Методы исследования в социальной работе

В социальной работе распространена классификация методов исследования по уровню проникновения в сущность изучаемых явлений. На основе этого признака методы исследования подразделяются на две группы: эмпирические (эмпирический – дословно – воспринимаемый посредством органов чувств) и теоретические.

Эмпирические методы связаны непосредственно с реальностью, практикой, опытом, позволяют установить факты и выявить внешние связи между ними. В состав данной группы входят: изучение литературы, документов, архивных материалов, текущей документации; изучение результатов деятельности; наблюдение; опрос (беседа, анкетирование, интервью); тестирование; оценивание; обобщение независимых характеристик; изучение и обобщение опыта; социальное обследование; опытная работа; эксперимент.

Теоретические методы предполагают абстрагирование от чувственной реальности, позволяют объяснить то, чем обусловлено существование фактов, и выявить возможности их преобразования. К теоретическим методам относятся: анализ; синтез; сравнение; абстрагирование; конкретизация; обобщение; индукция; дедукция; идеализация; моделирование.

В зависимости от особенностей темы исследования, специфики предмета и конкретных условий отдельные методы могут иметь преимущественное значение.

Выполнение ВКР требует от курсанта умения ориентироваться в специальной литературе, составлять список литературы, используя для этого различные библиотечные каталоги: алфавитный, систематический, предметный. Целесообразно обращаться к библиографическим справочным изданиям, обращать внимание на сноски и ссылки в учебниках, словарях, статьях и т.д.

Работа над ВКР, как правило, начинается с подборки и первичного ознакомления с необходимой литературой по теме. Выявляются и изучаются материалы, в которых отражены результаты проведенных специальных исследований и изложены теоретические основы изучаемого вопроса, опубликованные в монографической литературе и периодических изданиях (Приложение 5), сборниках статей, материалах научных конференций. При необходимости к исследованию привлекаются архивные материалы.

Начальный этап работы с литературой предполагает общее знакомство с содержанием книг и статей по теме с целью получения представления о современном состоянии исследуемой проблемы и его оценки. Следующий этап работы с литературой предполагает ее изучение. При этом рекомендуется использовать различные виды записей – конспект, аннотация, тезисы, выписки, составление плана.

Параллельно с изучением научной литературы осуществляется интерпретация понятий. Интерпретация понятий – процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования. Посредством интерпретации понятий поддерживается научный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования. Существует три основных вида интерпретации:

- теоретическая – логическое структурирование исходных понятий, определяющих предмет исследования, точное объяснение их содержания и структуры;

- эмпирическая – подбор для каждого теоретического понятия эмпирических показателей (индикаторов), позволяющих его количественно измерить;

- операциональная – выбор (построение) наиболее подходящей шкалы измерения для разработанных индикаторов, а также выбор оптимальных методов сбора первичной информации, техники ее преобразования и анализа.

Общее требование к интерпретации понятий состоит в обеспечении целостности и единства всех видов интерпретации, а также учете качественного различия теоретического и эмпирического уровней анализа.

Значимым методом исследования, который может использовать курсант, является наблюдение. Наблюдение заключается в целенаправленном восприятии фактов, процессов или явлений. Оно может быть непосредственным, т.е. осуществляться самим наблюдателем лично, или косвенным, основанным на информации других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. При использовании наблюдения важно знать, что этот метод исследования имеет ряд особенностей.

Наблюдение имеет четко поставленную цель, проводится по специально разработанной программе, которая составляется на основе определенной теории. Программа наблюдения позволяет грамотно и четко организовать процесс наблюдения: что наблюдать, как оценивать. В программу наблюдения целесообразно включать следующие компоненты: цель, задачи, объект, выбор способа, времени наблюдения, тип наблюдения, порядок и формы фиксирования информации (дневники наблюдения, протокольные записи, представляющие собой фотографию наблюдаемого процесса (явления), схемы, таблицы, фото-, видеосъемка).

Наблюдение отличает целенаправленность, аналитический характер, комплексность, систематичность, целостность подхода к изучаемому явлению, т.е., изучая конкретные стороны явления, нельзя забывать о том целом, в которое оно входит.

При использовании беседыв качестве метода исследования важно определить цель, тщательно продумать вопросы. К вопросам предъявляется ряд требований. Они должны быть содержательными – заключать в себе определенную серьезную мысль; последовательными – иметь внутреннюю связь между собой; носить целесообразный характер – соответствовать целям беседы. При описании в тексте ВКР результатов исследования, проведенного посредством беседы, важно указать: ее цель; избранную форму (индивидуальная, групповая); план (с использованием различных типов вопросов); приложить протокол беседы и использованные материалы.

Анкетированиепозволяет опросить одновременно большое количество людей, привлеченных к исследованию, при этом отсутствует необходимость обязательного личного контакта исследователя с опрашиваемыми.

