Перевозка наливных грузов

К наливным относятся жидкие грузы, перевозимые в цистернах, специализированных контейнерах и в бункерных полувагонах. Основную массу (более 90%) наливных грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, составляют нефтепродукты, в меньшей степени сырая нефть. Кроме того, в категорию наливных грузов входят продукты пищевой промышленности (растительные масла, спирт, патока, животный жир, саломас и др.), химические грузы (кислоты, щелочи, красители и др.), а также сжиженные газы.

Нефтепродукты подразделяются на светлые (бензин, бензол, керосин, лигроин, легкие сорта моторных топлив, конденсат из природного газа), темные (мазут, нефтебитум, моторное топливо), жидкие смазочные масла (консистентные смазки, трансформаторное масло, автомо-

бильное, авиационное, дизельное, моторное, турбинное и др.).

Нефтяные грузы обладают специфическими свойствами, определяющими условия их транспортирования, хранения и налива. Это плотность, вязкость и способность застывать не только при отрицательных, но и при плюсовых температурах, легкая воспламеняемость, темпера-

тура плавления и вспышки, электризация (накапливание опасных зарядов статического электричества), ядовитость, коррозирующее действие на металл.

Специфические свойства наливных грузов требуют соблюдения особых условий перевозки их по железным дорогам, которые предусмотрены в Правилах перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки

нефтебитума. К перевозке наливом допускаются лишь те грузы, которые поименованы в Приложении к этим Правилам. Наливные грузы делятся на неопасные, которые перевозятся с соблюдением общих условий, и опасные, которые рассматриваются в главе 44.

Для перевозки грузов наливом используют только предназначенные для этих целей технически исправленные специализированные цистерны, бункерные полувагоны, принадлежащие перевозчикам, грузоотправителям, грузополучателям или находящиеся у них в арендном пользовании. Собственные и арендованные цистерны должны быть приписаны к станции отправления или назначения. На эксплуатацию цистерн, передаваемых в арендное пользование, перевозчик заключает договор с арендатором.

Цистерны для перевозки нефтепродуктов подразделяются: для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов; для перевозки нефти и темных нефтепродуктов; для перевозки вязких нефтепродуктов.

Цистерны для перевозки бензина и светлых нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 60,0 и 68,0 т и объем котла 73 и 85,6 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 120,0 и 125,0 т и объем котла 140,0

или 161,6 м3.

Цистерны для перевозки нефти и темных нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 60,0 т и объем котла от 50 до 63 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 125,0 т и объем котла 159 м3.

Цистерны для перевозки вязких нефтепродуктов бывают четырехосные и восьмиосные. Четырехосные цистерны имеют грузоподъемность 66,0 т и объем котла 72,3 м3. Восьмиосные цистерны имеют грузоподъемность 67,0 т и объем котла 73,1 м3.

Цистерны оборудованы универсальным сливным прибором, который служит для слива груза из котла, а при необходимости — налива снизу при помощи насоса. Прибор увеличенного диаметра оборудован паровой рубашкой.

Цистерны для вязких нефтепродуктов снабжены пароподогревательным кожухом. Подогрев осуществляется с помощью горячего пара, воды или воздуха. По концевым частям кожуха снизу вварены патрубки для подачи и выпуска теплоносителя.

Битумы перевозят в бункерных полувагонах, которые имеют двойные стенки, образующие паровую «рубашку»; бункера поворачиваются на полуосях и удерживаются в вертикальном положении крючками. На внешней стороне каждого бункера имеется патрубок «рубашки» для

впуска пара. Верхняя часть бункера закрывается двухстворчатыми крышками. В пунктах слива к патрубкам присоединяют рукава, по которым в пространство между стенками подается пар; тонкий слой соприкасающегося с нагретыми стенками битума подплавляется, и при опрокидывании бункера содержимое его отдельными глыбами вываливается в приемную яму или на площадку.

Кроме того, для перевозки высоковязких продуктов используются цистерны-термосы. Для перевозки пищевых продуктов (спирта, молока, вина) применяют специализированные цистерны.

