Б. «Признаки» церкви (отличительные характеристики)
22 George Eldon Ladd, A Theology of the New Testament, p. 111.
23 Ibid., pp. 111-119.
1. Существуют истинные и ложные церкви. Что делает церковь церко-вью? Что необходимо для создания церкви? Может ли случиться так, что груп-па людей, которые утверждают, что они — христиане, настолько не будут со-ответствовать тому, чем церковь должна быть, что эту группу людей уже нельзя будет называть церковью?
В первые века существования христианской церкви практически не было разногласий относительно того, что можно считать истинной церковью. Су-ществовала лишь одна Вселенская церковь, «видимая» Церковь, которая, бе-зусловно, была истинной. В этой церкви были епископы и местные священ-нослужители, а также церковные здания, которые мог увидеть всякий. Лю-бой еретик, уличенный в серьезном доктринальном заблуждении, просто исключался из церкви.
Однако вместе с Реформацией возник принципиальный вопрос: как мы можем распознать истинную церковь? Является ли Римско-католическая цер-ковь истинной, или нет? Чтобы дать ответ на этот вопрос, людям приходилось определять «признаки» истинной церкви, т. е. отличительные характеристи-ки, которые позволяют нам признать истинность церкви. Писание, без-условно, говорит о существовании ложных церквей. Павел говорит о язычес-ких храмах вКоринфе: «Язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10:20). Он говорит коринфянам: «Когда вы были язычниками, то хо-дили к безгласным идолам» (1 Кор. 12:2). Эти языческие храмы, безусловно, были ложными церквами или ложными религиозными собраниями. Кроме того, Писание говорит о таких религиозных собраниях, которые являются бук-вально «сборищами сатанинскими» (Отк. 2:9; 3:9). Здесь воскресший Господь Иисус, вероятно, имеет в виду собрания иудеев, которые на самом деле не были иудеями и не имели спасительной веры. Их религиозные собрания не были собраниями народа Христова, они принадлежали царству тьмы, царству са-таны. Такие церкви воистину ложны.
24 Цит. по: Книга согласия: Вероисповедание и учение лютеранской церкви. М.:
Лютеранское Наследие, 1998. С. 29. — Примеч. пер.
25 Calvin, Institutes 4.1.9 (p. 1023).
26 Более поздние исповедания веры иногда добавляют и третий признак церкви —
правильное соблюдение церковной дисциплины, однако ни Лютер, ни Кальвин не упо-
минаюг об этом признаке.
Между Лютером и Кальвином существовало соглашение о том, что счи-тать истинной церковью. Лютеранское исповедание веры, называемое Аугс-бургским исповеданием (1530), определяет церковь следующим образом: «Со-брание святых, в котором верно преподается Евангелие и правильно отправ-ляются таинства» (артикул VII)24. Также и Жан Кальвин говорил: «Везде, где в чистоте проповедуется и выслушивается Слово Божье и где таинства совер-шаются по установлению Христовому, там, вне всякого сомнения, присутству-ет церковь»25. Хотя Кальвин и говорил о чистой проповеди Слова, а в люте-ранском вероисповедании говорилось о верной проповеди Евангелия и хотя Кальвин говорил также, что Слово должно быть не только проповедано, но и услышано, а в Аугсбургском вероисповедании говорилось лишь о том, что Евангелие должно быть верно преподано, их понимание отличительных при-знаков церкви довольно сходно26. Напротив, римско-католическая позиция заключается в том, что именно видимая церковь, основанная Петром и други-ми апостолами, и является истинной церковью.
Взгляды Лютера и Кальвина на признаки церкви следует считать пра-вильными и в наши дни. Нет сомнения в том, что если где-либо проповедует-ся не Слово Божье, а ложные учения людей, то речь не идет об истинной церк-ви. В некоторых случаях нам трудно определить, ложное ли это учение, преж-де чем признать церковь ложной, однако существует множество совершенно ясных случаев, в которых мы можем утверждать, что здесь нет истинной церк-ви. Например, церковь Иисуса Христа святых последнихдней (церковь мор-монов) не придерживается ни одного из основных христианских учений, ка-сающихся спасения, или личности Бога, или личности и дела Христа. Совер-шенно очевидно, что это ложная церковь. Также свидетели Иеговы учат о спасении делами, а не одной только верой в Иисуса Христа. Это фундамен-тальное доктринальное отклонение, поскольку если люди будут верить уче-нию свидетелей Иеговы, они просто не обретут спасения. Поэтому свидете-лей Иеговы мы также должны рассматривать как ложную церковь. Если в проповеди, которая ведется церковью, от людей скрывают евангельскую весть о спасении одной только верой, так что евангельская весть не провозглаша-ется четко и уже в течение определенного времени, то подобная группа людей не является церковью.
