Обновленческие (или пятидесятнические и харизматические)

Williams, 1:381-413

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

Традиционные

Ott, 192-196

2. Написанные после II Ватиканского собора
1980 McBrien, 1:405-417

Другие работы

Bray, G. L. "Ascension and Heavenly Session of Christ". In NDT, pp. 46, 47.

Craig, William Lane. The Son Rises: The Historical Evidence for the Resurrection of Jesus. Chicago: Moody, 1981.

Fuller, Daniel P. Easter Faith and History. Grand Rapids: Eerdmans, 1965.

Gaffin, Richard В., Jr. Resurrection and Redemption: A Study in Paul's Soteriology. Formerly, The Centrality of the Resurrection: A Study in Paul's Soteriology. Phillipsburg, N.J.: Presbyterian and Reformed, 1978.

Habermas, G. R. "Resurrection of Christ". In EDT, pp. 938-941.

Habermas, G. R., and Anthony Flew. Did Jesus Rise From the Dead? The Resurrec-tion Debate. Edited by Terry L. Miethe. New York: Harper and Row, 1987.

Harris, Murray J. From Grave to Glory: Resurrection in the New Testament, Includ-ing a Response to Norman L. Geisler. Grand Rapids: Zondervan, 1990.

Harris, Murray J. "Resurrection, General". In NDT, pp. 581, 582.

Ladd, George E. / Believe in the Resurrection of Jesus. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.

Macleod, D. "Resurrection of Christ". In NDT, pp. 582-585.

Morison, Frank. Who Moved the Stone? London: Faber and Faber, 1930; reprint, Grand Rapids: Zondervan, 1958.

O' Donovan, Oliver. Resurrection and Moral Order. Leicester: Inter-Varsity Press, 1986.

Ross, A. "Ascension of Christ". In EDT, pp. 86, 87.

Swete, Henry Barclay. The Ascended Christ: A Study in the Earliest Christian Teach-ing. London: Macmillan, 1910.

Tenney, Merrill C. The Reality of the Resurrection. New York: Harper and Row, 1963.

Toon, Peter. The Ascension of Our Lord. Nashville: Thomas Nelson, 1984. Wenham, John. The Easter Enigma. London: Paternoster, 1984.

Отрывок для запоминания

1 Кор. 15:20-23:

Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.

ГЛАВА 28

Должности Христа

Каким образом Христос является Пророком, Священником и Царем?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

В Ветхом Завете у народа Израиля существовало три главных должности: пророк (напр., Нафан, 2 Цар. 7:2), священник (напр., Авиафар, 1Цар. 30:7) и царь (напр., Давид, 4Цар. 5:3). Функции людей, занимавших эти должности, отчетливо различались. Пророк возвещал народу Божье слово, священник совершал жертвоприношения и возносил Богу молитвы и хвалы от имени на-рода, а царь правил народом как представитель Бога. Эти три должности пре-допределили работу Христа в различных направлениях. Поэтому мы можем посмотреть на работу Христа еще раз, имея теперь в виду эти три должности, или категории1. Христос исполнял эти три должности следующим образом: как Пророк, Он открывает нам Бога и произносит Его слово; как Священник, Он приносит Богу жертву от нашего имени, и в то же время Сам является этой жертвой; как Царь, Он возглавляет церковь и правит вселенной. Атеперь об-ратимся к более подробному обсуждению этих должностей.

А. Христос как Пророк

Ветхозаветные пророки возвещали народу Божье слово. Первым великим пророком был Моисей, который написал первые пять книг Библии, Пятикни-жие. После Моисея появился целый ряд других пророков, которые произно-сили и записывали слова Бога2. Но Моисей предсказал, что однажды придет пророк, подобный ему самому.

1 Жан Кальвин (1509—1564) был первым крупным богословом, применившим эти категории к работе Христа (см. его Institutes of the Christian Religion, Book 2, Chapter 15). Эти категории были восприняты многими последующими богословами как полезный инструмент, содействующий пониманию различных аспектов работы Христа.

2 См. обсуждение письменной фиксации книг ветхозаветного канона в гл. 2.

Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, — Его слушайте; так как ты просил у Господа, Бога твоего... И сказал мне Господь... Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему (Втор. 18:15-18).

