Б3.Б.9 Методы исследования в социальной работе

(февраль – июнь, 2 курс (экзамен) направления подготовки «Социальная работа», Количество зачетных единиц - 4)

МАТЕРИАЛЫ ПО ДАННОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ НА СТРАНИЦЕ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК, СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ

В ЛОКАЛЬНОЙ СЕТИ И НА САЙТЕ УНИВЕРИСТЕТА: www.tsput.ru

Лекции читает

Соломатова Вера Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) консультации: среда с 12-00 по 14-00 или по договоренности

Семинары ведет

Соломатова Вера Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент 300026, г. Тула, проспект Ленина, 125 Тульский госпедуниверситет, корпус 2А, каб.4
эл. адрес: [email protected] служебный телефон: 351722 (доб. 2114) консультации: среда с 12-00 по 14-00 или по договоренности

Описание дисциплины

Целями освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе» является формирование у студентов теоретических знаний в области исследований в социальной сфере, умений проведения конкретного практикоориентированного исследования.

Дисциплина «Методы исследования в социальной работе» относится к дисциплинам базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла дисциплин направления. Изучение данной дисциплины базируется на освоении студентами дисциплины базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла «Социология», дисциплины базовой части математического и естественнонаучного цикла «ИКТ в социальной сфере» и дисциплин базовой части профессионального цикла «Теория социальной работы», «Технология социальной работы».

К началу изучения дисциплины студенты должны владеть историческими методами анализа социальных явлений и процессов, общефилософскими методами анализа, математическими методами исследования в социальной работе, знанием основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации.

Освоение данной дисциплины необходимо для качественного выполнения выпускной квалификационной работы, прежде всего в части проведения исследования, выработки умений по использованию существующих методов исследования, оформлению полученных результатов исследования.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Методы исследования в социальной работе»

n владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);

n быть способным исследовать особенности культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

n владеть способностью анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

n быть способным выявлять, формулировать и разрешать проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

n быть способным определять научную и практическую ценность решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

n быть способным составлять практические рекомендации по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

n быть готовым представлять результаты исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

· основные характеристики процессов сбора, поиска, обработки информации (ОК-12);

· основные методы, способы и средства получения и переработки информации (ОК-12);

· методы, способы и средства исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

· методы, способы и средства анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

· методы, способы и средства выявления, формулирования и разрешения проблемы в сфере психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы, медико-социальной помощи (ПК-15);

· методы, способы и средства определения научной и практической ценности решаемых исследовательских задач в процессе обеспечения социального благополучия (ПК-16);

· методы, способы и средства составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

· методы, способы и средства представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

Уметь:

· использовать методы, способы и средства исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

· использовать методы, способы и средства анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

· применять методы, способы и средства составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

· применять методы, способы и средства представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

Владеть:

· основными методами, способами и средствами получения и переработки информации (ОК-12);

· методами, способами и средствами исследования особенностей культуры социальной жизни, благополучия, поведения в социальной сфере различных национально-этнических и половозрастных, а также социально-классовых групп (ПК-13);

· методами, способами и средствами анализа специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп (ПК-14);

· методами, способами и средствами составления практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (ПК-18);

· методами, способами и средствами представления результатов исследования в формах отчетов, рефератов, публикаций и публичных обсуждений (ПК-19).

Шкала оценок по дисциплине

Названия тем Максимальная оценка (в баллах)
1. Научное исследование в социальной работе: общее и особенное
2. Методы планирования и организации исследования в социальной работе
3. Основные методы исследований в социальной работе
4. Методика проведения анализа документов
5. Методика составления анкеты исследования
6. Методика проведения интервью
7. Методика проведения наблюдения
8. Методика подготовки курсовой работы
9. Методика подготовки выпускной работы
Итого за пройденные темы:
Посещаемость занятий
Рубежный контроль по разделу (4 раза в семестр)
Выполнение творческих заданий: участие в НИР, написание рефератов (по темам преподавателя) и др.
экзамен
Итоговая балльная оценка

От 81 до 100 баллов - 5 (отлично).

От 61 до 80 баллов - 4 (хорошо).