Второй признак церкви — верное совершение таинств (крещения и Вече-ри Господней) — был, вероятно, выдвинут в противовес взгляду римско-като-лических богословов, утверждающих, что спасительная благодать пришла через таинства; и тем самым таинства стали «делами», которыми мы и заслу-жили спасение. Таким образом, Римско-католическая церковь настаивала на «вере-вознаграждении», а не на «вере-учении» как средстве достижения спа-сения.
Однако есть и другое основание для включения таинств в список при-знаков церкви. Организация, совершающая крещение и Вечерю Господню, может просуществовать долго и функционировать в качестве церкви. (В совре-менном американском обществе организация, которая начинает собирать людей для богослужения, молитвы и изучения Библии в воскресенье поут-рам, также явно стремится функционировать в качестве церкви.)
Крещение и Вечеря Господня также служат в качестве «проверки на член-ство» в Церкви. Через крещение люди становятся членами Церкви, а Вечеря Господня дает возможность подтвердить это членство — ведь церковь рассмат-ривает людей, которые получают крещение и Вечерю Господню, как спасен-ных. Таким образом, эти действия свидетельствуют о том, что церковь думает о спасении. Поэтому и в наши дни крещение и Вечеря Господня по праву на-зываются в числе признаков церкви. Напротив, если группа людей не совер-шаетни крещения, ни Вечери Господней, это говорит о том, что данная группа не стремится функционировать в качестве церкви. Человек может собрать вокруг себя небольшую толпу на углу улицы, и здесь будет иметь место ис-тинная проповедь и истинное слушание Слова, однако такая группа людей не может быть названа церковью. Даже в домашних собраниях по изучению Библии может иметь место истинная проповедь и истинное слушание Слова, однако и такое собрание еще не церковь. Однако если в библейской школе начинают крестить новообращенных и регулярно совершать таинство прича-стия, это будет означать, что они намерены функционировать в качестве церк-ви, и трудно будет доказать, почему такое собрание нельзя рассматривать как церковь27.
2. Истинные и ложные церкви в наши дни. Как нам следует относиться к Римско-католической церкви сегодня? Является ли она истинной Церковью? Похоже, что мы не в состоянии вынести суждение обо всей Римско-католи-ческой церкви, поскольку в ней множество разнообразных движений. С та-ким же успехом можно спросить, являются ли протестантские церкви истин-ными или ложными, — ведь их существует великое множество. В некоторых католических приходах мы, безусловно, не наблюдаем ни первого, ни второго признака истинной церкви: там нет чистой проповеди Слова, и евангельская весть о спасении одной только верой в Христа неизвестна прихожанам. При-частие таинств рассматривается в качестве «дел», которыми можно заслужить благосклонность у Бога. Подобная группа людей не является истинной хрис-тианской церковью. С другой стороны, в наши дни в разных частях мира су-ществует много католических приходов, где местный священник обладает истинным спасительным знанием о Христе и живыми личными отношения-ми с Христом в молитве и изучении Библии. В своих проповедях и частных беседах о Библии такие люди уделяют большое внимание личной вере, необ-ходимости индивидуального чтения Библии и молитве. Они говорят о симво-лическом аспекте таинств и подчеркивают, что они важны как воспоминание о Христе, а не как действия, которые помогают заслужить дар спасительной благодати от Бога Несмотря на то что такие церкви близки к описанным выше двум признакам истинности, мы должны сказать, что все еще серьезно отли-чаемся от Римско-католической церкви по многим аспектам учения28.
