Сущность финансов, их отличительные признаки и характеристики функций.

Сущность финансов предприятий реализуется посредством выполняемых ими функций.

Обеспечивающей, воспроизводственной, стимулирующей, распределительной и контрольной функциями.

Суть обеспечивающей функции заключается в том, что предприятие должно быть обеспечено денежными средствами для финансирования своих расходов и участия в доходах бюджета. Иными словами, должен соблюдаться принцип самофинансирования.

Распределительная функция финансов обеспечивает отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода. ВВП включает в себя стоимость материальных затрат, амортизационные отчисления и национальный доход.

Распределительная функция финансов предприятия с позиции структуры его активов проявляется в стремлении оптимизировать активную сторону баланса; распределение прибыли. Пример такой оптимизации — решение вопроса о величине денежных средств, которыми должно располагать предприятие для нормальной работы.

Распределительная функция тесно связана с обеспечивающей и воспроизводственной, так как выручка от реализации распределяется и перераспределяется. В результате распределительных отношений на предприятиях образуются целевые фонды денежных средств и поддерживается рациональная структура капитала. Прежде всего образуется фонд возмещения, обеспечивающий покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление амортизационных отчислений. Иначе говоря, фонд возмещения должен покрыть все затраты, принимающие форму себестоимости, кроме затрат на оплату труда. Амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость, служат для накопления ресурсов, необходимых для замены, реконструкции или модернизации износившихся основных фондов.

Воспроизводственная функция финансов предприятий заключается в обеспечении сбалансированности стоимостного выражения материальных, трудовых ресурсов и финансовых ресурсов на всех стадиях кругооборота капитала в процессе простого и расширенного воспроизводства. Воспроизводственная функция проявляется в показателях прибыльности и ликвидности активов. Эта функция на первый план ставит накопление капитала для решения долгосрочных инвестиционных проблем.

Стимулирующая, ее суть в стимулировании эффективной деятельности подразделений и отдельных работников предприятия, а также в увеличении заинтересованности собственников предприятия.

Контрольная функция - это управленческая функция. Она связана с использованием различных нормативов, лимитов, санкций, стимулов, а также соответствующих финансовых показателей. Контрольная функция реализуется в процессе финансового планирования (предварительный контроль); финансирования затрат (текущий контроль), финансового анализа (последующий контроль).

Контрольная функция вытекает из распределительной и проявляется в контроле за распределением ВВП, НД, чистого дохода по соответствующим денежным фондам и их использованием. Контрольная функция количественно отображает экономические процессы, связанные с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта.

Признаки финансов:

Финансы – это экономические отношения с использованием денег. Здесь деньги выступают материальной основой этих отношений.

В процессе этих отношений формируются денежные фонды у хозяйствующих субъектов и у государства.

В условиях рынка важное значение приобретают отношения по поводу пополнения фонда денежных средств в связи с использованием временно свободных денежных средств на финансовом рынке.

Финансы предприятия занимают главенствующее место в финансовой системе государства. Это объясняется тем, что именно в процессе хозяйственной деятельности предприятий создаются источники финансовых ресурсов и самих предприятий, и государства в целом.

4. Финансовые ресурсы предприятия: понятие, структура, принципы организации

Финансовые ресурсы предприятия представляют собой денежные накопления, фонды и другие источники денежных средств аккумулируемые предприятием. По своей сути – это совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия.

Капитал - это часть финансовых ресурсов, направляемая на производственно-торговые цели (текущие расходы и развитие). Капитал - это деньги, предназначенные для извлечения прибыли.

В структуру капитала входят денежные средства, вложенные в:

- основные фонды;

- нематериальные активы;

- оборотные фонды;

- фонды обращения.

Финансовые ресурсы образуются за счет различных источников. По форме права собственности различаются две группы источников:

- собственные средства;

- чужие (привлеченные и заемные) средства.

Основными источниками собственных средств являются уставный капитал, прибыль, амортизационные отчисления.

Уставный капитал представляет собой сумму вкладов учредителей предприятия, имеющего устав, для обеспечения жизнедеятельности предприятия.

В качестве вкладов в уставный фонд могут быть внесены деньги и любые материальные ценности: здания, сооружения, оборудование, сырье, ценные бумаги, а также нематериальные активы. Впоследствии в соответствии с этими долями происходит распределение прибыли между учредителями.

Прибыль предприятия состоит из:

- прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг);

- прибыли от прочей реализации;

- доходов (за вычетом расходов) от внереализационных операций. Эти три компонента в совокупности образуют балансовую прибыль.

Чистая прибыль - это прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, которые относятся на прибыль.

За счет чистой прибыли формируются фонды накопления и потребления, резервный фонд.

Фонд накопления - для создания нового имущества, приобретения, основных фондов и оборотных средств.

Фонд потребления -социальное развитие и материальное поощрение персонала.

Резервный фонд предназначен для покрытия кредиторской задолженности на случай прекращения деятельности предприятия. Отчисления в резервный фонд устанавливаются учредительными документами.

Устойчивым источником финансовых ресурсов являются амортизационные отчисления. В амортизационном фонде накапливаются денежные суммы, соответствующие снашиванию ОС.

К чужим средствам относятся кредиторская задолженность, кредиты и займы.

Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия, складывается из задолженности по заработной плате, задолженности бюджету и внебюджетным фондам, резерва предстоящих платежей. Указанные средства не принадлежат предприятию или имеют целевое назначение. Однако, они постоянно находятся у предприятия, которое распоряжается ими по своему усмотрению до момента погашения задолженности.

