История становления педагогической технологии. Многообразие подходов к трактовке понятия «педагогическая технология»
Вопрос №1.
Понятие о педагогической системе. Виды педагогических систем.
Современный человек очень часто употребляет слово «система». Что же оно означает?
Под системойв общем смыслепонимаютвыделенное на основе оп-ределенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единством управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.
Признаки всякой системы:
1. Всякая система состоит из взаимосвязанных элементов.
2. Элементы составляют единое целое (еще Платон сказал: «Целое есть нечто большее, чем простая сумма частей»).
3. Элементы составляют внутри системы некоторые подсистемы.
4. Всякая система является подсистемой системы более высокого уровня.
Во Вселенной каждый объект может быть рассмотрен как система. Выделяют системы природные (живой организм, кристалл, молекула), технические (автомобиль, компьютер) и социальные (общество, государство, финансовая система). Особую разновидность педагогических систем представляют педагогические системы.
В педагогике также любой объект, независимо от своих масштабов, может быть представлен как система. Педагогическими системами являются: урок, школа, школьный класс, метод обучения, содержание образования, педагогическая деятельность, педагогический коллектив, педагогическая технология и т. д. Но некоторым объектам мы изначально приписываем свойство системности. Так, мы говорим: «система образования», «воспитательная система школы», «система обучения» («дидактическая система»), «авторская педагогическая система».
Наиболее масштабная педагогическая система — это система образо-вания. Это один из основных социальных институтов общества, охватываю-щий все образовательные учреждения и органы управления ими (например, мы говорим: «национальная система образования Республики Беларусь»).
Воспитательная система школы— это такой способ организации жизнедеятельности школы, который предполагает упорядоченность учебно-воспитательного процесса в соответствии с принятой педагогической концепцией, идеей (об этом будем подробно говорить в лекции 9).
Еще мы нередко говорим о педагогической системе того или иного педагога: педагогическая система Я.А. Коменского, И.Ф. Гербарта, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и т. д. Здесь мы имеем в виду авторскую педагогическую систему: ученый-педагог разработал определенную теорию и реализовал ее на практике (сам или через последователей). Мы говорим, что ученый разработал педагогическую систему, если он изменил (по сравнению с традиционными, бывшими до него) всеэлементы системы: философию и цели воспитания, содержание образования, методику обучения, методику воспитания, организацию школьного дела, предъявил новые требования к деятельности и личности учителя, воспитателя.
Структурные компоненты педагогической системы (выделены крупнейшим российским психологом Н.В. Кузьминой):
1) цели обучения и воспитания (общие и частные цели образуют т. н. «древо целей»);
2) субъекты обучения и воспитания (педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
3) объекты обучения и воспитания (те же — педагоги, воспитанники, воспитательный коллектив);
4) осваиваемый опыт, т. е. содержание образования — знания, навыки, умения, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений;
5) педагогические средства (сюда относятся всевозможные методы, формы, материально-технические средства обучения и воспитания).
Некоторые исследователи выделяют дополнительные компоненты педагогической системы: управление учебно-воспитательным процессом, результаты педагогической деятельности, образовательная среда, педагогическая технология. Но нетрудно убедиться, что указанные компоненты — это производные от компонентов, выделенных Н.В. Кузьминой.
Характерная особенность педагогических систем: управляющий субъект находится не вне системы, а внутри ее, поэтому педагогическая система имеет внутреннее управление, то есть является самоуправляемой.
Педагогическая система обладает также некоторым запасом прочности (устойчивостью), благодаря чему она относительно независима (автономна) от внешних влияний. Это значит, что внешние воздействия до определенной степени не вызывают существенных изменений в системе. Если же изменения (нововведения) превышают запас прочности, система разрушается, и на ее месте возникает новая система с другими свойствами.
Вопрос №2.
История становления педагогической технологии. Многообразие подходов к трактовке понятия «педагогическая технология».
Особой разновидностью педагогических систем являются педагогические технологии.
В общем смысле технология — это любая целенаправленная деятельность, осуществляемая по определенным операциям, правилам, этапам. В педагогике термин «технология» в самом общем смысле означает пути и средства достижения заданной цели обучения или воспитания.