Растительное масло и некоторые другие пищевые продукты перевозят в цистернах обычной конструкции, но специализированных для конкретного груза. Специализированные цистерны для пищевых продуктов имеют трафареты о наименовании груза («Патока», «Растительное масло» и др.), станции приписки и дополнительный трафарет «П» — пищевые грузы.

Цистерны для перевозки нефтегрузов, кроме знаков и надписей, предусмотренных ПТЭ, должны иметь знаки калибровочного типа (указываются металлическими штампованными цифрами) и соответствующие трафареты в зависимости от вида нефтепродукта, а специализированные цистерны — точное наименование нефтепродукта. Цистерны для перевозки бензина, лигроина, топлива эталонного и для реактивных двигателей и других легковоспламеняющихся нефтепродуктов должны иметь знаки опасности, наносимые на транспортные средства в соответствии с рис. П6.3.1 и П6.3.2 на форзаце Правил перевозок железнодорожным транспортом опасных грузов. Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов приведены в главах 41 и 44 учебника.

В соответствии со статьей 20 Устава подготовка цистерн под налив, принадлежащих перевозчику, производится перевозчиком или грузоотправителем за счет перевозчика в соответствии с заключенными между ними договорами, а не принадлежащих перевозчику производятся грузоотправителями или при наличии возможности перевозчиком за счет

грузоотправителей.

Перед наливом цистерн грузоотправителем проверяют герметичность котлов цистерн, техническую исправность арматуры и универсальных сливных приборов. Это обязан сделать грузоотправитель для того, чтобы избежать течи грузов из цистерн в пути следования.

Подготовка под налив собственных, арендованных и специализированных цистерн для определенного груза производится средствами и за счет грузоотправителя. Пригодность цистерн и бункерных полувагонов под перевозку данного груза в коммерческом отношении определяет

грузоотправитель, который несет ответственность за порчу груза в результате налива в несоответствующую цистерну, а также за последствия их неправильного использования.

Запрещается подавать и использовать под налив цистерны с неисправными сливными приборами, внутренними лестницами, крышками и барашками, с течью в котлах, без проушин на крышках для наложения ЗПУ, а также без уплотнительной прокладки, если есть специальный паз

для ее укладки.

Алфавитный указатель грузов, перевозимых наливом в вагонахцистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, приведен в Правилах перевозок этих грузов (Приложение 1). Для каждого груза указывается номер ООН, № аварийной карточки, класс,

подкласс опасности, цистерны, в которых разрешается перевозка, специальные трафареты на цистернах и знаки опасности, штемпеля на перевозочных документах.

К каждой накладной, предъявляемой грузоотправителем на перевозки нефтепродуктов, должен быть приложен качественный паспорт.

В графе накладной «Наименование груза» грузоотправитель должен указать точное наименование груза согласно Перечню, а если он относится к категории опасных, то и номер аварийной карточки. Например: «Бензин для промышленных целей. АК № 305»; «Нефть сырая.

АК № 305».

В верхней части накладной грузоотправитель обязан проставить предусмотренные для данного груза штемпеля красного цвета. Например, для нефти сырой — «Легко воспламеняется», «Прикрытие 0-0-1-0». Грузоотправители, ответственные за погрузку наливных грузов в цистерны, бункерные полувагоны, делают на оборотной стороне накладной в графе 1 отметку, которую заверяют подписью: «Груз погружен согласно Правилам перевозок грузов наливом в вагонах цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума железнодорожным транспортом».

Определение массы грузов, перевозимых наливом в цистернах, производится путем взвешивания, динамическим измерением или расчетным путем замера высоты налива и объема налитого груза на основе применения таблиц калибровки железнодорожных цистерн. В этом случае в накладной в графе «Наименование груза» указывается высота налива, плотность, температура груза.

Для определения массы груза расчетным путем необходимо измерить высоту налива продукта в цистерне, взять среднюю пробу продукта из цистерны для определения температуры и плотности продукта, установить калибровочный тип цистерн по ее трафарету, определить по

таблицам калибровки в соответствии с высотой налива объем жидкости, умножить объем жидкости на плотность продукта.