Однако, читая Евангелие, мы видим, что Иисус не рассматривается в пер-вую очередь как обычный пророк или пророк, подобный Моисею, хотя неко-торые упоминания действительно создают такое впечатление. Те, кто назы-вал Иисуса «пророком», обычно очень мало о Нем знали. Например, одни при-нимали Его «за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков» (Мф. 16:14; ср.: Лк. 9:8). Когда Иисус воскресил из мертвых сына вдовы из Наина, люди в страхе говорили: «Великий пророк вое-стал между нами» (Лк. 7:16). Когда Иисус рассказал самарянке у колодца кое-что о ее прошлом, она ответила: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4:19). Но тогда она еще ничего о Нем не знала. Такой же была реакция слепого, исце-ленного в храме: «Это пророк» (Ин. 9:17; заметьте, что он поверил в мессиан-ство и божественность Иисуса только после беседы с Иисусом, ст. 35—38)3. Таким образом, слово «пророк» не является основным или часто употребляе-мым по отношению к Иисусу определением.

Тем не менее еще была жива надежда на появление Пророка, подобного Моисею (Втор. 18:15,18). После того как Иисус насытил множество людей пятью хлебами и двумя рыбами, некоторые воскликнули: «Это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин. 6:14; ср.: 7:40). Петр также на-зывает Христа пророком, предсказанным Моисеем (см.: Деян. 3:22—24, где цитируется Втор. 18:15).Таким образом, Иисус—действительно пророк, пред-сказанный Моисеем.

Следует, однако, отметить, что в посланиях Иисус никогда не именуется пророком. Это особенно бросается в глаза в начале Послания к Евреям, по-скольку, если бы автор хотел определить Иисуса как пророка, для этого там была прекрасная возможность. Он начинает словами «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне» (Евр. 1:1,2). Затем, заканчивая раздел, посвященный превосходству Сына (гл. 1,2), автор не призывает считать Иисуса величай-шим из всех пророков, а говорит: «Итак, братия святые, участники в небес-ном звании, уразумейте Посланника и Первосвященника исповедания на-шего, Иисуса Христа» (Евр. 3:1).

3 В Л к. 24:19 два путника на дороге в Эммаус также называют Иисуса «пророком», причисляя Его к широкой категории религиозных лидеров, посланных Богом, — вероят-но, ради незнакомца, который, как они полагали, ничего не знал о событиях, связанных с жизнью Иисуса.

Почему новозаветные послания избегают называть Иисуса пророком? Очевидно потому, что, хотя Иисус действительно является пророком, пред-сказанным Моисеем, Он значительно превосходит любого из ветхозаветных пророков в двух отношениях:

1. Он — Тот, Кому были посвящены ветхозаветные пророчества. Беседуя с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус разъяснил им весь Ветхий Завет, показав, каким образом пророчества указывали на Него: «И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27). Он сказал этим ученикам, что они «медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки», и показал, что «надлежало постра-дать Христу и войти в славу» (Лк. 24:25,26; ср.: 1 Пет. 1:11, где говорится о том, что ветхозаветные пророки предвозвещали «Христовы страдания и по-следующую за ними славу»). Таким образом, ветхозаветные пророки предве-щали Христа в своих писаниях, а новозаветные апостолы вспоминали Христа и истолковывали Его жизнь на благо церкви.

2. Иисус был не просто вестником, передающим послание от Бога (как все остальные пророки), а Самим источником Божьего откровения. Вместо того чтобы, подобно всем остальным ветхозаветным пророкам, говорить «Было ко мне слово Господне», Иисус начинает Свое божественное учение удиви-тельными словами: «Я говорю вам» (Мф. 5:22 и др.). Слово Господне посещало ветхозаветных пророков, тогда как Иисус говорил от Своего имени, как пред-вечное Слово Бога (Ин. 1:1), в совершенстве являющее нам Отца (Ин. 14:9; Евр. 1:1,2).

Принимая во внимание, что в широком смысле понятие «пророк» обо-значает того, кто открывает нам Бога и произносит Его слово, Христос, несо-мненно, является истинным Пророком. По существу, Он Тот, Кого все ветхо-заветные пророки предвосхищали своими речами и действиями.

Б. Христос как Священник

В Ветхом Завете священники утверждались Богом для совершения жерт-воприношений. Кроме того, они возносили молитвы и хвалы Богу от имени народа. Этим они «освящали» народ, делая его достойным вступления в Бо-жественное присутствие, правда, с определенными ограничениями. В Новом Завете нашим великим Первосвященником стал Иисус. Эта тема всесторон-не раскрыта в Послании к Евреям, где Иисус предстает перед нами в роли Священника.

