А. Определение систематического богословия
Что такое систематическое богословие? Было предложено много разно-образных определений, однако в этой книге будет использоваться следующее: систематическое богословие — это любое исследование применительно к любой теме, которое дает ответ на вопрос: чему в целом Библия учит нас сегодня?1
Это определение показывает, что систематическое богословие подразу-мевает подбор и осмысление всех важных отрывков из Библии, касающихся той или иной темы, а затем ясное изложение содержащегося в них учения, что-бы нам стало понятно, во что нам следует верить в рамках исследуемого во-проса.
1 Это определение заимствовано у профессора Джона Фрейма (John Frame), кото-рый сейчас преподает в Вестминстерской семинарии в Эскондидо, Калифорния, и под чьим руководством я имел честь заниматься исследовательской работой в 1971—1973 гг. (в Вестминстерской семинарии в Филадельфии). Хотя нельзя сказать, что я обязан ему абсолютно всем, все же здесь уместно поблагодарить его и сказать, что он, возможно, более чем кто-либо другой повлиял на мои богословские воззрения, особенно в том, что касается представления о систематическом богословии и об учении о Слове Божьем. Многие из его бывших студентов увидят на страницах этой книги влияние его взглядов, особенно во всем, что касается упомянутых тем.
/. Связь с другими дисциплинами. Таким образом, в этой книге основное внимание будет уделяться не историческому богословию (историческому ис-следованию подходов к тем или иным богословским проблемам, которыми занимались христиане различных эпох), и не философскому богословию (изу-чению богословских вопросов методами философского исследования вне свя-зи с Библией и изучению Бога, исходя из наблюдения мира), и не апологетике (защите истинности христианской веры ради убеждения неверующих). Эти три направления, которыми христианам также следует заниматься, иногда включаются в более широкое определение термина систематическое богосло-вие. В отдельных частях этой книги содержится исторический, философский и апологетический материал. Ведь изучение истории позволяет нам ознако-миться с теми взлетами и падениями, которые сопутствовали изучению Биб-лии; изучение философии позволяет понять правильные и неправильные мо-дели мышления, свойственные нашей культуре и другим культурам; изучение апологетики вооружает нас учением Писания против критики, выдвигаемой неверующими. Однако эти сферы исследования не являются основными в данной работе. Основное здесь — это сам текст Библии, и цель работы — осмысление того, что сама Библия говорит на ту или иную тему.
Если кто-то предпочитает употреблять термин «систематическое богосло-вие» в более широком смысле, чем то значение, которое было определено выше, то это не меняет сути вопроса2. Те, кто пользуется более узким определением, согласятся, что прочие сферы исследования также очень важны для понима-ния систематического богословия, а те, кто использует более широкое опре-деление, безусловно, согласятся с тем, что историческое богословие, философ-ское богословие и апологетика могут не участвовать в процессе выбора и син-теза всех важных отрывков из Писания по той или иной теме. Кроме того, хотя исторические и философские исследования способствуют нашему осмыслению богословских вопросов, только Писание обладает высшим ав-торитетом в определении того, во что мы верим3, и потому вполне правильно прилагать определенные усилия именно к процессу анализа учения самого Писания.
2 Гордон Льюис и Брюс Демарест создали новый термин — «интегрированное бого-словие» — для обозначения систематического богословия в этом более широком значе-нии; см. их замечательный трехтомный труд: Gordon Lewis and Bruce Demarest, Integrative Theology (Grand Rapids: Zondervan, 1987—1994). Для каждого учения они анализируют исторические альтернативы и важные отрывки из Библии, дают связное краткое изло-жение учения, отвечают на философскую критику и разъясняют практическое приме-нение.
3 Чарлз Ходж говорит: «Писание содержит в себе все богословские сведения» (см.: Charles Hodge, Systematic Theology, 1:15). Он доказывает, что идеи как результат интуи-ции, наблюдения или опыта могут быть значимы для богословия только в том случае, если они подтверждаются учением Писания.
Систематическое богословие в том виде, в каком мы его определили, от-личается также от ветхозаветного богословия, новозаветного богословия и биб-лейского богословия. В рамках этих отраслей исследуемые темы располагают-ся по историческому принципу и в том порядке, как они представлены в Биб-лии. Таким образом, ветхозаветный богослов может поставить вопрос следующим образом: «Чемуучит Второзаконие о молитве?», или: «Чему учит Псалтирь о молитве?», или даже: «Чему весь Ветхий Завет учит нас о молитве и как это учение развивалось в процессе написания Ветхого Завета?» В рам-ках новозаветного богословия исследователь может спросить: «Чемуучит нас Евангелие от Иоанна о молитве?», или: «Чему учит Павел о молитве?», или даже: «Чему весь Новый Завет учит нас о молитве, и как это учение развива-ется в Новом Завете?»