Высоту налива измеряют метрштоком — металлическим трубчатым стержнем диаметром 20—25 мм с длиной шкалы до 3500 мм. Цена наименьшего деления — 1 мм. Нижний конец прибора имеет медный наконечник. А верхний — металлическое кольцо или серьгу. Замеряют высоту налива при установившемся уровне спокойной поверхности жидкости и отсутствия на ней пены. Метршток плавно и строго вертикально опускают через люк котла до самой нижней точки котла, а затем быстро, но плавно извлекают из него и по линии смачивания определяют высоту налива. Высоту измеряют в двух противоположных точках люка котла по продольной осевой линии цистерны не менее двух раз в каждой точке. Расхождение между двумя отсчетами замера не должно превышать 0,5 см. За действительную высоту налива принимают среднеарифметическое значение замеров двух точек. Отсчет округляют до целого сантиметра (величину менее 0,5 см отбрасывают, а 0,5 см и более считают за 1 см).

Влияние пены при определении уровня налива можно устранить замером высоты при помощи пеноизолятора, представляющего собой тонкостенный металлический конус длиной около 1 м, диаметром широкого конца 160 мм, а узкого 60 мм (узкий конец с донышком, которое

можно открывать ручкой рычага, помещенной у широкого конца). Пеноизолятор погружают в цистерну узким концом вниз при закрытом донышке. Когда закрытый конец прибора окажется ниже слоя пены, донышко открывается и полость конуса заполняется продуктом без пены. После этого метршток опускается в жидкость через пеноизолятор.

Одновременно из середины цистерны пробоотборником отбирают пробу для определения температуры и плотности продукта.

Плотность жидкого продукта и его температуру определяют специальным прибором — денсиметром (ареометром). При наличии паспортных данных можно подсчитать его фактическую плотность при данной температуре и без денсиметра, используя средние температурные поправки. Массу продукта, налитого в цистерну, в этом случае находят умножением объема на плотность при температуре груза в момент замера:

Q =V[d Ѓ} (tф − 20) · α], (8.8)

где Q — масса продукта кг; V — объем налитого продукта, дм3; d —плотность нефтепродукта при +20 °С, кг/дм3; tф — фактическая температура в момент замера высоты налива, °С; α — температурная поправка плотности на 1 °С разницы температуры.

Если температура выше 20 °С, то температурная поправка вычитается, ниже 20 °С — прибавляется.

Пример.Определить массу нефтепродукта в цистерне (калибровочный тип 25), если высота налива 294 см, плотность нефтепродуктов при 20 °С 0,87235 кг/дм3, фактическая температура продукта в момент замера 30 °С.

Решение. По таблице калибровки для цистерны типа 25 по высоте налива 294 см определяем объем налитого продукта — 61190 дм3.

По таблице средних температурных поправок плотности нефтепродуктов определяем температурную поправку на 1 °С для 0,87235. Она составит 0,000673.

Находим массу налитого в цистерну продукта:

Q = 61190 · [0,87235 − (30 − 20) · 0,000673]= 52967 кг.

Динамические системы определения массы наливных грузов основаны на преобразователях массового и объемного расхода и поточных преобразователях плотности.

В настоящее время разработаны и внедряются новые способы определения массы наливных грузов (акустический, оптический, тепловой и др.), позволяющие более точно и с минимальными трудозатратами определить количество груза в цистернах.

Налив и слив нефтепродуктов происходят на местах необщего пользования, специально оборудованных и отвечающих требованиям безопасности. Грузоотправители (грузополучатели) обязаны иметь лицензию органов Госгортехнадзора Казахстана на право налива (слива) опасных грузов. Грузоотправители-владельцы собственных или арендованных цистерн перед каждым наливом должны предъявлять работникам станции и ПТО свидетельство о технической исправности вагонов, включая их рабочее и конструктивное оборудование, гарантирующее безопасность перевозок конкретного нефтепродукта. Номер свидетельства работники ПТО проставляют в книге формы ВУ-14.

Перед началом налива (слива) наливных грузов на сливно-наливной эстакаде цистерны должны быть надежно закреплены с обеих сторон тормозными башмаками, а стрелки переведены в положение, исключающее возможность попадания на путь погрузки (выгрузки) вагонов и другого подвижного состава.