27 Армия спасения — необычный случай, поскольку в ней не совершается ни кре-
щения, ни Вечери Господней, однако во всех прочих отношениях она кажется истинной
церковью. В данном случае организация установила другие средства, которые заменяют
крещение и Вечерю Господню в качестве «проверки на членство».
28 Важными отличительными доктринальными чертами до сих пор являются следую-
щие: регулярное совершение жертвы во время мессы, авторитет папы и церковных со-
ветов, почитание Девы Марии, а также ее роль в спасении, учение о чистилище и биб-
лейский канон.
Существуют ли ложные церкви в рамках протестантизма? Если мы снова обратимся к двум признакам церкви, то, по мнению автора этих строк, будет справедливым сказать, что многие либеральные протестантские церкви в наши дни фактически являются ложными29. Отличается ли «Евангелие дел» и неверие в Писание, которым учат эти церкви, от учения Римско-католичес-кой церкви времен реформации? Они преподают таинства без здравого уче-ния любому, кто входит к ним в двери, давая таким образом ложную надежду невозрожденным грешникам. Не то же ли самое было и в Римско-католичес-кой церкви эпохи Реформации? Если собрание людей называет себя «христи-анами» и при этом учит, что можно не верить Библии, а пастор и прихожане редко осмысленно читают Библию и молятся, не верят в спасение одной толь-ко верой и, возможно, даже не понимают его, то можно ли говорить, что это истинная церковь?30
В. Цели церкви
Церковь должна служить Богу, верующим и миру.
/. Служение Богу: поклонение (или богослужение). Цель церкви в отноше-ниях с Богом — служить Ему. Павел повелевает церкви в Колоссах: «Научай-те и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу» (Кол. 3:16). Бог предназна-чил нас во Христе «послужить к похвале славы Его» (Еф. 1:12). Богослужение в церкви — это не подготовка к чему-то еще, оно само по себе является испол-нением предназначения церкви по отношению к ее Господу. Вот почему Павел призывает своих читателей, «дорожа временем», исполняться Духом и нази-дать самих себя, «поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5:16—19).
29 Сходный вывод был сделан Мэченом еще в 1923 г.: «Возможно, римская церковь —
это искажение христианской религии; но натуралистический либерализм — это вообще
не христианство» (J. Gresham Machen, Christianity and Liberalism [Grand Rapids: Eerdmans,
1923], p. 52).
30 В следующей главе мы рассмотрим вопрос о чистоте церкви. Конечно, христиане
и не должны добровольно сотрудничать с ложной церковью, но нужно признать, что и
среди истинных церквей существуют более чистые и менее чистые. Важно отметить так-
же, что некоторые либеральные протестантские деноминации в наши дни могут иметь
много ложных церквей (в которых не проповедуется Евангелие), и при этом к той же
деноминации могут принадлежать общины, в которых Евангелие проповедуется верно и
в чистоте.
2. Служение верующим: взращивание. В соответствии с Писанием, церковь обязана воспитывать тех, кто уже стал верующим, а также помогать им воз-растать в вере. Павел говорил, что его цель не просто привести людей к перво-начальной спасительной вере, но и «представить всякого человека совершен-ным во Христе Иисусе» (Кол. 1:28, курсив мой. — У. Г.). И он говорил эфесской церкви, что Бог дал церкви одаренных людей «к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:12,13, курсив мой. — У. Г.). Наша цель, как Церкви, должна заключаться в том, чтобы представить Богу каждого христианина «совершен-ным во Христе» (Кол. 1:28).
3. Служение миру: проповедь и милосердие. Иисус сказал своим учени-кам: «Научите все народы» (Мф. 28:19). Проповеднический труд возвещения Евангелия — самое важное служение по отношению к миру31. Однако труд проповеди должен сопровождаться также и служением милосердия, которое включает в себя заботу о бедных и нуждающихся во имя Господа. В Новом Завете особенно подчеркивается необходимость оказывать материальную помощь тем людям, которые являются частью церкви (Деян. 11:29; 2 Кор. 8:4; 1 Ин. 3:17), но также утверждается, что нужно помогать неверующим, даже если они не отвечают благодарностью и не принимают евангельскую весть. Иисус говорит нам:
Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожи-дая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6:35,36).
