Принцип действия автоблокировки

Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте, или, как их еще называют, средства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), предназначены для автоматизации управления движением поездов, обеспечения безопасности и необходимой пропускной способности железных дорог, а также повышения производительности труда.

Для быстрой передачи указаний работникам, связанным с движением поездов используется железнодорожная сигнализация. Основными цветами сигналов на железнодорожном транспорте являются красный, желтый, зеленый (возможно их сочетание). Также применяются синий и белый цвет.

Классификация сигналов:

Принцип действия автоблокировки - student2.ru

Типы светофоров на участке:

Принцип действия автоблокировки - student2.ru

Регулирование движения поездов на перегонах выполняется путем блокировки занятых участков. Применяются две системы – полуавтоматическая блокировка и автоматическая блокировка (автоблокировка).

Авто блокировка (АБ) является основной системой регулирования движе­ния поездов на одно- и двухпутных линиях магистральных железных дорог.

Полуавтоматическая блокировка (ПАБ) применяется для интервального регулирования движения поездов на малодеятельных участках дорог. Полуавтоматической она называется так как часть операций по изменению показаний сигналов выполняется автоматически (в результате воздействия колес подвижного состава), а другая часть осуществляется дежурным по станции или путевому посту.

При АБ перегон между станциями делится на один или несколько блок-участков длиной обычно от 1,0 до 2,6 км. В начале каждого блок-участка устанавливается автоматически действующий проходной светофор, сигнализирующий двумя, тремя или четырьмя показаниями в зависимости от значности АБ. Рельсовые цепи блок-участков разделены изолирующими стыками.

Автоблокировка бывает двух-, трёх- и четырёхзначной. На магистральных железных дорогах применяют трёх- и четырёхзначную АБ.

Двухзначная АБ: Зеленый огонь – блок-участок свободен. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Трёхзначная АБ: Зеленый огонь – свободны два или более блок-участка. Желтый огонь – свободен один блок-участок. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Четырёхзначная АБ: Зеленый огонь – свободны три или более блок-участка. Желтый и зеленый огни – свободны два блок участка. Желтый огонь – свободен один блок-участок. Красный огонь – Стой! Запрещается проезжать сигнал!

Принцип действия автоблокировки - student2.ru

Схема двухзначной автоматической блокировки: ИС – изолирующий стык; ПР – путевое реле; ПБ – путевая батарея; Р – регулирующее сопротивление; СБ – сигнальная батарея

Управление движением по станционным путям производится с пульта дежурного по станции с помощью стрелок и светофоров.

Электрическая централизация стрелок и светофоров (ЭЦ) основной вид управления на железной дороге России.

Управление стрелками и сигналами, а так же контроль состояния путей и стрелочных участков осуществляется по кабельным линиям.

Стрелками и сигналами управляют с пульта-табло. В его верхней части находится табло с контрольными лампочками, информирующим о занятости путей и стрелок, открытии и закрытии входного светофора, занятости участков приближения и удаления.

На крупных станциях для сокращения затрат времени используют маршрутное управление. При приготовлении маршрута дежурный по станции не производит действий по переводу каждой стрелки. Нажатием на две или несколько кнопок, расположенных на пульте-табло по границам маршрута, включаются и переводятся все стрелки одновременно, а после их перевода открывается сигнал.

Также внедряются новые системы микропроцессорной централизации (МПЦ), опыт эксплуатации которых выявил эксплуатационные и технические преимущества.

Принцип действия автоблокировки - student2.ru

Схема устройства релейной централизации стрелок и сигналов малой станции: Ч, Ч2, Ч4 – обозначение четных светофоров на пульте управления; Н, Н1, Н4 – обозначение нечетных светофоров на пульте управления; IП, IIП, 4П – обозначение станционных путей на пульте управления; ДСП – дежурный по станции; 1–6 – номера стрелочных переводов

Наши рекомендации