От 41 до 60 баллов - 3 (удовлетворительно).

От 0 до 40 баллов - 2 (неудовлетворительно).

Перечень основной учебной литературы

1. Бережнова, Е.В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.сред.учеб.заведений / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2008. – 128 с.

2. Новикова, С.С. Социологические и психологические методы исследования в социальной работе / С.С. Новикова, А.В. Соловьев. – М.: Академический проект, 2006.

3. Пузанова, Ж.В. Методология и методика социологического исследования / Ж.В. Пузанова, И.В. Троцук, М.И. Витковская. – М.: Высшее образование и наука, 2009.

Дополнительная литература

4. Безрукова, В.С. Как написать реферат, курсовую и дипломную работу / В.С. Безрукова. – СПб.: Речь, 2008. – 176 с.

5. Бочарова, В.Г. Основные направления научных исследований в социальной педагогике / В.Г. Бочарова, И.А. Липский. - М., 2001.

6. Волков, Б.С. Методология и методы психологического исследования / Б.С. Волков, Н.В. Волкова, А.В. Губанов. – М.: АкадемПроект, Фонд Мир, 2008.

7. Загвязинский, В.И. Методология и методика психолого-педагогического исследования. – 5-е изд. / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Академия, 2008.

8. Лексикон социальной работы /Под ред. С.М. Кибардиной и др. - Вологда, 2005.

9. Новиков, А.М. Как работать над диссертацией / А.М. Новиков. - М.: Эгвес, 2000.

10. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи) / Д.А.Новиков.- М: МЗ-Пресс, 2004.- 67с.

11. Осухова, Н.Г. Осваиваем метод кейс стадии // Н.Г. Осухова. – Социальная работа. – 2009. - № .1. – С.29-36.

12. Романов, П.В. Исследования в социальной работе / П.В. Романов, Е.Р. Ярская-Смирнова. – Самара, 2004.

13. Русаков, А. А. Методы математической статистики и анализ данных на персональном компьютере: Учеб.-метод. пособие для студентов, аспирантов и соискателей / А. А. Русаков, Ю. И. Богатырева. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2005.

14. Современная энциклопедия социальной работы / под ред. Академика РАН В.И. Жукова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Изд-во РГСУ, 2008. – 412 с.

15. Шайденко, Н.А. Подготовка и защита выпускной квалификационной (дипломной) работы в педагогическом вузе / Н.А. Шайденко. –Тула, 2002.

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Социально-педагогический портал: http://www.social-pedagog.edu.mhost.ru/

2. Страница социальных педагогов и социальных работников:

http://www.rusunisw.ru/index.php, http://db.socionet.nw.ru/

3. «Соционет» Информационное пространство по общественным наукам. База данных по социальной работе: http://socionet.ru/search/runsearch.cgi

3. «Научная сеть» – База данных по различным отраслям науки: http://www.nature.ru/

4. Независимый информационно-образовательный сервер социальной работы и общественных наук - http://home.novoch.ru/~azazel/

5. Киблицкая, М.В. Методология и дизайн исследования в стиле кейс-стади / М.В. Киблицкая, И.К. Масалков. - М.: Издательство Международного университета бизнеса и управления, 2003. - 287 с. [Электронный ресурс]: http://de-free.narod.ru/est/Kiblitskaja_Masalkov_kejsstadi_2003.htm#10

6. Метод Кейс-стади [Электронный ресурс]: http://www.ixpintel.nntu.nnov.ru/RUS/otd_sl/metod_uprav/inov_met/keis.doc

7. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади». Составитель О.Н. Калачикова [Электронный ресурс]: http://umu.utmn.ru/files/case.doc

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п Название темы Распределение учебного времени (в часах)
Всего лекции семинары самостоят. работа
Научное исследование в социальной работе: общее и особенное
Методы планирования и организации исследования в социальной работе
Основные методы исследований в социальной работе
Методика проведения анализа документов
  Контрольная работа      
Методика составления анкеты исследования
Методика проведения интервью (беседы)
Методика проведения наблюдения
Методика подготовки курсовой работы
Методика подготовки ВКР
КСРС    
Экзамен      
Итого:

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

(Заочное обучение)

Наши рекомендации