Социологические методы в социальной работе
Социологические методы играют важную роль в социальной работе. Существует четыре типа социологических исследований: сплошное, исследование основного массива, монографическое и выборное.
Сплошное исследование применяется тогда, когда исследуемый объект сравнительно невелик, поскольку оно предполагает рассмотрение всех его элементов. При исследовании основного массива рассматривается большинство элементов исследуемого объекта, но не вся их совокупность. Монографическое исследование основывается на рассмотрении хотя и одного, но представительного элемента исследуемого объекта. Выборочное исследование основывается на рассмотрении его элементов, полученных посредством выборки, т. е. специально проведенного отбора. В своей деятельности социальные работники обращаются к таким социологическим методам, как анализ документов, наблюдение, опросы и т. д.
13.Социально-педагогические методы в социальной работе.
Психолого-педагогические методы характеризуются косвенным воздействием и влиянием на человека через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения.
Этот механизм предполагает целенаправленное воздействие на сознание личности в интересах формирования у него устойчивых взглядов, принципов и норм поведения в конкретных социальных условиях места и времени. Сознание является высшим регулятором поведения, так как всякий импульс к действию всегда соотносится со сложившимися у человека взглядами, идеалами, принципами и нормами.
Главным методом развития духовного мира личности является убеждение. Он апеллирует к логике, разуму человека, предполагает достаточно высокий уровень развития логического мышления. Метод реализуется в различных формах, прежде всего, при помощи разъяснения, совета, аргументированной рекомендации, положительных примеров и образцов активной жизнедеятельности. С помощью убеждения достигается осмысленное освоение научных знаний, социально-экономических ситуации, правовых норм, этических и эстетических эталонов.
В практике социальной работы используются разновидности методов убеждения, такие, как информация, дискуссия и взаимное просвещение.
Информация – исходный метод – применяется при начальном ознакомлении с новыми идеями, теориями, фактами, составляющими основное содержание просвещения в той или иной области. Она очень важна при проведении профилактических мероприятий. Ее полнота, объективность, общественная значимость, ценность – непременное условие, которое обеспечивает успешность метода. Как правило, используются такие ее формы: рассказ, беседа, лекция и т. п. Среди приемов, стимулирующих интерес к информации, следует выделить: простоту, доступность и выразительность, логичность, доказательность, последовательность.
Дискуссия – коррекционный метод, обеспечивает обмен мнениями, способствует поддержке и развитию нравственных, этических представлений, формирует самокритичность и готовность к диалогу, помогает в преодолении ошибочных взглядов.
Взаимное просвещение – метод самоорганизации, обеспечивает формирование потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды, образ жизни и реализуется в повседневной деятельности.
Психологическое воздействие предполагает изменение механизмов регуляции поведения и деятельности человека. В качестве средств применяется вербальная информация, т. е. слово, значение и смысл которого может изменяться для разных людей и оказывать различное воздействие, невербальная информация (интонация, мимика, жесты и т. д.). Вовлечение индивида в специально организованную деятельность. И последнее – это регуляция степени и уровня удовлетворения потребности человека.
Самый традиционный механизм воздействия – заражение, он представляет собой передачу определенного эмоционально-психологического настроя от одного человека к другому, основан на апелляции к эмоционально-бессознательной сфере человека (шутка, смех и т. д.).
Эффект зависит от степени интенсивности эмоционального состояния, воздействующего на человека.
Серьезным психологическим феноменом является подражание – воспроизведение деятельности, поступков и качеств другого человека. Условия подражания: привлекательность образа; сознательная направленность; наличие положительного эмоционального отношения; меньшая опытность человека по сравнению с объектом подражания; ясность, выразительность, доступность.
Внушение также основано на апелляции к бессознательному, к эмоциям индивида, но уже вербальными, словесными средствами. В основном основано на авторитетности источника информации. Существуют три формы внушения: гипнотическое (в состоянии гипноза); в состоянии релаксации (мышечной и психической расслабленности); при активном состоянии бодрствования человека.
В практике социальной работы механизм педагогической регуляции состояния и поведения индивида используется, как правило, в единстве с социально-психологическими методами ориентирования на те черты сознания людей, которые складываются под влиянием повседневных условий их жизни и деятельности, а также собственного жизненного опыта. Сюда относятся такие методы, как использование созидательного потенциала обычаев и традиций, социологические исследования, социально-психологический диагноз, информирование, расширение возможностей для проявления творческих возможностей личности. Взаимосвязь факторов, влияющих на сознание и поведение человека, требует использования всех групп и методов социальной работы, так как все они органически взаимосвязаны между собой, и применение одних требует одновременного применения и других, подтверждая необходимость комплексного подхода как принципа использования методов социальной работы.
Таким образом, методы, используемые в социальной работе являются междисциплинарными, что предопределяется универсальным характером социальной работы как вида деятельности. Поэтому многие ученые их делят на экономические, политические, социально-психологические, медико-социальные и административно-управленческие. В любом случае все методы, с определенной долей условности, можно разделить на две группы: методы решения задач и методы получения знания о социальной работе.