/. Иисус приносит истинную жертву за грех. Жертвой, которую Иисус при-нес за грехи, была не кровь животных, таких, как тельцы и козлы: «Ибо не-возможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр. 10:4). Вмес-то этого Иисус принес Самого Себя, как истинную жертву: «Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею» (Евр. 9:26). Это была совершенная и окончательная жертва, которой не суждено повто-риться, — тема, часто акцентируемая автором Послания к Евреям (см. 7:27; 9:12,24—28; 10:1,2,10,12,14; 13:12). Таким образом, в Иисусе исполнились все надежды, которые были связаны не только с ветхозаветными жертвами, но и с жизнью и действиями священников, приносивших их: Он был и жертвой, и Священником, совершавшим жертвоприношение. Ныне мы имеем в лице Иисуса «Первосвященника великого, прошедшего небеса» (Евр. 4:14), Ко-торый предстает «за нас пред лице Божие» (Евр. 9:24), ибо Он принес жертву, которая навсегда покончила с необходимостью совершать какие-либо жертвоприношения.

2. Иисус постоянно открывает нам доступ к Богу. Ветхозаветные священ-ники не только совершали жертвоприношения, но и символически вступали время от времени в Божественное присутствие от имени народа. Но Иисус делает гораздо больше. Будучи нашим великим Первосвященником, Он постоянно вводит нас в Божественное присутствие, вследствие чего мы боль-ше не нуждаемся в посещении Иерусалимского храма или в наличии священ-ства, стоящего между нами и Богом. При этом Иисус входит не во внутрен-нюю часть (святая святых) земного Иерусалимского храма, а в небесный эк-вивалент святая святых, в присутствие Самого Бога на небе (Евр. 9:24). Поэтому мы имеем надежду, «которая для души есть как бы якорь безопас-ный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек» (Евр. 6:19,20). Это озна-чает, что мы имеем огромное преимущество по сравнению с теми, кто жил во времена Ветхого Завета. Они не имели права входить даже в первое помеще-ние храма, «святое», ибо туда имели доступ только священники. А во внут-реннее помещение храма, святая святых, мог входить только первосвящен-ник, да и то лишь один раз в году (Евр. 9:1—7). Но когда Иисус принес истин-ную жертву за грехи, завеса, отделявшая в храме святая святых, разорвалась сверху донизу (Лк. 23:45), символизируя этим земным событием, что смерть Иисуса открыла доступ к Богу на небе. Вот почему автор Послания к Евреям может дать всем верующим это удивительное напутствие:

Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса... и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою» (Евр. 10:19—22).

Иисус открыл нам доступ к Богу, чтобы мы могли постоянно входить в Бо-жественное присутствие без страха, но с «дерзновением» и с «полною верою».

3. Иисус как Священник постоянно молится за нас. Другой обязанностью священников в Ветхом Завете было вознесение молитв от имени народа. Ав-тор Послания к Евреям говорит, что Иисус исполняет и эту функцию: «Посе-му и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:25). На это указывает и Павел, гово-ря, что Христос Иисус «ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).

Некоторые утверждают, что акт священнического ходатайства свидетель-ствует только о пребывании Иисуса перед лицом Отца в качестве постоянно-го напоминания о том, что Он расплатился за наши грехи. Согласно этому воззрению, Иисус не передает Богу-Отцу молитвы о наших нуждах, а «хода-тайствует» только в том смысле, что пребывает перед лицом Бога как пред-ставляющий нас Первосвященник.

Думается, однако, что эта точка зрения противоречит характеру языка, использованного в Рим. 8:34 и Евр. 7:25. В обоих случаях глагол «ходатай-ствовать» является переводом греческого понятия έντυγχόνω. Этослово озна-чает не просто «выступать в качестве чьего-то представителя перед другим лицом», а имеет вполне определенный смысл — «обращаться к кому-либо с просьбой». Например, Фест использует это слово, обращаясь к царю Агрип-пе: «Вы видите того, против которого все множество Иудеев приступали ко мне» (Деян. 25:24). Павел также использует это слово по отношению к Илии, кото-рый «жалуется Богу на Израиля» (Рим. 11:2). В каждом из этих примеров просьбы весьма конкретны, и просители выступают не просто как «предста-вители»4.