Термин «библейское богословие» в богословских исследованиях имеет специальное значение. Это обширная категория, которая включает в себя как ветхозаветное богословие, так и новозаветное богословие в том значении, в котором мы определили их выше. Особое внимание в библейском богословии уделяется конкретным авторам и разделам Писания, а также месту каждого учения в процессе исторического развития Писания4. Вполне можно поста-вить вопрос так: «Каким образом развивалось учение о молитве в историчес-кой перспективе, сначала в истории Ветхого, а затем Нового Заветов?» Ко-нечно, подобный вопрос очень близок к вопросу типа: «Чему Библия в целом учит нас о молитве?» (который относился бы к систематическому богословию в нашем определении). Таким образом, становится очевидно, что границы между различными дисциплинами часто пересекаются, и отдельные состав-ные части одной сферы исследования принадлежат также и другой сфере. И все же между ними сохраняются различия. Так, например, библейское бого-словие прослеживает историческое развитие учения и влияние той или иной эпохи на понимание и применение данного учения. Оно акцентирует свое вни-мание также на том, каким образом понимали то ил и иное учение библейские авторы и их первые слушатели.
С другой стороны, систематическое богословие использует материал биб-лейского богословия и часто основывается на результатах исследований, про-веденных в его рамках. Иногда, особенно в тех случаях, когда для выяснения учения требуется особенная тщательность и скрупулезность, систематичес-кое богословие даже пользуется методами библейского богословия, анализи-руя развитие учения с учетом исторического контекста Писания. Однако осно-вной акцент систематического богословия остается иным: оно сосредоточи-вается на выявлении и анализе всех отрывков Писания, имеющих отношение ктой или иной теме. Таким образом, систематическое богословие может по-ставить вопрос следующим образом: «Чему Библия в целом учит нас о молит-ве?» Систематическое богословие стремится изложить учение Писания в крат-кой, внятной и отточенной форме.
4 Термин «библейское богословие» может показаться вполне подходящим для того процесса, который я назвал «систематическим богословием». Однако его уже достаточ-но широко используют для обозначения исследования исторического развития того или иного учения в Библии, поэтому называть «библейским богословием» то, что я называю «систематическим богословием», означало бы вносить путаницу в рассуждение.
2. Практическое применение. Кроме того, систематическое богословие ак-центирует внимание на такой формулировке учения, которая будет понятна современным христианам. Иногда это подразумевает употребление терминов, которые использовались не каким-либо конкретным библейским автором, а появились в результате анализа той или иной темы. Например, термины «Трои-ца», «воплощение» и «божественность Христа» не встречаются в Библии, они возникли как результат суммирования библейских понятий.
По нашему определению, систематическое богословие изучает то, «чему учит нас Библия в наши дни», следовательно, практическое применение уче-ния — это необходимая часть комплекса задач, стоящих перед систематичес-ким богословием. То или иное учение рассматривается в свете его практичес-кой ценности для христианской жизни. Нигде в Писании мы не находим уче-ния, излагаемого ради него самого, вне связи с жизнью. Библейские авторы соотносят свои учения с тем, как они применяются в жизни. Поэтому, читая эту книгу, вы вскоре обнаружите, что ваша христианская жизнь стала намно-го богаче; в противном случае, если не будет личного духовного роста, можно будет сказать, что либо книга не смогла осветить все должным образом, либо не изучена так, как следовало бы.
3. Систематическое богословие и неорганизованное богословие. Если мы пользуемся этим определением систематического богословия, то становится ясно, что на самом деле большинство христиан занимаются систематичес-ким богословием (или, по крайней мере, произносят утверждения, относящие-ся к систематическому богословию) по несколько раз в неделю. Например: «Библия учит, что все, кто верит в Иисуса Христа, спасутся»; «Библия учит, что Иисус Христос — это единственный путь к Богу»; «Библия учит, что Иисус возвратится вновь». Все эти высказывания являются кратким изложением того, что говорится в Писании, и тем самым — высказываниями, относящи-мися к систематическому богословию. Каждый раз, когда христианин гово-рит что-либо такое, что утверждает Библия в целом, он занимается «система-тическим богословием» (в нашем определении), размышляя на различные темы и отвечая на вопрос: «Чему Библия в целом учит нас сегодня?»5
5 См.: Robert L. Reymond, "The Justification of Theology with a Special Application to Contemporary Christology", in Nigel M. Cameron, ed., The Challenge of Evangelical Theology: Essays in Approach and MethodXEdinburgh: Rutherford House, 1987), pp. 82—104. Роберт Л. Реймонд приводит многочисленные примеры из Нового Завета, где тот или иной вывод основывается на подобном поиске подтверждения по всему Писанию: Иисус в Лк. 24:25—27 (и в других местах); Аполлос в Деян. 18:28; иерусалимский совет в Деян. 15; Павел в Деян. 17:2,3; 20:27; и все Послание к Римлянам. К этому списку можно было бы добавить Евр. 1 (о божественном сыновстве Христа), Евр. 11 (о природе подлинной веры) и многие другие отрывки из посланий.