31 Я не хочу сказать, что проповедь более важна, чем богослужение или взрашива-ние, я лишь имею в виду, что это наше самое важное служение по отношению к миру.
Нам следует уподобиться Богу и быть добрыми к тем, кто неблагодарен и эгоистичен. Кроме того, у нас есть пример Иисуса, Который исцелял не толь-ко тех, кто принимал Его как Мессию. Когда к Нему приходили огромные толпы людей, «Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их» (Лк. 4:40, курсив мой. — У. Г.). Это должно побуждать нас совершать благие поступки, атакже молиться о выздоровлении и о прочих нуждах и неверующих людей. Такое служение милосердия может также включать в себя участие в обществен-ной деятельности или попытки повлиять на государственные структуры, что-бы они согласовывали свои действия с библейскими моральными принципа-ми. Там, где систематически проявляется несправедливость по отношению к бедным и/или к этническим или религиозным меньшинствам, церковьдолж-на молиться и — если есть такая возможность — открыто высказываться про-тив такой несправедливости. Именно так церковь может поддержать свое про-поведническое служение миру и показать Евангелие, которое она исповедует. Однако подобное служение милосердия по отношению к миру не должно за-менить подлинную проповедь или другие служения — Богу и верующим, — о которых говорилось выше.
4. Какая цель наиболее важная? Нас могут спросить, какая из трех целей, поставленных перед церковью, самая важная, или можем ли мы пренебречь одной из них, как наименее важной?
На это мы должны ответить, что все три цели церкви даны Господом в Писании. Поэтому все три важны и ни одной нельзя пренебречь. Сильная цер-ковь всегда имеет эффективное служение во всех трех сферах. Мы должны предостеречь от любых попыток свести цель церкви к какой-либо одной из вышеперечисленных и утверждать при этом, что только что-то одно должно занимать нас в первую очередь. Церковь, сосредоточившаяся на богослуже-нии, будет пренебрегать преподаванием Библии верующим, и ее члены будут слабо знать Писание и будут незрелы в христианской жизни. А если церковь начинает также пренебрегать и проповедью, то она прекратит свой рост, пре-кратит воздействовать на других людей; со временем такая церковь неизбеж-но придет в упадок.
Церковь, которая считает своей основной задачей образование верующих, придет к тому, что христиане в ней будут много знать о библейском учении, однако их духовная жизнь будет скудной — они мало будут знать о радости поклонения Богу и возвещения другим людям о Христе.
Но и та церковь, которая выделит проповедь как наиболее важную цель, кончит тем, что христиане в ней будут оставаться незрелыми. Внимание будет уделяться росту численности членов церкви, однако в верующих будет все меньше и меньше подлинной любви к Богу, выражаемой в поклонении, атак-же все меньше и меньше зрелости в учении и личной святости в жизни. В здо-ровой церкви все три цели должны занимать важное место.
Однако по-иному относятся к этим целям отдельные личности. Они мо-гут отдавать предпочтение той или другой цели. Мы обладаем разнообразны-ми духовными талантами и способностями, а потому вполне естественно, что уделяем особое внимание достижению той цели церкви, которая в наиболь-шей степени связана с талантами и интересами, данными нам Богом. Конеч-но же, каждый верующий вовсе не обязан треть своего времени в церкви отда-вать богослужению, треть — воспитанию других верующих и еще треть — проповеди или делам милосердия. Человек, одаренный способностью пропо-ведовать, безусловно, отведет определенную часть своего времени поклоне-нию и заботе о других верующих, однако он может проводить большую часть своего времени именно проповедуя. Человек, одаренный способностью к про-ведению богослужения, вполне может уделять этому 90 процентов своего вре-мени. Это естественный результат, так как Бог всем нам даровал разнообраз-ные способности.
Вопросы для самостоятельной работы
Когда вы размышляете о Церкви как о невидимом общении всех истин-ных верующих во все времена, как это влияет на ваше отношение к себе самому как к христианину? Действительно ли едины подлинно верующие люди в той общине, к которой вы принадлежите (т. е. явно ли проявляется подлинная при-рода невидимой Церкви)? Говорится ли в Новом Завете что-либо об идеальном количестве членов в конкретной церкви?