Таким образом, мы приходим к заключению, что и Павел, и автор Посла-ния к Евреям говорято том, что Иисус постоянно пребывает передлицом Бога, чтобы передавать Ему конкретные просьбы от нашего имени. Это такая роль, которую может исполнять только Иисус, как Богочеловек. Хотя Бог может заботиться обо всех наших нуждах путем непосредственного наблюдения (Мф. 6:8), в отношениях с человеческим родом Богу угодно действовать в от-вет на молитвы, вероятно, по той причине, что проявляемая в молитвах вера прославляет Его. Молитвы мужчин и женщин, созданных по Его образу, до-ставляют Богу особую радость. Во Христе за нас молится и тем самым посто-янно прославляет Бога истинный, совершенный человек. Благодаря этому че-ловечество возносится на небывалую высоту: «Ибо един Бог, един и посред-ник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим. 2:5).

4 Примеры использования слова έντυγχένω в значении «обращаться с просьбой» встречаются и в литературе вне Нового Завета. См., напр.: Прем. 8:20 («Я обратился к Господу и молился Ему»); 1 Мак. 8:32; 3 Мак. 6:34 («Потом они предстали царю и просили отпустить их в домы); 1 Клим. 56:1; Послание Поликарпа Филиппийцам 4:3; Иосиф Фла-вий, «Иудейские древности», 12:18; 16:170 (иудеи Киринеи жалуются Марку Агриппе на людей, незаконно собирающих налоги). Можно найти и другие примеры (ср. также: Рим. 8:27, где использовано родственное слово, ст. 26).

Но если бы Иисус обладал только человеческой природой, Он, разумеет-ся, не смог бы быть великим Первосвященником для Своего народа во всем мире. Он бы не слышал молитв людей, живущих слишком далеко, или мо-литв, произносимых про себя. Он бы не слышал все молитвы одновременно (ибо на земле в каждый отдельный момент Ему молятся миллионы людей). Поэтому, чтобы быть совершенным Первосвященником, ходатайствующим за нас, Ему необходимо быть не только человеком, но и Богом. Ему необходи-мо быть Тем, чья божественная природа позволяет знать все и сообщать обо всем Богу. Но, поскольку Он стал человеком и продолжает оставаться челове-ком, у Него есть право представлять нас перед Богом, и Он может выражать Свои просьбы сточки зрения сострадательного Первосвященника, знающе-го по собственному опыту, как нам нелегко.

Следовательно, Иисус — единственный во всей вселенной и в вечности, Кто способен быть небесным Первосвященником, — истинным Богом и ис-тинным человеком, вознесенным навеки над миром.

Мысль о том, что Иисус постоянно молится за нас, служит нам великой поддержкой. Он постоянно молится за нас в согласии с волей Отца, поэтому мы знаем, что Его просьбы будут удовлетворены. Беркхоф говорит:

Какое утешение знать, что Христос молится за нас, даже если мы проявляем нерадивость в своей молитвенной жизни, что Он представ-ляет Отцу наши духовные нужды, которые мы не осознаем или забыва-ем упомянуть в своих молитвах, и что Он молится о нашей зашите от опасностей, о которых мы даже не подозреваем, и от врагов, угрожаю-щих нам, хотя мы их не замечаем. Он молится, чтобы наша вера не оску-девала и чтобы в конце мы вышли победителями5.

В. Христос как Царь

В Ветхом Завете царь наделен властью править народом Израиля. В Но-вом Завете Иисус родился, чтобы стать Царем Иудейским (Мф. 2:2), но Он отвергал любые попытки людей сделать Его земным царем, обладающим во-енной и политической властью (Ин. 6:15). Он сказал Пилату: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин. 18:36). И все же Иисус действительно имел царство, о приближении которого говорил в Своих проповедях (Мф. 4:17,23; 12:28 и др.). Он действительно Царь нового Божьего народа. Так, Иисус не стал упрекать Своих учеников, восклицавших при Его торжественном въезде в Иерусалим: «Благословен Царь, грядущий во имя Господне!» (Лк. 19:38; ср.: ст. 39,40, а также Мф. 21:5; Ин. 1:49; Деян. 17:7).

5 Berkhof, Systematic Theology, p. 403.

По воскресении Иисус был наделен Богом-Отцом значительно большей властью — над церковью и над вселенной. Бог возвысил Его, «посадив одес-ную Себя на небесах, превыше всякого начальства и власти, и силы и господ-ства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви» (Εφ. 1:20—22; Мф. 28:18; 1 Кор. 15:25). Эта власть над церковью и над вселенной будет более полно осознана людьми, когда Иисус возвратится на землю, чтобы цар-ствовать в силе и великой славе (Мф. 26:64; 2 Фес. 1:7—10; Отк. 19:11—16). В тот день Его признают как «Царя царей и Господа господствующих» (Отк. 19:16), и перед Ним преклонится всякое колено (Флп. 2:10).

Наши рекомендации