Перевозка машин, грузов в ящичной упаковке и грузов цилиндрической формы
Техническими условиями установлены способы размещения и крепления грузов цилиндрической формы массой единицы до 30 т, диаметром 1,0—3,2 м и с расположением центра массы симметрично по ширине цилиндра и не выше его продольной оси. При этом общий центр
массы вагона с грузом должен находиться на расстоянии не более 2300 мм от уровня головки рельсов и наветренная поверхность четырехосного вагона с грузом не должна превышать 75 м2.
Грузы длинной до 14 м грузят на одиночных четырехосных платформах в один ярус в один-два продольных ряда (длиной 13,7—14,0 м —только на платформы с длиной рамы 13,4 м) (рис. 7.18). Груз диаметром до 1,4 м размещают в два продольных ряда, а более 1,4 — в один ряд.
Грузы большой длины могут размещаться в один ряд на сцепах платформ, составленных из двух или одной грузонесущей платформы с платформами прикрытия. При размещении груза на сцеп из двух грузонесущих платформ используются турникетные опоры.
Каждую единицу груза размещают на поперечных деревянных подкладках шириной не менее 200 мм и длиной, равной ширине платформы. Каждую подкладку прикрепляют к полу платформы восемью гвоздями длиной, превышающей высоту подкладки на 50 мм. Допускается
прикреплять подкладки с помощью продольных упоров. На каждую подкладку вплотную к грузу с обеих сторон укладывают боковые упорные бруски шириной не менее 200 мм.
Рис. 7.18. Размещение и крепление цилиндрических грузов в один ряд: 1 —боковые упорные бруски; 2 — подкладки; 3 — упорные и распорные бруски; 4 — обвязки
При погрузке грузов диаметром до 1,4 м в два ряда между грузами на подкладку устанавливают распорные бруски. Каждый упорный или распорный брусок прикрепляют к подкладке двумя шпильками (болтами) и восемью гвоздями. Каждый упорный брусок в местах контактирования с грузом должен иметь выемку шириной 20 мм, соответствующую очертанию поверхности груза. Высота брусков определяется в зависимости от диаметра груза по таблицам Технических условий (глава 6). Крепят цилиндрические грузы не менее чем тремя обвязками из полосовой стали с винтовыми натяжными устройствами и четырьмя распорными брусками по два бруска с каждого торца. Вместо обвязок из полосовой стали можно применять обвязки из проволоки диаметром 6 мм, а вместо распорных торцовых брусков могут устанавливаться четыре растяжки. Сечение полосовых обвязок и распорных брусков, число гвоздей для крепления, количество нитей проволоки в обвязках и растяжках определяются в зависимости от массы груза по таблицам Технических условий (глава 6).
Автотракторная техника принимается перевозчиком к перевозке с проверкой правильности ее размещения и крепления, наличия на технике пломб грузоотправителя, количества расположенных на подвижном составе вне кабин и кузовов ящиков с крупногабаритными деталями и узлами, наличия информационного листка и по внешнему осмотру.
Комплектность автотракторной техники, содержание емкостей и отсеков, опломбированных пломбами грузоотправителя, перевозчик при приеме к перевозке не проверяет.
При перевозке автотракторной техники в одном маршруте или группе вагонов, следующих по одному перевозочному документу, ключи от всех машин укладываются в специальный планшет с ячейками, номера которых соответствуют номерам машин. Планшет перевозится в кабине или багажнике одной из машин, ключ от которой упаковывается, опечатывается грузоотправителем и прочно прикрепляется к перевозочным документам, о чем в графе 4 накладной делается соответствующая отметка с указанием номера машины, которой принадлежит данный ключ.
Машины на одиночных платформах, бывшие в эксплуатации и отправляемые в ремонт или для других целей, сопровождает проводник грузоотправителя. Выдача автотранспортной техники на станциях назначения и передача на пограничных передаточных станциях и пунктах перевалки при коммерческой исправности перевозки производится в том же порядке, что и при приеме ее к перевозке на станции отправления. Специализированные вагоны для перевозки легковых автомобилей после выгрузки принимаются перевозчиком с проверкой их исправности,
комплектности и направляются на станцию приписки.
Крытые вагоны для автомобилей направляются по полным перевозочным документам с ЗПУ, установленными грузоотправителем.