На пунктах налива с незначительными размерами грузооборота налив цистерн производят через отдельные стояки (колонки) или из специальных резервуаров. На пунктах налива с большим объемом работы применяют эстакады.

Не допускается наливать имеющий температуру выше 100° С груз в цистерны, оборудованные универсальным сливным прибором.

Перед наливом работники наливного пункта осматривают поданные цистерны, проверяют их соответствие роду нефтепродукта, открывают колпаки цистерн, заправляют наливные рукава и открывают задвижки, после чего начинается налив. Налив грузов в цистерны не должен превышать грузоподъемность, указанную на котле цистерны. Расчет степени заполнения цистерн производится в соответствии с Приложением № 3 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума. По окончании налива цистерн, замера высоты налива и определения массы налитого продукта крышки колпаков закрывают, ставя уплотняющие прокладки из материалов, не вступающих в реакцию с перевозимой продукцией, устанавливают ЗПУ.

При приеме цистерн после налива приемосдатчик проверяет закрытие люков и сливных приборов, правильность установки ЗПУ, чистоту поверхности котлов цистерн, рам, ходовых частей, видимость знаков и трафаретов.

Способы опломбирования цистерн ЗПУ «Спрут-Универсал», ЗПУ «ЛаВР-Гарант-М» с крышками загрузочных люков различных типов приведены в Правилах пломбирования вагонов и контейнеров.

Бункерные полувагоны заполняют с недоливом на 250 мм до верхних кромок бортов. Температура наливного груза не должна превышать 150 °С. После налива грузоотправитель обязан закрыть крышки бункера. Грузоотправитель, производящий налив нефтебитума в бункерные полувагоны, должен оборудовать места налива устройствами, защищающими от

попадания атмосферных осадков в бункера.

В соответствии с требованиями ГОСТ 1510-84 нефть и нефтепродукты из железнодорожных цистерн должны быть слиты полностью с удалением вязких нефтепродуктов с внутренней поверхности котла цистерн. После слива нефтепродуктов приемосдатчик обязан проверить полноту слива и дать разрешение на закрытие колпаков цистерн. При обнаружении остатков груза в цистерне приемосдатчик обязан отказать в ее приеме и составить акт о недосливе цистерн формы ГУ-7. На цистерны с неочищенной наружной поверхностью приемосдатчик обязан составить акт общей формы.

Технологическое время налива и слива для всей одновременно поданной партии цистерн и бункерных полувагонов в местах налива и слива не должно превышать: для налива в пунктах механизированного налива независимо от рода груза и грузоподъемности цистерн и бункерных

полувагонов — 2 часа; в пунктах немеханизированного налива для цистерн, имеющих четыре и более осей, — 3 часа; для слива соответственно — 2 часа и 4 часа. При поступлении в пункт слива топлива Т-1, Т-2, ТС-1 и авиационного бензина, при необходимости, устанавливается дополнительное время — 35 минут для производства анализа.

Порожние цистерны после слива направляют в пункты налива по пересылочным накладным или по полным перевозочным документам. По полным перевозочным документам (накладной, дорожной ведомости, вагонному листу) пересылают цистерны, принадлежащие грузо-

отправителям и грузополучателям на правах собственности или аренды. В этом случае цистерны пломбирует грузополучатель и направляет на станцию приписки.

Перевозка порожних цистерн, бункерных полувагонов, следующих в пункты налива нефти и нефтепродуктов по регулировочному заданию, оформляется: пересылочной накладной формы ГУ-27дс (при перевозке цистерн из-под слива светлых нефтепродуктов); пересылочной накладной формы ГУ-27дт — при перевозке бункерных полувагонов и порожних цистерн из-под слива темных нефтепродуктов.

