И накажу ее за дни служения Ваалам, когда она кадила им и, украсив себя серьгами и ожерельями, ходила за любовниками своими, а Меня забывала, говорит Господь

Ос. 2:13

Хотя существует только один Бог и только одна истинная вера, именно та, которой учит Библия, наш мир, отступившийся от Бога (Рим. 1:18-2 5), всегда изобиловал различными религиями; так что вековая тяга к синкретизму (практика, при которой различные аспекты одной религии усваиваются другой так, что меняются обе) еще с нами. Более того, в наши дни, благодаря возобновлению теоретических изысканий в русле мистического единства религий и процветанию популярного учения Новой эры, эклектически соединившего в себе элементы восточной и западной традиций, синкретизм проявляется особенно ярко.

Синкретизм противостоит истинной вере не впервые. После завоевания Ханаана Израиль постоянно впадал в искушение дополнить служение Яхве хананейским поклонением богам и богиням плодородия, а также сделать изображения Самого Яхве - и то и другое означало преступление Закона (Исх. 20:3-6). Сущность духовной проблемы заключалась в следующем: будут ли израильтяне помнить о том, что Яхве, их Бог по завету, совершенно достаточен для них, и более того, требует от них особой, исключительной верности, так что поклонение другим богам считает духовным прелюбодеянием (Иер. 3; Иез. 16; Ос. 2). Этого испытания Израиль по большому счету не выдержал.

Синкретизм был точно так же широко распространен и одобряем в первом веке на территории Римской империи, где бытовал политеизм и процветали всевозможные культы. Христианские проповедники упорно боролись за чистоту веры с гностицизмом (разновидностью теософии, которая не нуждалась в воплощении Христа и искуплении, поскольку ее приверженцы находили проблему человека не в грехе, а в неведении), а позднее с неоплатонизмом и манихейством, поскольку они, подобно гностицизму, рассматривали спасение главным образом как отделение от физического мира. Эта борьба со стороны христианства велась сравнительно успешно, так что выработанные им формулировки классических догматов Троицы и воплощения являются частью его неизменного наследия.

Писание сурово обличает грех поклонения идолам. Идолы выставляются на посмешище как вводящие в заблуждение ничтожества (Пс. 113:12-15; Ис. 44:9-20), хотя они и ведут своих поклонников в рабство не рассуждающего преклонения (Ис. 44:20), что является изменой Богу (Иер. 2); и Павел добавляет к этому, что бесы действуют через идолов, вот почему они становятся воистину опасными в духовном отношении, так что общение с идолами не может не считаться развратом (1 Кор. 8:4-6; 10:19-21). В условиях постхристианской культуры Запада, которая готова заполнить духовный вакуум, ощущаемый людьми, благосклонным отношением к синкретизму, колдовству и оккультной практике, библейские предупреждения, направленные против идолослужения, следует принимать со всей серьезностью (ср. 1 Кор. 10:14; 1 Ин. 5:19-21).

АНГЕЛЫ

НЕБЕСНЫЕ ПОСЛАННИКИ - ОРУДИЕ В РУКАХ БОЖЬИХ

И сказал я: кто они, господин мой? И сказал мне Ангел, говоривший со мною: я покажу тебе, кто они. И отвечал муж, который стоял между миртами, и сказал: это те, которых Господь послал обойти землю.

Зах. 1:9-10

Словом "ангелы" (греч. "вестники") обозначается особый род разумных существ, созданных Богом (другим родом является человеческий). Библия говорит нам, что ангелов сонмы (Мф. 26:53; Отк. 5:11). Это мыслящие, наделенные духовной природой существа, бесплотные и обычно невидимые, хотя иногда они действуют видимо для людей, принимая облик, напоминающий физические формы (Быт. 18:2-19:22; Ин. 20:10-14; Деян. 12:7-10). Они не вступают в брак и не подвержены смерти (Мф. 22:30; Лк. 20:35-36). Они способны перемещаться в пространстве, и легион их может занять совсем немного места (см. Лк. 8:30, где речь идет о падших ангелах).

Подобно человеческим существам, ангелы вначале подверглись испытанию, и некоторые из них впали в грех. Сонмы их, прошедшие это испытание, теперь, очевидно, утверждены в состоянии святости и бессмертной славы. Ангелы, как небожители (Мф. 18:10; 22:30; Отк. 5:11), постоянно славословят Бога (Пс. 102:20-21; 148:2) и спускаются с небес для исполнения Божьих намерений, чтобы служить христианам (Евр. 1:14). Речь идет о "святых" и "избранных" ангелах (Мф. 25:31; Мк. 8:38; Лк. 9:26; Деян. 10:22; 1 Тим. 5:21; Отк. 14:10), которым действие Божьей благодати, творимое через Христа, ныне демонстрирует мудрость и славу Божью, неведомые им раньше.

Святые ангелы охраняют христиан (Пс. 33:8; 90:11-12), особенно детей (Мф. 18:10), и постоянно надзирают за церковью Бога на земле (1 Кор. 11:10). Надо понимать так, что эти ангелы более сведущи в божественном, чем люди (Мк.13:32), и служат тем верующим, что отходят в вечность (Лк. 16:22), хотя подробности относительно любого из этих служений нам неведомы. Чтобы подчеркнуть значимость ангелов, укажем, что в то время, как мир наблюдает за христианами, надеясь увидеть их падение, святые ангелы наблюдают за христианами в надежде увидеть торжество благодати в их жизни.

Непостижимый "Ангел Господень" или "Ангел Божий", часто появляющийся в древней ветхозаветной истории и временами отождествляемый с Богом, а иногда отличающийся от Него (Быт. 16:7-13; 18:1-33; 22:11-18; 24:7, 40; 31:11-13; 32:24-30; 48:15-16; Исх. 3:2-6; 14:19; 23:20-23; 32:34-33:5; Чис. 22:22-35; Иис. Н. 5:13-15; Суд. 2:1-5; 6:11-23; 9:13-23), в определенном смысле есть Сам Бог, действующий в качестве вестника Самого Себя, так что обычно Его рассматривают как явление Бога-Сына прежде воплощения.

Обращают на себя внимание ангельские деяния в решающие моменты истории, совершающейся по Божьему замыслу спасения (во дни патриархов, во время исхода и основания закона, в период плена и восстановления, а также рождества, воскресения и вознесения Иисуса Христа); деятельность ангелов будет выдающейся также и во время второго пришествия Христа (Мф. 25:31; Мк. 8:38).

БЕСЫ

СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННЫЕ ВРАГИ БОГА

Наши рекомендации