В своем развитии идея педагогической технологии прошла ряд этапов.
Первый этап связан с идеей Я.А. Коменского сделать обучение «техническим», то есть таким, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха. Так была сформулирована важнейшая черта педагогической технологии – гарантированность результата. Механизм обучения, приводящий к запланированным результатам, Я.А. Коменский назвал «дидактической машиной».Для нее важно: определить цели; обозначить средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Вырисовывается своеобразный модуль, выступающий ядром любой педагогической технологии: цель – средства — правила их использования — результат. Но самого термина «педагогическая технология» Коменский не употреблял.
Второй этап. Термин «педагогическая технология» впервые появляется в 20-е годы XX века в работах по педологии, основанных на трудах по рефлексологии (И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский, С.Т. Шацкий).
Зарождение идеи педагогической технологии связано также с деятель-ностью А.С. Макаренко. В «Педагогической поэме» он писал, что «наше педа-гогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: техно-логический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение кон-структоров и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
В это же время распространилось и другое понятие — «педагогическая техника», которая в «Педагогической энциклопедии» 30-х годов была определена как «совокупность приемов и средств, направленных на четкую и эффективную организацию учебных занятий». К педагогической же технологии в 30-е годы было отнесено умение оперировать учебным и лабораторным оборудованием, использовать наглядные пособия, технических средств обучения. Данный подход к толкованию педагогической технологии получил наибольшее распространение в США, где впервые стали использоваться аудио-визуальные средства обучения (магнитофон, кино, радио, машины-тренажеры).
Так, в Индианском университете США в 30-е гг. были прочитаны студентам курсы по педагогическим технологиям. В 1946 г. в том же вузе был введен план аудиовизуального образования (автор плана — Л. Ларсон).
Третий этап. В середине 50-х годов XX в. возникает особый «технологический» подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией. В 1954 г. Б.Ф. Скиннер обосновал концепцию программированного обучения, базирующуюся на идее «оперантного», подкрепляемого научения по схеме «стимул – реакция». Суть данного подхода заключается в идее полной управляемости работой ученика.
Модель программированного обучения Скиннера предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (тема — шаги — кадры), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему агу в случае ошибки.
В 1961 г. последователь Скиннера Д. Финн предложил новый термин: «обучающая технология». Он организовал в университете Южной Калифорнии отделение с одноименным названием.
В 1958 г. технологию Скиннера — Финна усовершенствовал Н.А. Кроудер, предложивший разветвленную схему программированного обучения с множественным выбором ответов из ряда предложенных и соответствующей обратной связью в зависимости от степени правильности ответа. Таким образом, обучающая технология стала адаптивной.
Продолжавшаяся в течение 60-х гг. борьба «скиннерианцев» и «кроудерианцев» закончилась компромиссом. В результате появилась комбинированная технология программированного обучения, сочетающая семы линейной и разветвленной технологий.
В середине 60-х гг. содержание понятия «педагогическая технология» подвергалось широкому обсуждению в педагогической печати за рубежом и на международных конференциях, где были определены два направления его толкования в зависимости от уровня и результатов исследований в данной области в различных странах. Сторонники первого продолжали связывать технологии с применением ТСО (technology in education).
Данного подхода долго придерживались и в СССР, хотя понятие «технология» в СССР в те времена не употреблялось по идеологическим соображениям. В 1965 г. при АПН СССР был организован НИИ школьного оборудования и ТСО. В соглашении, заключенном с ЮНЕСКО и Программой развития ООН, была определена основная задача этого центра – изготовление новых современных материалов по технологии обучения и создании системы подготовки специалистов, развитие необходимых научных исследований.
Представители второго направления главное видели в том, чтобы повысить эффективность организации учебного процесса (technology of education) и преодолеть отставание педагогических идей от стремительного развития техники. Таким образом, первое направление было обозначено как «технические средства в обучении», второе, возникшее чуть позже, как «технология обучения» или «технология учебного процесса».