Пересылочная накладная оформляется грузополучателем на каждую слитую цистерну или бункерный полувагон и предъявляется станции одновременно с уведомлением об окончании слива нефтепродукта. Без предъявления пересылочной накладной вагоны станцией не принимаются. Одновременно с пересылочной накладной грузополучатель заполняет корешок, остающийся на станции отправления порожней цистерны или бункерного полувагона. Работники станции слива обязаны проверить правильность заполнения пересылочной накладной. При обнаружении на промывочно-пропарочной станции цистерны или бункерного полувагона с остатками недослитого груза в документе делается отметка, которая является основанием для привлечения виновных

к ответственности. Неполный слив цистерны или бункерного полувагона, обнаруженный на станции налива или на промывочно-пропарочной станции, удостоверяется актом, который вместе с пересылочной накладной направляют перевозчику для расследования.

Промывочно-пропарочные предприятия устраивают, как правило, на станциях расположения нефтеперерабатывающих заводов, нефтебаз и в пунктах перевалки наливных грузов с трубопроводного и водного транспорта на железнодорожный. Эти предприятия в зависимости от технического оснащения, объема и характера работы делятся на промывочнопропарочные станции, промывочно-пропарочные пункты, механизиро ванные промывочно-пропарочные поезда и пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов.

Промывочно-пропарочные станции осуществляют массовую подготовку цистерн к наливу и ремонту. Они расположены на значительной территории, имеют путевое развитие, оборудование и мощные обустройства, обеспечивающие механизированную очистку цистерн. Работа промывочно-пропарочной станции организуется по единому технологическому процессу с железнодорожной наливной станцией.

Объем работ промывочно-пропарочных пунктов в отличие от станции меньше, они обеспечивают подготовку цистерн для налива нефтепродуктов сравнительно небольшой номенклатуры.

Механизированные промывочно-пропарочные поезда предназначены для подготовки цистерн на станциях, где нет стационарных устройств и приспособлений.

Пункты холодной зачистки котлов цистерн и заправки клапанов сливных приборов готовят цистерны к наливу без пропарки или промывки внутренней поверхности котлов.

Организация обработки цистерн производится в соответствии с требованиями Типового технологического процесса подготовки цистерн и вагонов для перевозки нефтепродуктов к наливу и ремонту на промывочно-пропарочных предприятиях железных дорог.

Характер обработки определяет ГОСТ 1510-84 в зависимости от наименования наливаемого, а также ранее перевозившегося груза и наличия в цистерне его остатков. Для сбора и очистки нефтепродуктов, промывочных вод и конденсата на промывочно-пропарочных предприятиях устраивают сливные лотки, резервуары, канализационную сеть, нефте- и песколовушку и другие очистные сооружения.

Некоторые нефтепродукты, перевозимые в цистернах и бункерных полувагонах обладают повышенной вязкостью и сгущаются при понижении температуры. Степень вязкости определяют в условных единицах — градусах, которые выражают отношение времени истечения 200 см3 данного продукта при определенной температуре к времени истечения такого же количества дистиллированной воды при температуре 20 °С. Вязкие грузы по степени вязкости, а застывающие в зависимости от температуры застывания подразделяются на четыре группы. Перечень вязких

и застывающих грузов с отнесением их к той или иной группе опубликован в Методике по разработке и определению технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.

Самую высокую вязкость (свыше 40 °С) и высокую температуру застывания (свыше +30 °С) имеют грузы IV группы (битум в цистернах, гудрон, жир животный технологический, парафин спичечный, саломас и др.). Слив их, особенно в зимнее время, весьма затруднителен и вызывает значительные простои цистерн.

В случае затруднения слива вязких и застывающих грузов и необходимости их разогрева в холодный период года технологическое время на слив устанавливается с учетом дополнительного времени на разогрев и слив таких грузов. Общее технологическое время на разогрев и слив вязких и застывающих грузов принимается не более: для грузов I группы — 4 ч; II группы — 6 ч; III группы — 8 ч; IV — 10 ч. В случае немеханизированного слива грузов I группы технологическое время на слив может быть увеличено для цистерн, имеющих четыре и более осей, на 2 ч. При сливе из цистерн с паровой рубашкой устанавливается технологическое время, которое не превышает для грузов I и II групп — 3 ч; III и IV групп — 4 ч. Необходимость увеличения технологического времени на слив вязких и застывающих грузов определяется перевозчиком

в каждом отдельном случае.