Двухъярусные платформы направляются по пересылочным накладным формы ГУ-27сп.
Перевозочные документы и пересылочные накладные на возврат порожних вагонов оформляет грузополучатель, осуществивший выгрузку автотранспортной техники из этих вагонов.
Технические условия устанавливают способы размещения и крепления машин с обрезиненными колесами и надежно действующей тормозной системой массой до 24 т (до 7 т, если тормозов нет), и соответственно машин со стальными колесами до 15 и 5 т.
Высота центра массы машины hц.м над полом вагона не должна превышать 1,7 м, если общая загрузка вагона до 40 т, и 1,5 м при загрузке 40 т и более. Кратчайшее расстояние от наружных боковых точек касания машины до направления действия силы тяжести по ширине платформы В1 должно быть не менее 0,8 высоты центра массы, по длине платформы L1 — не менее высоты центра массы (рис. 7.19):
В2 ≥ В1 и В1 ≥ 0,8 hц.м .
L2 ≥ L1 и L1 ≥ hц.м .
Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сторон должна быть не более 3 м2 на 1 т массы машины.
В зависимости от массы, размеров и конструктивных особенностей машины грузят на одиночные платформы, в полувагоны или на сцепы из них горизонтально в один-два ряда по ширине и в один-два яруса по высоте вагонов; грузовые автомобили и прицепы — наклонным способом.
В полувагоны помещают только машины, ширина которых меньше ширины дверного проема полувагонов «в свету» при открытых дверях.
Машины со стальными безребордными или обрезиненными колесами при погрузке на платформы устанавливают непосредственно на пол, если передаваемая ими нагрузка не превышает величин, приведенных в Технических условиях (глава 7) в зависимости от ширины обода колеса и расстояния от продольной оси платформы до центра опоры колеса. Если нагрузки, передаваемые отдельными колесами машин, превышают установленные величины, то под эти колеса должны быть установлены продольные подкладки (доски). Концы всех подкладок затесывают под
углом 25—35° для облегчения наезда на них колес машин.
Рис. 7.19. Схема размещения машин на колесном ходу
Машины с колесами, имеющими гребни, при погрузке на платформы во всех случаях устанавливают на продольные подкладки.
Размеры подкладок в зависимости от нагрузки и расположения колес по ширине платформы приведены в Технических условиях.
Все машины на платформах крепят проволочными растяжками и подклиниванием колес упорными брусками (рис. 7.20), а в полувагонах проволочными растяжками. Машины, установленные на платформах горизонтально, подклинивают упорными брусками с наружных или с обеих сторон колес. Способ размещения упорных брусков зависит от их размеров и количества гвоздей, которые можно забить в один брусок. Каждое колесо, имеющее гребни, должно быть подклинено упорными брусками с обеих сторон во всех случаях. Длина брусков должна быть
больше ширины обода колеса, а сечение их устанавливается в зависимости от диаметра колеса по таблице Технических условий. Число гвоздей для крепления одного упорного бруска зависит от массы машины, наличия тормозов, принятой схемы расположения брусков и определяется по
таблице Технических условий. Каждую машину с обрезиненными колесами, установленную горизонтально на платформе, закрепляют, кроме упорных брусков, четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм, располагаемыми по две с передней и задней стороны и направленными в противоположные стороны.
Рис. 7.20. Схема размещения и крепления двух машин на колесном ходу
Проволочные растяжки располагают таким образом, чтобы одновременно угол между растяжкой и полом и угол между проекцией растяжки на пол вагона и продольной осью платформы или полувагона не превышал 45°. Если по конструктивным особенностям машин такое размещение невозможно, допускается увеличение углов наклона с обязательным одновременным увеличением площади сечения растяжки. Один конец растяжки закрепляют на машинах за буксирные крюки и петли, полуоси задних мостов, шасси, технологические отверстия рам, а также
за другие детали, которые не могут быть повреждены растяжкой и одновременно не вызовут срез проволочной растяжки, а другой – за торцовые или боковые стоечные скобы и кронштейны платформ или за нижние увязочные косынки полувагона. Во всех случаях растяжки не должны касаться резиновых покрышек колес машины.
Число нитей в каждой растяжке в зависимости от массы машины и наличия тормозов при погрузке на платформы определяют по таблицам Технических условий.
