Сущность понятия педагогическая технология

Понятие «технология» (от греч. tehne – искусство, мастерство, умение, logos – учение) является одним из наиболее распространенных в современной педагогике. Вместе с тем, в педагогической науке существуют различные подходы, как к самому понятию, классификации, так и к возможности использования технологий в образовательном процессе. Противники считают, что технологизации образовательного процесса в принципе невозможна в силу его специфики, которая выражается в творческом личностном взаимодействии учителя с учащимися, а личность как таковая уникальна, а, следовательно, неповторима. Сторонники - предполагают, что внедрение образовательных технологий позволит более эффективно решить задачи, поставленные перед системой образования на современном этапе. Широкое внедрение педагогических технологий относится к началу 60-х годов и связано с реформированием образования в странах Америки и Европы. Массовый характер и модернизация современного образования привели к поиску таких способов и приемов обучения и воспитания, которые давали бы гарантированный результат, и этот результат в наименьшей мере зависел бы от личностных качеств и непрофессионализма учителя. Обобщая существующие точки зрения, можно выделить основные причины возникновения и практического использования образовательных технологий:

- психолого-педагогическая направленность современных образовательных технологий, позволяющая учитывать психофизические особенности обучаемых;

- изменение объектной позиции ребенка в образовательном процессе посредством педагогического проектирования самостоятельной учебной деятельности учащегося;

- обеспечение гарантированных результатов обучения и диагностичность полученных результатов как конечных, так и промежуточных с последующей их коррекцией;

- возможность применения технологии любым учителем (с сохранением индивидуального педагогического творческого подчерка) и достижение результата, независимо от уровня квалификации педагога.

По мнению В.П. Беспалько «обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя» [1, c.3].

Словарь русского языка С.И. Ожегова трактует понятие «технология» каксовокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства [9, c.732]. Вместе с тем, в современной педагогической науке существует множество определений понятия «педагогическая технология», приведем некоторые из них:

§ педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П. Беспалько, 1989);

§ педагогическая технология –совокупность психолого-педагогических установок, приемов, методов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев) [24];

§ педагогическая технология – процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов, 1996);

§ педагогическая технология есть область исследования теории и практики (в рамках системы образования), имеющая связи со всеми сторонами организации педагогической системы для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических результатов. (П. Митчелл, 1978);

§ педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей (В.М. Кларин, 2003);

§ технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. (И.П. Подласый, 2003);

§ под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер. (Г.Ю. Ксензова, 2000);

§ технологии педагогические – такая совокупность средств и методов организации образовательного процесса (процессов воспитания, обучения и развития личности), которая обеспечивает достижение поставленных целей образования по заранее обоснованным критериям. (Н.Ф. Маслова) [23];

§ педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знания с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей своей задачей оптимизацию форм образования (по документам ЮНЕСКО) [25].

Наши рекомендации