Массовая разработка и внедрение технологий обучения в практику школы началось в 60—70-е гг. в Европе и США и связано с работами Б. Блума, Дж. Брунера, Г. Гейса, В. Каскарелли, Дж. Кэролла, Д. Хамблина. В советской педагогике анализ опыта зарубежных авторов обобщен в исследованиях Т.А. Ильиной, М.В. Кларина.
Итог данного этапа: признание ПТ объектом изучения и стремительный рост количества вузов, разрабатывающих собственные программы подготовки специалистов в области ПТ. В 1980 г. в США 788 факультетов готовили студентов по ПТ.
Четвертый этап(80—90-е годы)связан с признанием ПТ отраслью теоретического знания в педагогике. Второй подход (technology of education) полностью возобладал. Проблема технологий стала одной из наиболее обсуждаемых в педагогике. Посвященная ей научно-педагогическая литература насчитывает сотни наименований. Однако единого понимания термина «педагогическая технология» ученые так и не достигли. Существуют десятки определений педагогической технологии, существенно отличающихся друг от друга. Приведем некоторые из них:
· систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования (глоссарий ЮНЕСКО);
· специальный набор и компоновка форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; другими словами, организационно-методический инструментарийпедагогического процесса (Б.Т. Лихачев);
· проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В.П. Беспалько);
· научное обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка (Н.Е. Щуркова).
Мы будем придерживаться следующего определения: педагогическая технология — это последовательная, взаимосвязанная система действий педагога и учащихся, направленных на достижение диагностически поставленных педагогических целей(В.А. Сластёнин).
Помимо прочего, педагогическая технология — это также часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы.
В литературе иногда педагогическая технологияупотребляется как синоним педагогической системы.Но понятие системы шире технологии, и включает, в отличие от последней, и самих субъектов деятельности, и содержание этой деятельности.
Можно сказать так: педагогическая технология — педагогическая система в динамике, в функциональном режиме.
Понятие «методика» означает процедуру использования комплекса методов и приемов обучения и воспитания безотносительно к деятелю, их осуществляющему. Отличия педагогической технологии от методики обучения или воспитания:
1. Методика не требует от учителя предварительного проектирования, поскольку тема учителю хорошо знакома, он проводил урок по данной теме много раз. ПТ требует тщательной разработки каждого урока, каждой темы.
2. В отличие от методики, ПТ может быть описана как цепочка педагогических действий, операций (т. е. как алгоритм).
3. В отличие от методики, ПТ предполагает разработку содержания и способов организации деятельности не только педагога, но и воспитанников.
4. В отличие от методики, ПТ разрабатывается на основе конкретной методологической (философской, психологической) концепции.
5. В отличие от методики, ПТ требует диагностического целеобразования. В методике учитель формулирует цели через собственную деятельность или через изучаемое содержание. В ПТ — через действия учащихся, являющиеся ожидаемым результатом урока или всей темы.
6. Признак технологии — наличие оперативной обратной связи и коррекции процесса обучения (воспитания). Если в методике применяется, как правило, эпизодический контроль (учащиеся опрашиваются по разным вопросам в разные дни) и итоговый – в конце темы, что в ПТ — объективный систематический контроль качества образования + диагностика развития личности каждого школьника по ходу образовательного процесса. Поэтому необходимой частью педагогической технологии являются диагностические критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
7. ПТ, в отличие от методики, должна быть, с одной стороны, воспроизводима любым учителем, а с другой — должна гарантировать достижение государственного образовательного стандарта всеми учениками. ПТ отличается от методики отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители…).
Иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот те или иные технологии входят в состав методик обучения или воспитания.
Методологические требования к разработке педагогической технологии:
а) концептуальность (опора на научные концепции);
б) управляемость (диагностическое целеполагание, планирование и про-ектирование, варьирование средств);
в) системность (логическая взаимосвязь частей и структурно-содержа-тельная целостность технологии, придающая ей заданные качества);
г) воспроизводимость (возможность воспроизведения технологии други-ми учителями);
д) эффективность (оптимальность временных и экономических затрат для достижения определенного стандарта).