При совмещенной погрузке машин легкую машину располагают в кузове более тяжелой. При погрузке в два яруса машину, опирающуюся на пол платформы, закрепляют с учетом суммарной массы обеих машин. Машину, расположенную в кузове (во втором ярусе), закрепляют
так же, как при опоре ее на пол платформы. Допускается под колеса машин второго яруса подкладывать распределительные подкладки.
При погрузке кузовных машин наклонным способом во избежание повреждений пола кузова впереди стоящей машины по усмотрению отправителя под передние колеса наклонно установленной машины можно подкладывать разгрузочные щиты. Параллельно передним колесам наклонно установленных машин на расстоянии 20—30 мм от боковой наружной поверхности колес укладывают продольные направляющие бруски, скрепляющие одновременно доски разгрузочных щитков. Задние борта машин, за исключением установленных последними, должны быть открыты и закреплены.
Стрелы автокранов для ограничения раскачивания дополнительно закрепляют четырьмя растяжками (каждая в две нити) из проволоки диаметром 6 мм, из которых две растяжки крепятся за верх стрелы и две — в средней части стрелы.
Стрелы и ковши экскаваторов для ограничения перемещений закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в четыре нити (по две с каждой стороны), направленными в противоположные стороны.
Тракторные прицепы грузят на платформу в три яруса. В Технических условиях установлен порядок размещения и крепления самоходных комбайнов различных марок и других сельскохозяйственных машин.
Для перевозки машин на колесном ходу формируют сцепы из полувагонов и четырехосных платформ (рис. 7.21).
Запрещается устанавливать над сцеплением платформ и полувагонов автокраны, экскаваторы, грузовые автомобили со смонтированным на них специальным ценным оборудованием (киноустановками и т.д.).
При установке нескольких машин в наклонном или горизонтальном положении между ними должны быть оставлены зазоры не менее 270 мм со стороны машины, находящейся над сцепкой и не закрепленной на этой платформе или полувагоне (от продольного перемещения) и не менее 50 мм — во всех остальных случаях.
У машин, устанавливаемых над сцепкой, подклинивают с двух сторон только задние колеса. Число гвоздей, необходимое для крепления одного бруска, определяют по таблице Технических условий (глава 7).
Параллельно передним колесам с наружной или внутренней стороны на расстоянии 20—30 мм от их боковой поверхности при диаметре колес до 1200 мм укладывают продольные направляющие бруски размером не менее 45× 75× 400 мм и 150× 220× 1000 мм при большом
диаметре колес. Каждый упорный брусок прибивают четырьмя гвоздями длиной, превышающей высоту бруска на 20 мм, при массе машины 12 т, и восемью гвоздями при большей массе машины.
Рис. 7.21. Схема размещения и крепления машин на колесном ходу на сцепе из двух платформ
У машин над сцепкой закрепляют четырьмя растяжками только заднюю сторону машины, при этом по две растяжки направляют в противопо-ложные стороны.
Техническими условиями предусмотрена перевозка легковых автомобилей в крытых цельнометаллических грузовых вагонах, на двухъярусных цельнометаллических платформах и универсальных четырехоных платформах уплотненным способом.
Наибольшее распространение получили перевозки легковых автомобилей отправительскими маршрутами или укрупненными группами на двухъярусных цельнометаллических платформах. Указанные вагоны приписываются к станциям погрузки автомобилей и имеют трафарет «Срочный возврат на ст. …… ж.д.» (указывается станция и дорога приписки на крайних левых несущих стойках с обеих сторон платформы).
Автомобили на двухъярусных платформах могут отгружаться только в адрес грузополучателей, имеющих подъездные пути со стационарными или временными аппарелями, обеспечивающими выгрузку автомобилей своим ходом с обоих ярусов вагонов. О наличии их у грузополучателя отправитель в накладной (в графе «Особые заявления и отметки отправителя») обязан сделать отметку «Средства разгрузки автомобилей у грузополучателей имеются».
Верхний и нижний ярусы платформы оборудованы направляющим устройством, предназначенным для следования автомобилей в определенном направлении при погрузке, выгрузке, а также для фиксирования места установки автомобилей по ширине вагона.
Для закрепления автомобилей от продольных и поперечных перемещений платформы оснащены инвентарными крепежными устройствами (колесными упорами), устанавливаемыми под каждое колесо погруженного автомобиля.
