Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь

Иер. 23:24

Бог присутствует всюду; и все же не следует полагать, что Он заполняет Собой все пространство, поскольку Бог не имеет физических измерений. Он наполняет все вещи только как чистый дух, что связано с тем Его внутренним свойством, которого нам, вздыхающим под бременем своей телесной оболочки, понять невозможно. Одно тем не менее очевидно - Бог присутствует всюду во всей полноте Своего бытия и могущества, так что души нуждающиеся, молясь Ему, в любом месте находят одинаковую полноту Его безраздельного внимания. Бог вездесущ и потому способен в одно и то же время уделять внимание миллионам людей. Убежденность в том, что Бог вездесущ, отражена в Пс. 138:7-10; Иер. 23:23-24; Деян. 17:24-28. И в словах Павла, говорящего о восшедшем Христе как о наполняющем все (Еф. 4:10), повсеместная доступность Христа в полноте Его силы выступает, несомненно, одной из сторон того учения, что освещено выше. Надо сказать, что ныне Отец, Сын и Святой Дух одинаково вездесущи, хотя личное присутствие прославленного Сына является не физическим (телесным), а духовным (при посредстве Святого Духа).

"Знаю, что Ты все можешь и что намерение Твое не может быть остановлено" (Иов. 42:2). Так Иов свидетельствует о всемогуществе Бога. На деле всемогущество премудрого и благого Бога - это власть творить все, что Он желает. Отсюда не следует, что Бог может делать буквально все: Он не способен грешить, лгать, переменить Свою природу или отречься от требований Своей святости (Чис. 23:19; 1 Цар. 15:29; 2 Тим. 2:13; Евр. 6:18; Иак. 1:13, 17); Он не может решить проблемы "квадратуры круга", ибо понятие квадратного круга внутренне противоречиво; Он не может исчезнуть, отменить Свое бытие. Однако все Свои желания и обетования Он может исполнить и всенепременно исполняет.

Разве преувеличивал Давид, говорящий: "Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь - твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой - скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое" (Пс. 17:2-3)? Разве преувеличивал другой псалмопевец, восклицавший: "Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах..." (Пс. 45:2)? Нет, поскольку им было известно, что Бог вездесущ и всемогущ. Познание Божьего величия (вездесущность и всемогущество Бога, по существу, и составляют Его величие), разумеется, порождает великую веру и хвалу.

ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ

НА ВСЕ ЕСТЬ ВОЛЯ БОЖЬЯ

Я возлюбил вас, говорит Господь. А вы говорите: "в чем явил Ты любовь к нам?" - Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его - шакалам пустыни.

Мал. 1:2-3

Более сорока авторов, написавших шестьдесят шесть книг Библии, в течение приблизительно пятнадцати веков рассматривали себя и своих читателей как заинтересованных исполнителей верховной воли Бога в отношении этого мира, Его намерения, повлекшего за собой творение, и замысла, который, как ни препятствовал ему грех, делом искупления Христова ныне восстанавливается. По сути, это намерение Божье являлось и является проявлением вечной любви между Богом и Его творениями, наделенными разумом; любви, которую они выказывают Богу посредством поклонения, хвалы, благодарности, почитания, прославления и служения; и любви, которую выказывает Бог Своим возлюбленным, даря им общение, радость, награждая различными дарами.

Библейские писатели обращались к делам прошлым, чтобы содействовать Божьему замыслу искупления поврежденной грехом земли, и к делам грядущим в день завершения этого замысла, когда планета будет воссоздана в невообразимой славе (Ис. 65:17-25; 2 Пет. 3:10-13; Отк. 21:1 - 22:5). Библейские авторы провозглашали Бога всемогущим Создателем и Избавителем и много писали о многогранной благодатной деятельности Бога в истории с целью сохранения для Себя народа, многочисленного общества, которое обеспечит осуществление исходного намерения Бога дарить и обретать любовь. Библейские авторы настаивали на том, что Бог, доказавший к тому моменту, когда они писали книги, Свою абсолютную власть в осуществлении Своего замысла, непременно продолжит и, действуя согласно Своей воле, завершит дело искупления. Именно к этой системе взглядов (Еф. 1:9-14; 2:4-10; 3:8-11; 4:11-16) и относится вопрос о предопределении.

Слово "предопределение" часто и в разных ситуациях используется для указания на предопределение Богом всех событий мировой истории в прошлом, настоящем и будущем. Такое словоупотребление абсолютно допустимо. Однако в Писании и традиционном богословии слово "предопределение" означает конкретное решение Бога, принятое Им в вечности до сотворения мира и его обитателей в отношении неотвратимой участи каждого из грешников в отдельности. По сути дела, в Новом Завете слово "предопределение", или "избрание" (что одно и то же), употребляется лишь в смысле избрания Богом тех или иных грешников в отдельности для спасения и вечной жизни (Рим. 8:29; Еф. 1:4-5, 11) (В Писании говорится об избрании в нескольких различных смыслах. Еврейское слово "bachar" и греческое "eklegomai" - приблизительно равнозначные термины. В Новом Завете глагол "protitei", переводимый как предопределение, не подразумевает конкретных конечных результатов. Так же, как и существительное "protesis", этот глагол относится к планированию, намерению или решению. - Примеч. ред.). Тем не менее есть много указаний и на то, что Писание свидетельствует о предопределении Богом окончательной участи также тех, кто не будет спасен (Рим. 9:6-29; 1 Пет. 2:8; Иуд. 4), поэтому протестантское богословие обыкновенно говорит о Божьем предопределении, имея в виду оба решения Бога: одних спасти от греха (избрать к спасению), а других за грех осудить (предопределить к погибели).

На вопрос: "На каком основании Бог избрал людей к спасению?" иногда следует такой ответ: "Бог предвидел, что некоторые люди, услышав Благую весть, изберут Христа своим Спасителем". В этом толковании предопределения предведение выступает в роли пассивного предвидения Богом того, что будут делать люди, исключая предопределение их действий. Однако

а) Предузнать в Рим. 8:29; 11:2 (ср. 1 Пет. 1:2 и 1:20, где NIV дает перевод греч. предведение как "избрание") означает "предвозлюбить" и "предназначить", так что здесь вовсе не имеется в виду посторонний наблюдатель, предвосхищающий нечто, случающееся само собой.

б) Поскольку все люди по природе мертвы во грехе (то есть отчуждены от жизни Божией и невосприимчивы к Его призванию), то никто из услышавших Благую весть не может прийти к покаянию и обретению веры Христовой, если не произойдет его духовного оживотворения, что может произвести только Бог (Еф. 2:4-10). Иисус сказал: "...никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего" (Ин. 6:65, ср. 44; 10:25-28). Грешники избирают Христа только потому, что Бог предызбрал их и побудил к этому, обновив их сердца.

Хотя все деяния человеческие свободны в смысле самостоятельности, ни одно из них не свободно от Божьей власти согласно Его предвечной воле и предназначению.

Вот почему христианам следует благодарить Бога за свое обращение, уповая на то, что Он сохранит их в благодати, в которую призвал их, и ожидая с уверенностью Его торжества согласно Его замыслу.

ТРОИЦА

ЕДИНЫЙ БОГ СУЩЕСТВУЕТ В ТРЕХ ЛИЦАХ

Наши рекомендации