При составлении опросного листа необходимо наличие следующих элементов: введения (указание на то, кто, для чего проводит анкетирование, как будут использоваться данные, гарантия анонимности, инструкция по заполнению анкеты, выражение благодарности за сотрудничество), основной части (собственно вопросы), паспортички (информация о респонденте), благодарности за участие в анкетировании. Подбор вопросов следует осуществлять, руководствуясь «правилом воронки»: более сложные вопросы должны размещаться в центре анкеты, следуя за простыми для восприятия опрашиваемого.

К формулировке вопроса в социальном исследовании предъявляются следующие общие требования:

- вопросы должны – отвечать исследовательской задаче; быть сформулированы ясно и конкретно, стилистически грамотно, в словах, понятных респонденту; быть тактичными по отношению к его личности;

- вопросы не должны – иметь двойного толкования, носить внушающий характер, в виде подсказок; быть такими, на которые можно получить информацию из других источников; быть в большом количестве.

В процессе научной работы может быть использован эксперимент, представляющий собой комплексный метод исследования. Его задача – используя качественную и, по возможности, количественную оценку, выяснить сравнительную эффективность применяемых в социальной работе отдельных методов, приемов, организационных форм, целостных новых систем и концепций.

Выделяется два вида эксперимента: констатирующий и преобразующий. Констатирующий эксперимент проводится в целях выявления состояния предмета исследования на начальном этапе. Он осуществляется с использованием разнообразных диагностических методов (анкетирование, наблюдение, анализ статистических материалов, продуктов деятельности учреждений и клиентов и др.). Преобразующий (формирующий) эксперимент проводится для проверки одного или нескольких факторов, которые подлежат исследованию. Он организуется на основе результатов констатирующего эксперимента. В процессе этого вида эксперимента исследователь производит корректировку выдвинутой им гипотезы и организует ее проверку, вводя новые условия и изучая влияние этих условий на повышение эффективности социальной работы.

Особыми возможностями для исследований в области социальной работы обладает изучение иобобщение передового опыта. Научное изучение, анализ и обобщение опыта позволяют выработать способы решения актуальных социальных проблем, изучить эффективность научных рекомендаций, выявить элементы нового, прогрессивного, рождающегося в реальной практике социальных служб и отдельных специалистов в области социальной работы.

Передовой опыт принято рассматривать в широком и узком смысле слова.Передовой опыт в широком смысле - высокое профессиональное мастерство специалиста, когда значительные положительные результаты в работе достигаются за счет умелого и успешного применения известных в науке принципов и методов.Передовой опыт в узком смысле – характеризуется наличием элементов творческого поиска, новизны, оригинальности; иными словами, это - новаторство. Резкой границы между простым профессиональным мастерством и новаторством нет.

В науке разработаны критерии, по которым можно определить передовой опыт. Все они должны рассматриваться в комплексе:

1. Новизна, которая может быть представлена на различных уровнях:

- уровень научных открытий(новые содержание, формы, методы работы и т.д.);

- уровень эффективного применения на практике известных научных положений и совершенствование на этой основе процесса оказания помощи;

- рационализация отдельных сторон труда специалиста.

2. Высокая результативность. Результаты социальной работы, достигнутые специалистом или коллективом сотрудников, при этом должны существенно отличаться от массового опыта.

3. Репрезентативность, позволяющая судить о доказательности опыта. Об этом могут говорить достаточная проверка опыта во времени и подтверждение хороших результатов в деятельности всех специалистов, взявших на вооружение этот опыт.

4. Актуальность, показывающая его связь с передовыми тенденциями уголовно-исполнительной политики, соответствие современным достижениям теории социальной работы.

5. Преемственность. Передовой опыт появляется в результате изучения и обобщения всего передового в социальной практике. До определенного времени он живет в массовом опыте, не выделяясь в самостоятельное явление, поэтому передовой опыт – это следствие прежних поисков путей совершенствования социальной деятельности.

6. Перспективность развития. Его применение на практике предусматривает дальнейшее развитие. В связи с этим можно выяснить, за счет чего достигнуты высокие результаты. Не может быть использован опыт, положительные результаты которого достигнуты, в основном, за счет индивидуальных особенностей специалистов, специального подбора состава осужденных, использования методов, противоречащих принципам социальной работы в ИУ.

Результаты изучения передового опыта в области социальной работы рекомендуется представлять, руководствуясь следующей логикой:

- обозначить изучаемый объект (специалист, коллектив, учреждение), наименование опыта (направление и тема работы);

- дать краткую характеристику опыта (решаемые проблемы, способ решения, полезность, новизна, применимость в измененных условиях);

- описать условия формирования и реальное протекание опыта (деятельность клиентов, специалистов социального профиля, характер их взаимоотношений), полученные результаты, их стабильность;

- внести предложения по развитию (в необходимых случаях – корректированию) изучаемого опыта;

- высказать рекомендации по его использованию (для кого ценен, необходимые условия для эффективного использования, наиболее подходящие способы использования, ограничения).

Наши рекомендации