Пол верхнего и нижнего ярусов имеет щелевые отверстия, пред-назначенные для установки и фиксирования колесных упоров. Автомобили на нижнем и верхнем ярусах устанавливают симметрично относительно продольной оси платформы. Порядок размещения ма-
шин зависит от их размеров и определяется Техническими условиями в зависимости от марки автомобиля. Зазор между наиболее выступающими поверхностями рядом и впереди (сзади) стоящих автомобилей должен быть не менее 50 мм. Автомобили на верхний и нижний ярусы заез-
жают или съезжают с них своим ходом через торцовую часть вагона.
Для закрепления автомобиля необходимо установить в ближайшие к колесам машины щелевые отверстия колесные упоры, сдвинуть их по направлению от колеса и зафиксировать каждый упор подпружиненной закидкой.
Погруженные автомобили, кроме того, должны быть заторможены ручным тормозом и опломбированы отправителем установленным порядком.
После окончания погрузки грузоотправитель устанавливает переездные площадки в транспортное (вертикальное) положение и закрепляет их крюковыми захватами.
Передвижение вагонов с откинутыми переездными площадками запрещается.
После выгрузки автомобилей осмотрщики вагонов и приемосдатчики груза принимают от грузополучателя порожние вагоны с проверкой исправности и комплектности колесных упоров, закрепления переездных площадок в вертикальном положении крюковыми захватами.
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах тракторов, бульдозеров и кусторезов на гусеничном ходу массой отдельных единиц до 25 т. Высота центра массы машины hц.м над полом платформы не должна превышать 1,5 м (рис. 7.22). Кратчайшее расстояние по ширине платформы от наружных кромок гусениц до направления линии действия силы тяжести (В1 и В2) должно быть не менее 0,8 высоты центра массы:
В1 ≥ 0,8hц.м, а В2 ≥ В1.
Кратчайшее расстояние по длине платформы от крайней точки опирания груза до направления действия силы тяжести L1 и L2 должно быть не менее 1,25 высоты центра массы:
L1 ≥ 1,25hц.м, а L2 ≥ L1.
Наветренная поверхность каждой машины с любой из боковых сторон должна быть не более 3м2 на 1 т массы машины.
Машины на гусеничном ходу устанавливают непосредственно на пол платформы. В зависимости от размеров они могут быть размещены вдоль платформы симметрично ее продольной оси (рис. 7.23) или поперек продольной оси, или под углом к ней.
Рис. 7.22. Схема размещения машин на гусеничном ходу
Разрешается грузить машины в пределах льготного габарита.
Каждую из гусениц машин закрепляют поперечными упорными брусками, размеры которых в зависимости от массы определены в Технических условиях.
Упорные бруски должны плотно пригоняться по месту и плотно прилегать к тракам гусениц по всей длине соприкосновения с ними. При этом шипы траков гусениц не должны своими гребнями касаться упорных брусков. При погрузке гусеничных машин с открытыми бор-
тами платформ вдоль каждой гусеницы вплотную к ее внутренней стороне укладывают по одному упорному бруску размерами не менее 100 × 100 × 2000 мм, прибиваемому к полу платформы восемьюгвоздями диаметром 6 мм.
Рис. 7.23. Схема размещения и крепления машин на гусеничном ходу: 1 — растяжки; 2 — поперечные упорные бруски; 3 — упорные бруски; 4 — деревянные упоры
Кроме упорных брусков, каждую машину закрепляют четырьмя растяжками. Число нитей в одной растяжке определяется в зависимости от массы машины.
Запасные ковши при погрузке увязывают между собой проволокой диаметром 6 мм в две нити и закрепляют четырьмя растяжками из проволоки диаметром 6 мм в две нити за стоечные скобы платформ.
В целях лучшего использования вместимости платформы допускается размещать оборудование машин (отвалы кусторезов, ножи бульдозеров и др.) на специальных подставках, прикрепляемых к полу платформы или к грузу. При этом выход груза за пределы лобового бруса не должен превышать 400 мм.
Техническими условиями устанавливаются способы размещения и крепления на платформах роторных и траншейных многоковшовых, а также одноковшовых экскаваторов с различным рабочим оборудованием (драглайн, грейфер, лопата и др.), кранов и трубоукладчиков с различными видами рабочего оборудования.