Грузополучатель должен иметь достаточные по мощности средства подогрева, обеспечивающие своевременный слив высоковязких и застывающих грузов из цистерн и бункерных полувагонов.

Для выгрузки битума из бункерных полувагонов грузополучатели должны иметь соответствующие приемные и пароподогревательные устройства. Пар для подогрева бункеров вводят в пространство между стенками по шлангам, присоединенным к патрубкам. Пар вводят осторожно, медленно открывая впускной вентиль. Разгружают бункерные полувагоны последовательно; одновременная разгрузка двух и более бункеров запрещается, так как при этом вагон может опрокинуться.

Растительное масло, патоку, саломас, салолин, гидрол, глицерин и другие пищевые продукты перевозят в специализированных цистернах с нижним сливом, приписанных к станции налива. Цистерны, специализированные для перевозки пищевых продуктов, имеют по всей длине

котла с обеих сторон по две полосы красного цвета, шириной каждая 100 мм (промежуток между полосами 500 мм), а по периметру днищ — кольцевую красную полосу шириной 100 мм. В промежутках между полосами вправо от середины котла буквами высотой 126 мм нанесено

черной краской наименование груза: «Патока», «Растительное масло», «Гидрол» и др. Это же наименование нанесено и на верхней части днища буквами высотой 70 мм.

Этиловый (винный) спирт перевозят железнодорожным транспортом в модернизированных четырехосных цистернах, принадлежащих или арендованных грузоотправителем (грузополучателем), с верхним сливом, а также в специальных спиртовых цистернах. На цистернах для перевозки этилового спирта наносят трафареты «Спирт», «П», трафарет приписки, знак опасности (3) для легкогорючих грузов и номер ООН (на оранжевой прямоугольной табличке ниже знака опасности).

На спиртовых цистернах с крытым кузовом вдоль боковых и лобовых стенок наносится полоса белого цвета.

После налива спирта грузоотправитель отбирает пробу, по которой определяет крепость спирта. Бутылки с отобранной пробой пломбируют или опечатывают сургучной печатью станции и хранят у грузоотправителя до поступления к нему акта о приеме груза или до затребования пробы на анализ.

При отгрузке в цистернах с колпаками (в том числе спиртовых) грузоотправитель совместно с приемосдатчиком специальной стандартной металлической рейкой определяет высоту недолива спирта в колпаке от верхнего его края до уровня спирта.

В накладной под наименованием груза грузоотправитель указывает сорт спирта (сырец, ректификат), крепость спирта, а в случаях перевозки в цистернах с колпаками — его температуру и высоту недолива. Здесь же указывается номер аварийной карточки (АК 308).

В верхней части накладной грузоотправитель проставляет красные штемпеля: «Легко воспламеняется», «Прикрытие 3/0-0-1-0».

Грузоотправитель может прилагать к накладной акт об отгрузке спирта. ЗПУ устанавливают на крышку люка четырехосной цистерны (тип калибровки 62 и 66) по одному на каждую пару проушин (всего 2 ЗПУ).

Спирт, прибывший в исправных цистернах с неповрежденным ЗПУ грузоотправителя, сливается грузополучателем. Если же он прибыл в неисправной цистерне или с нарушенными ЗПУ грузоотправителя, груз выдают в присутствии начальника станции или его заместителя. При этом, когда спирт прибыл в бесколпачной цистерне, количество поступившего в ней груза определяют пропуском через мерники, а в цистерне с колпаком замеряют высоту недолива и определяют крепость и температуру спирта. При этом в случае недостачи спирта в цистерне с колпаком в коммерческом акте отражают указанные данные, а также высоту колпака, а количество спирта, содержащегося в цистерне, не указывают.

Если грузополучатель обнаружит понижение крепости спирта, то комиссия отбирает две пробы (по 1 л). Одну пробу передают на анализ и экспертизу в лабораторию по указанию отделения дороги, другую хранят у грузополучателя в качестве контрольной. Сохранность или недостачу спирта по коммерческому акту определяет служба грузовой и коммерческой работы дороги назначения.

Наши рекомендации