ширину полки 700 мм.
![]() |
Двускатная стропильная балка |
Стены.
Материал стен выбирается по заданию. В нашем случае это блоки. В зависимости от места расположения в стене блоки подразделяют на рядовые, угловые и перемычечные. Рядовые блоки выпускают длиной от 990 до 2990мм(через 500мм), угловые- длиннее на толщину стены и блоки-перемычки 5990мм. Высота рядовых и угловых блоков принята 585, 1185 и 1785мм, перемычечных- 585 и 1185мм. Рядовые блоки принимаем длиной 1490мм,2990мм. Толщина блоков 300, 400 и 500мм. Толщину принимаем в зависимости от того отапливаемое или не отапливаемое здание, т.е. от климатического района. В нашем задании выбран северный район, поэтому толщина стен будет 400мм.Рядовые и угловые блоки не армируют; арматура необходима только для блоков-перемычек. Наружную поверхность покрывают слоем декоративного бетона толщиной 30-50мм. Стены из блоков являются самонесущими, опирают их на фундаментные балки. При кладке блоков необходимо обеспечивать перевязку вертикальных швов. В местах совпадения этих швов смежных рядов в горизонтальные швы закладывают стальные стержни диаметром 8-10мм. Такую же арматуру предусматривают в углах здания.
Крепят стены из блоков к колоннам каркаса гибкими Т-образными анкерами из стержней диаметром 10мм. Один конец анкера закладывают в горизонтальный паз блока, а другой приваривают к закладному элементу колонны. Завершают стены парапетными плитами или карнизными блоками.
Окна
В зависимости от назначения здания , расчетного перепада температур наружного и внутреннего воздуха и особенностей климата заполнения оконных проемов могут быть одинарными(в нашем случае) , двойными и тройными.
Принимаем расстояние от пола до низа оконного проема 1.8м. Окна выбираем в зависимости от вида стен и климатического района. Так как у нас стены блоки, то оконные проемы будут расположены отдельно, остекление одинарное.
Оконные проемы заполняют отдельными переплетами и панелями. По материалу переплеты и панели могут быть деревянными, железобетонными и металлическими, в нашем случае железобетонные, их целесообразно устанавливать в цехах с нормальным температурно-влажностным режимом. Размер переплетов высота 1185мм и ширина 2970мм. Железобетонные переплеты стыкуют по высоте без оконных коробок, соединяя между собой цементно-песчаным раствором. Крепят переплеты к откосам проемов заделкой в бетон выпусков арматуры, размещенных на уровне стыков переплетов. Переплеты верхнего яруса крепят ершами. Швы между переплетами и стеной заделывают раствором, а зазор между перемычкой и переплетом(10мм)- эластичным материалом.
Железобетонные переплеты не подвергаются коррозии, обладают хорошими эксплуатационными качествами, но они тяжелы и сложны в устройстве.
Двери и ворота
Для проезда напольного транспорта в наружных стенах, а иногда и в перегородках предусматривают ворота. Расстояния между воротами устанавливают исходя из технологических требований и условий эксплуатации из помещений. Размеры проемов ворот принимают кратными модулю 600мм.Проемы ворот должны превышать размеры габаритов транспортных средств в груженом состоянии по ширине не менее чем на 600мм и по высоте на 200мм. Ворота размещаются в продольных торцевых стенах. Ворота бывают различных видов, но мы предусматриваем распашные двуполые ворота, они просты в устройстве и надежны в эксплуатации. Размер ворот 3600×3600мм. Тип ворот выбирают с учетом габаритов проема, требуемой степени герметизации помещений, наличия свободного пространства около проема, интенсивности движения транспорта.
Распашные ворота, состоят из рамы и навешенных на нее двух полотен. Стойки и ригель рамы и навешенных на нее двух полотен. Стойки и ригель рамы монтируют из стальных прямоугольных труб сечением 200×140×4мм и соединяют болтами. Раму устанавливают на бетонные фундаменты и крепят к ним анкерами через стальные опорные листы.
Каркас полотен изготовляют в виде решетки из стальных труб прямоугольного сечения 50×25×1,8мм, спаренных лентой 2×14мм.
Зазоры по контуру рамы заделывают гернитом и цементно-песчаным раствором. Во избежание продувания щели между полом и нижней обвязкой полотен закрываю резиновыми фартуками.
Для курсового проекта принимаем двухпольные стальные двери. Коробки стальных дверей изготавливают из стальных уголков 75×5 мм, а полотна штампуют из листовой стали толщиной 2 мм.
![]() | ![]() |
Дверь промышленного здания | Распашные ворота |
Плиты покрытия.
В промышленных зданиях массового строительства устраивают преимущественно плоскостные покрытия, так как они наиболее универсальны, просты по конструкции и надёжны в эксплуатации.
Ограждающую часть покрытия можно укладывать на прогоны, а крупноразмерные панели непосредственно на стропильные конструкции.
Для устройства беспрогонных покрытий используют крупноразмерные панели, которые опирают непосредственно на несущие конструкции покрытия.
Длину панелей принимаем равной шагу стропильных конструкций покрытия, то есть 6 м. ширину панелей принимаем равной 3 м.
В качестве беспрогонных покрытий используем железобетонные ребристые панели размером 3×6 м.
Кровля
Кровли промышленных зданий работают в тяжелых эксплутационных условиях, так как они интенсивнее других конструкций подвергаются атмосферным и производственным воздействиям.
Вредное влияние на прочность и водонепроницаемость кровли оказывают неравномерная осадка здания, температурные деформации, усадка железобетонных настилов.
