Критерии эффективной оценки

Компетентностный подход в образовании.

-это совокупность общих принципов,определенных целей образования,отбора содержания образования,организация образовательного процесса и оценка образовательных результатов.
Компетентность - это теоретич. и практич. готовность учителя осуществлять свою профессиональную деятельность.
1)знание своего предмета.
2)знание типологии и педагогики.
Компетенция -способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, также в определенной широкой области
Выделяют семь ключевых образовательных компетенций.
1) Ценностно-смысловая компетенция. (ценностные представление ученика,егоспособность видеть и понимать окружающий мир,ориентироваться в нем,создавать себя)
2)Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности. Например соосбенности национальной культуры,роль науки в жизни человека.
3)Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами.
4)Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер) и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её.
5)Коммуникативная компетенция .
6)Социально-трудовая компетенция
7)Компетенция личностного самосовершенствования направлена в тому, чтобы осваивать способы физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку.

Цель школы формирование ключевых компетенций у ученика.
Реализация компетентностоного подохода зависит от всей образоват. ситуации в которой находится ученик.


4)Накопительная оценка и критерии ее эффективности.
Адаптивность системы образования требует определения соответствия деятельности конкретной педагогической системы возможностям и образовательным потребностям конкретного учащегося. Учение в условиях адаптивной системы обучения становится активной самостоятельной деятельностью, управляемой посредством использования контроля и диагностики.

Средства контроля и диагностики в новых условиях изменяются. Отметочной системы, измеряющей только единичный конкретный результат, становится недостаточно. Для отслеживания процесса достижения образовательных целей необходимы средства, дающие возможность проследить и оценить динамику процесса достижения целей. Таким образом, возникает необходимость введения накопительной системы оценок, к которой относятся мониторинг, рейтинговое оценивание, портфолио. + используемые для оценивания интервью, деловые игры, дневники самооценивания, метод заключения соглашения.

Значение накопительных оценок

- позволяют обучающимся формировать положительное отношение к учебе, так как дают им возможность продемонстрировать то, как много они знают и умеют,;

- делают процесс обучения более эффективным, особенно при правильно организованной и конструктивной обратной связи.

- новые методы оценки, (такие как моделирование, практика, ролевые игры), позволяют обучающемуся понять, как применить приобретенные умения и навыки внутри и за пределами образовательной среды.

- появляется возможность оценить более разнообразный спектр умений учащихся в большем количестве ситуаций. При этом оценивать могут не только педагоги, но и родители, и, что самое важное, сам учащийся.

Критерии эффективной оценки

Характеристики эффективной оценки:

-она фокусируется на процессе и на продукте; оценивается не только то, чему ученика учат, но и то, что от него ожидается;

- в процесс оценки активно вовлекаются и педагоги и учащиеся;

-оценка основывается на разнообразных и вариативных средствах;

-оценка проходит на всех этапах и уровнях обучения и обеспечивает участников оценки необходимой информацией для совершенствования процесса обучения посредством обратной связи.

Накопительная оценка, при ее правильном использовании, реализует все эти требования.


5)Понятие "мониторинг" и "педагогический мониторинг". Функции мониторинга.
Мониторинг– специально организованное, систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля или прогноза.

Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности педагогического коллектива, позволяющая непрерывно отслеживать состояние и прогнозировать его деятельность

В процессе мониторинга выявляются:

- тенденции в развитии системы образования, соотнесенные во времени

- а так же последствия принимаемых решений.

В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий. При этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным целям.

Мониторинг затрагивает следующие аспекты жизнедеятельности образовательного учреждения:

- анализ целесообразности постановки задач образовательного процесса, планов учебной и воспитательной работы;

- работу с кадрами и создание условий для творческой работы педагогов;

- организацию учебного процесса;

- сочетание контроля с оказанием практической помощи;

- здоровье сберегающий подход в обучении и воспитании обучающихся.

Отличие мониторинга качества обучения от контроля в том, что задача мониторинга - установление причин и величины несоответствия результата целям. Мониторинг отличается систематичностью и протяженностью во времени, применяемыми критериями и показателями.

Функции мониторинга:

- диагностическая – сканирование состояния системы образования и происходящих в ней изменений, что позволяет дать оценку данным явлениям;

- экспертная – в рамках мониторинга возможно осуществление экспертизы состояния, концепции, форм и методов развития системы образования, ее компонентов и подсистем;

- информационная – мониторинг является способом регулярного получения сопоставимой информации о состоянии и развитии системы, необходимой для анализа и прогноза состояния и развития системы;

- интегративная – мониторинг является одним из системообразующих факторов, обеспечивающих комплексную характеристику процессов.

Наши рекомендации