Срок и дата доставки грузов. Ускорение доставки грузов как элемент сервиса услуг. Задача об исчислении сроков доставки грузов.

Согласно Уставу, перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки и правила их исчисления утверждают­ся федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федераль­ным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители и перевозчики в договорах об организации перевозок могут предусмотреть сокращённый срок доставки.

Временной фактор продолжительности доставки грузов является одним из качественных показателей железнодорож­ного транспорта Российской Федерации. Этот фактор наряду с сохранностью перевозимого груза является определяющим при выборе грузоотправителями, грузополучателями вида транс­порта (перевозчика), посредством которого будет осуществле­на поставка продукции.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24-часов дня приёма грузов для перевозки. Дату приёма грузов для пе­ревозки и расчётную (исходя из правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте) дату истечения срока доставки грузов указывает перевозчик в выданных грузоотправителям квитанциях о приёме грузов. Следует иметь в виду, что срок доставки грузов зависит от технологии работы железнодорожно­го транспорта и его технической оснащенности. А технология работы, в свою очередь, зависит от вида отправки (повагонная, мелкая, в контейнере, в рефрижераторной секции и т.д.), от того, какую скорость (грузовую или большую) предпочёл грузоотправитель и в каком сообщении (прямом, прямом сме­шанном, международном) будет выполнена перевозка.

Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения установленного срока доставки перевозчик обеспечил выгруз­ку грузов на железнодорожной станции назначения или ваго­ны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополуча­телям или не поданы при занятости фронтов выгрузки по причине грузополучателя.

С учётом вида грузовой отправки Правилами исчисления сроков доставки грузов на железнодорожном транспорте оп­ределён размер «среднесуточного расстояния» перевозки гру­зов, исчисляемого в километрах.

В зависимости от дальности перевозки грузов, исходя из которой начислена провозная плата, и среднесуточного рас­стояния перевозки грузов железной дорогой исчисляется срок непосредственно перевозки (следования) грузов. К этому сро­ку добавляется время, необходимое для проведения операций, связанных с приёмом грузов к отправлению, их накоплением, сортировкой, отправлением и прибытием.

Формула: tн = L / S + t

К указанному сроку в зависимости от других обстоятельств (например, переадресовка, передача груза с одного вида транс­порта на другой при перевозке в прямом смешанном сообще­нии, досмотр грузов и выполнение других административных формальностей из компетенции органов государственного надзора и контроля и др.) добавляется соответствующее вре­мя. Следовательно, срок доставки грузов включает время, не­обходимое для выполнения операций, связанных с отправле­нием и прибытием грузов, время следования грузов и время выполнения операций в пути следования, а также время, позволяющее увеличить срок доставки при наличии форс-мажор­ных и других обстоятельств. В связи с этим фактический срок доставки грузов может быть исчислен только после заверше­ния перевозки.

В договоре об организации перевозки грузоотправители и транспортные организации могут устанавливать иной по от­ношению к нормативному срок доставки, но при этом с целью исключения излишних претензий и исков при перевозке в пря­мом сообщении надо информировать об этом грузополучате­лей и железную дорогу назначения. Нормы суточного пробега S = 550 км для отправительских и S = 450 км, для маршрутов при перевозке живности установлены независимо от дальнос­ти перевозки. Для отправительского маршрута при перевозке грузов с одной станции отправления на станцию распыления (расформирования), а затем повагонная отправка — до стан­ции назначения, срок доставки t определяется по формуле:

tн = L / S + t + Ld / Sd

где S – норма суточного пробега маршрутной отправки от станции отправления до станции распыления (расформирова­ния), S - 550 км;

Sd – норма суточного дополнительного пробе­га от железнодорожной станции распыления (расформирова­ния) до станции назначения для повагонных отправок;

Ld - нормативная дальность оставшегося расстояния перевозки до станции назначения.

Общий срок доставки грузов, перевозимых в прямом сме­шанном сообщении, определяется исходя из совокупности сро­ков доставки грузов железнодорожным транспортом и транс­портом других видов и рассчитывается на основании правил исчисления сроков доставки грузов на соответствующем виде транспорта.

Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 ч дня приёма груза или, соответственно, с нуля часов дня, следую­щего за днём приёма грузов к перевозке.

Железнодорожная станция отправления обязана указывать в выдаваемых грузоотправителям квитанциях о приёме грузов не только дату приёма груза, но и дату истечения срока доставки. При определении своевременности прибытия груза на станцию назначения дата истечения срока доставки должна уточняться и на основании документов, подтверждающих воз­можные задержки, соответственно увеличиваться.

За несоблюдение сроков доставки грузов (за исключением форс-мажорных обстоятельств) перевозчик несёт материаль­ную ответственность. Вынужденная задержка перевозки гру­зов в вагоне, контейнере должна быть документально офор­млена в порядке, установленном Правилами исчисления сро­ков доставки грузов на железнодорожном транспорте, что служит основанием для освобождения железных дорог от иму­щественной ответственности за несоблюдение сроков доставки грузов.

Сроки доставки грузов в прямом смешанном сообщении исчисляются:

- за часть железнодорожного пути — на основании Правил исчисления сроков доставки грузов при перевозке, установ­ленных на железнодорожном транспорте;

- за часть пути других видов транспорта — на основании правил о сроках доставки грузов этими видами транспорта.

При перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении сроки доставки по речному транспорту увеличиваются в случае перевалки грузов мелкими партиями — на двое суток, а при перевалке остальных грузов — на количе­ство суток, необходимое для перевалки грузов по суточным нормам перевалки и погрузки грузов в суда или выгрузки грузов из су­дов по судо-часовым нормам загрузки-разгрузки судов.

Если грузы поступили на перевалочный пункт в количестве менее тарифной нормы загрузки судна, начисляется дополни­тельное количество суток, которое необходимо для накопле­ния грузов до размера тарифной нормы загрузки судна.

При передаче грузов с железнодорожного транспорта на вод­ный и обратно день предъявления передаточной ведомости сда­ющей стороной принимающей стороне считается днём предъявле­ния груза, и с 0 ч следующих календарных суток ответствен­ность за срок доставки груза возлагается на принимающую сторону. Этот день устанавливается на основании календар­ных штемпелей, накладываемых на передаточную ведомость сдающей и принимающей сторонами при её подписании.

В случае просрочки доставки груза против общего срока доставки ответственность за просрочку несёт перевозчик того вида транспорта, который допустил просрочку. В связи с этим при рассмотрении споров, связанных с взысканием штрафов за просрочку в доставке груза, следовавшего в прямом сме­шанном железнодорожно-водном сообщении, в качестве соот­ветчиков следует привлекать транспортные предприятия, ко­торые допустили просрочку в доставке груза, с возложением на них ответственности за эту просрочку.

Наши рекомендации