В нашем здании выбираем мастичную кровлю. Мастичные слои толщиной 2-4мм устраивают из битумных, битумно-резиновых мастик, холодных битумно-латексных эмульсий, асфальта. Мастичные кровли целесообразно при устройстве покрытий, подвергающихся механическим воздействиям, а также горячих газов и искр.
1 – гравий на антисептированной мастике δ=0,01 м;
2 – три слоя водоизоляционного ковра;
3 – цементно-песчаный раствор марки 50 δ=0,015 м;
4 – теплоизоляция – керамзитовый гравий δ=0,06 м;
5 – рубероид;
6 – железобетонная плита δ=0,03 м.
Водоотвод.
Система внутреннего водоотвода состоит из водоприёмных воронок, водосточных труб, стояков, подпольных или подвесных трубопроводов и выпусков.
Водоприёмные воронки направляют стекающую с кровли дождевую или талую воду в стояки, откуда она по водопроводам и выпускам поступает в сеть ливневой или общесплавной канализации.
Площадь водосбора, приходящуюся на одну воронку, определяют с учётом климатических условий, типа кровли и схемы системы внутреннего водоотвода.
На скатных покрытиях воронки размещают в ендовах. Расстояние между воронками в ендовах скатных покрытий не должно превышать 48 м(обычно 18, 24 или 30 м), а на плоских покрытиях – 60 м. Расстояние от оси воронок до продольной разбивочной оси в крайних и средних ендовах принимают 450 мм, а до ближайшей поперечной разбивочной оси – 500 мм.
Стояки размещают обычно открыто рядом с колоннами и крепят к ним хомутами.
Фонари
В покрытиях зданий предусматривают специальные проёмы с остеклёнными надстройками, называемыми световыми фонарями. Наряду с освещением эти фонари служат целям воздухообмена в помещениях, вследствии чего их называют светоаэрационными.
Прямоугольные фонари. Они имеют вертикальное остекление и отличаются незначительной инсоляцией и загрязняемостью; они более водонепроницаемы и удобны в очистке, нежели фонари с наклонным остеклением. Такие фонари просты в устройстве и надёжны в эксплуатации.
Унифицированные прямоугольные фонари приняты шириной 6 м для пролётов 18 м и 12м. Номинальную высоту остекления принимаем равной 1500 мм. Длина фонаря составляет 72м.
Несущие конструкции фонарей изготавливают из холодногнутых профилей или горячекатаных швеллеров и уголков. Крепят их к фермам и балкам покрытия болтами и сваркой.
Ограждение прямоугольного фонаря состоит из покрытия, бортовых элементов, остеклённых поверхностей и торцевых стенок. Покрытие фонаря имеет конструкцию, аналогичную покрытию цеха.
Остекление прямоугольных фонарей монтируют в стальные переплёты, которые имеют длину 5944 мм, ширину 1445 мм. Переплёты навешивают на фонарные панели с помощью шарниров, допускающих открывание на угол до 70 °. Открывают переплёты с помощью специальных механизмов.
Заполняют переплёты армированным стеклом толщиной 4-8 мм и шириной 575 мм.
Полы.
Полы промышленных зданий должны удовлетворять следующим требованиям: обладать высокой механической прочностью, ровной и гладкой поверхностью; не скользить; мало истираться и не пылить при езде тележек и ходьбе; быть бесшумными приезде транспортных средств и ходьбе людей; обладать малым коэффициентом теплоусвоения, что предотвращает ощущение холода у стоящих на полу людей; не проводить электроток; обеспечивать возможность проведения быстрого и лёгкого ремонта; быть индустриальными в строительстве, легко очищаться и долго сохранять хороший внешний вид.
В одноэтажных зданиях(без подвала) полы устраивают непосредственно на грунте.
Основными конструктивными элементами полов являются покрытие, подстилающий слой(подготовка), прослойка, стяжка, гидроизоляция и теплоизоляция.
Бетонные полы устраивают в цехах с повышенной влажностью и интенсивным движением напольного транспорта. Кроме того, бетонные полы обладают стойкостью при действии на них минеральных масел и других агрессивных веществ.
6.Генплан здания:
Перечень объектов генплана:
1)Основное производственное здание (2304м2);
2)Блок служебно-бытовых помещений(200 м2);
3)Склад баллонов с техническими газами(40 м2);
4)Открытая площадка для испытания такелажа(22 м2);
5)Испытательные станции для ДВС и электрических машин (50 м2);
6)Крытая стоянка для 6 автомобилей(192 м2);
7)Открытая стоянка для 8 автомобилей (260 м2);
8)Площадки озеленения;
По результатам составления генплана определяются следующие технико-экономические показатели:
-площадь территории предприятия в ограде( 17000 м2);
-площадь застройки территории( 4500 м2);
-площадь автомобильных дорог и мощеных частей территории(1000 м2);
-площадь озеленения( 2000м2);
-площадь используемой территории(15000 м2)
-общая длина автомобильных дорог( 12000 м);
-протяженность ограждения( 540 м);
-коэффициент застройки( 26 %);
-коэффициент использования территории(88%);
-коэффициент озеленения территории( 11 %).
Ограждение предприятия следует считать условным т.к. объекты находятся в пределах режимной территории порта.
Генеральный план
1 – основное здание
2 – блок служебно-бытовых помещений
3 – склад баллонов с техническими газами
4 – открытая площадка для испытания такелажа
5 – испытательная станция для ДВС и электромашин
6 – крытая стоянка для 5 автомобилей
7 – открытая стоянка для 10 автомобилей
8 – озеленение
9 – склад материалов и оборудования