Кредиты и займы − это предоставленные в долг деньги или товары.

Финансовые ресурсы направляются на финансирование текущих расходов и инвестиций.

Существует следующие направления расходов финансовых ресурсов:

1. капитальные вложения;

2. прирост оборотных средств;

3. прочие материальные затраты;

4. резервы;

5. социально - культурные потребности;

6. денежные выплаты населению;

3. Финансовые ресурсы государства: понятие, формы, источники их формирования и направления использования.

Финансовые ресурсы - доходы и поступления субъектов хозяйствования и государства в лице его органов, которые используются на цели расширенного воспроизводства и на удовлетворение других потребностей. Именно финансовые ресурсы позволяют отделить категорию финансов от категории цены и других стоимостных категорий.

Централизованные финансовые ресурсы выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет).

Они направляются на следующие цели:

а) капиталовложения;

б) увеличение оборотных средств;

в) финансирование НТП;

г) проведение природоохранных мероприятий;

д) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры);

е) прочие аналогичные цели

Источники финансовых ресурсов на макроуровне:

1. ВВП (капитал)

2. Доходы от ВЭД

3. Национальное богатство.

4. Привлеченные ресурсы.

Виды финансовых ресурсов на макроуровне:

1.Кредиты МВФ и других международных организаций, плюс внутренние кредиты Нацбанка РБ.

2. Налоги.

3. Отчисления во внебюджетные фонды.

4. Платежи населения в местный бюджет.

5. Прочие.

5. Финансовая система государства: понятие, структура, принципы организации

Финансовая система представляет совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, каждые из которых характеризуются особенностями в формировании и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовая система призвана решать:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Финансовая система государства является отображением форм и методов конкретного использования финансов в экономике и соответственно к задействованной модели экономики в значительной мере обозначается ею.

Финансовые системы некоторых государств могут отличаться по своей структуре, но они все имеют общий признак – это различные фонды финансовых ресурсов, которые отличаются по методам мобилизации и их использованию, однако тесно связаны между собой, имеют прямое и обратное влияние на экономические и социальные процессы в государстве, а также на формирование и использования фондов финансовых ресурсов в разрезе отдельных звеньев. нефинансового сектора экономики (хозяйствующих субъектов), отдельных финансовых институтов и населения (домохозяйств) для исполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.

Финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, В качестве подсистем финансовой системы могут рассматриваться: казначейская система, фондовый рынок, финансовое право, фондовый рынок, страхование и т.д.

Принципы финансовой системы

1. Гласность – любые нормативные документы, регулирующие финансовые отношения, не могут применяться, если они не опубликованы.

2. независимости

3. равноправие субъектов хозяйствования. На каждого субъекта хозяйствования в равной мере распространяется финансовое законодательство

4. обеспечение социальной справедливости. Это значит политика государства обеспечивает свободную жизнь и свободное развитие человека.

5. Распределение функций в области фин. деятельности между законодательной и исполнительной властью

6. плановости деятельность государства в области финансов осуществляется в соответствии с гос и местными планами

7. Единство финансовой политики и денежной системы Гарантирован конституцией. Это необходимое условие единства экономического пространства

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления.

6. Финансовая система РБ: понятие, характеристика ее сфер и звеньев.

Структура финансовой системы - это совокупность ее элементов и связей между ними. Известно, что государственная финансовая система развитых капиталистических стран включает четыре звена (подсистемы)

1) государственный бюджет;

2) местные финансы;

3) специальные внебюджетные фонды;

4) финансы государственных корпораций.

Финансовая система Республики Беларусь включает в себя сферы:

- общегосударственные (централизованные финансы)

- финансы предприятий, учреждений; организаций (децентрализованные финансы)

- финансовый рынок, служащий для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств и обеспечивающий процесс перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Состав финансовой системы Республики Беларусь характеризуется звеньями.

Основные звенья − это государственный бюджет и финансы субъектов хозяйствования, характеризующиеся обособлением финансовых ресурсов и организационно-правовой основой их формирования.

Общегосударственные финансы представляют систему денежных отношений по формированию централизованных фондов денежных средств и использованию их для выполнения функций государства путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного хозяйствующими субъектами. Выделяют два уровня централизации: республиканский и региональный.

Главным (но не базовым) звеном финансовой системы является государственный бюджет. Через него государство концентрирует и перераспределяет значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, содержания милиции, армии, органов государственной власти, управления и т.д.

Немалое значение в составе общегосударственных финансов имеют внебюджетные фонды. Их наличие обусловлено ограниченностью бюджетных ресурсов и возможностью привлечения дополнительных средств на конкретные цели. К внебюджетным фондам относятся фонд социальной защиты населения и централизованные инновационные фонды.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Базовым, исходным звеном финансовой системы являются финансы предприятий и организаций материального производства, где создается чистый доход - главный источник формирования финансовых ресурсов остальных звеньев финансовой системы.

По отраслевой направленности финансы предприятий материального производства распределяются по следующим звеньям:

- финансы предприятий промышленности;- сельского хозяйства;- строительства;- грузового транспорта;- связи;- торговли и заготовок.

В непроизводственной подсфере различают следующие финансовые звенья:

- финансы образования,культуры и искусства;

- здравоохранения и физической культуры;

- науки и научного обслуживания;

- пассажирского транспорта;

- жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания;

- коммерческих страховых, кредитных и других учреждений;

- общественных организаций;

- обороны страны и др.

Финансовая система строится на принципах независимости, гласности, самофинансирования, обеспечения социальной справедливости.

Наши рекомендации