Чем же отличается эта книга от того «систематического богословия», ко-торым занимается большинство христиан? Во-первых, библейские темы рас-сматриваются в ней в строго организованном порядке, так что каждый вопрос подвергается подробному рассмотрению. Такая структура обеспечивает гарантии серьезного анализа каждой конкретной темы, поскольку каждое учение может быть подвергнуто сравнению с прочими, чтобы убедиться в последова-тельном методологическом подходе и в отсутствии противоречий в связях меж-ду разными учениями. Подобный метод помогает также равномерно изучать взаимодополняющие учения: например, совместно рассматриваются учения о божественной и человеческой природе Христа, о всевластии Бога и об ответ-ственности человека, так чтобы не возникало ошибок, обусловленных выде-лением лишь одного аспекта из полной библейской концепции.
Прилагательное «систематический» в словосочетании «систематическое богословие» следует понимать как «тщательно тематически организованный», подразумевая, что рассматриваемые темы будут расположены должным обра-зом и в их состав войдут основные учения Библии. «Систематический» следу-ет воспринимать как противоположность «случайному» или «неорганизован-ному». В рамках систематического богословия темы рассматриваются упоря-доченно, т. е. «систематически».
Второе отличие этой книги заключается в том, что в ней материал разби-рается гораздо более подробно. Например, обычный христианин в результате регулярного чтения Библии может составить богословское утверждение: «Биб-лия учит, что все, кто верит в Иисуса Христа, спасутся». Это прекрасное крат-кое изложение важнейшего библейского учения. В этой же книге мы уделяем большое количество страниц уточнению вопроса о том, что означает «верить в Иисуса Христа»6, и двенадцать глав (31 —42) посвящены объяснению того, что значит «спастись».
В-третьих, формальное исследование в рамках систематического бого-словия позволяет сформулировать библейские учения гораздо более точно, чем это обычно возможно в случае, когда христиане не проводят подобных тща-тельных исследований. В систематическом богословии изложение библейских учений должно быть тщательно сформулировано, чтобы неверное представ-ление не привело клжеучению.
В-четвертых, при хорошем богословском анализе должны быть найдены и беспристрастно рассмотрены все библейские отрывки, имеющие отношение к той или иной теме. Часто это зависит от экзегетики (истолкования Писания), которая принимается большинством евангельских исследователей; в случае значительных различий в подходах к толкованию, систематическое богосло-вие должно включать в себя детальное истолкование некоторых моментов.
Поскольку сфера исследований систематического богословия состоит из большого количества тем и поскольку эти темы анализируются очень под-робно, каждый, впервые занявшийся изучением текста, посвященного сис-тематическому богословию или проходящий курс систематического бого-словия, неизбежно столкнется с тем, что его собственные взгляды подвергнутся изменениям. Крайне важно, чтобы все, приступающие к подобному курсу, твердо решили отвергнуть как ложное любое представление, вступающее в противоречие с учением Писания. Однако не менее важно не принимать на веру какое бы то ни было учение просто потому, что оно содержится в том или ином учебнике, или потому, что учитель говорит, что оно истинно; автор книги или преподаватель, ведущий курс, должен подтвердить свои утверждения тек-стом Писания. Только одно Писание, а не «консервативная евангельская тра-диция» или другой человеческий авторитет, должно быть высшим авторите-том в вопросе о том, во что нам следует верить.
4. Что такое учение?В данной книге слово «учение» (догмат, доктрина, вероучение) будет употребляться в следующем значении: учете—это то, чему Библия в целом учит нас сегодня по тому или иному вопросу. Это определение напрямую связано с приведенным выше определением систематического бо־ гословия, поскольку оно показывает, что «учение» — это просто результат ис-следования, проведенного в рамках систематического богословия и приме-ненного ктой или иной конкретной теме. Учения, вданном понимании, могут быть очень широкими и очень узкими. Мы можем говорить об «учении о Боге» как об основной богословской категории, включающей в себя все, чему се-годня учит нас Библия о Боге. Такое учение будет исключительно обширным. С другой стороны, мы можем говорить об учениях о вечности Бога, о Троице, о справедливости Бога7.
Книга разделена на семь основных частей, в соответствии с семью основ-ными «учениями» или сферами исследования:
Часть I. Учение о Слове Божьем.
Часть II. Учение о Боге.
Часть III. Учение о человеке.
Часть IV. Учения о Христе и о Святом Духе.
Часть V Учение о спасении.
Часть VI. Учение о Церкви.
Часть VII. Учение о будущем.
7 Слово «догма» практически синонимично слову «учение», однако я не употребляю его в этой книге. «Догма» — это термин, широко применяющийся лютеранскими и като-лическими богословами; он часто обозначает учения, которые официально признаются церковью. «Догматическое богословие» — это другое название «систематического бого-словия».
В рамках каждой из этих широких богословских категорий были избра-ны для рассмотрения многие более конкретные учения. В целом каждое из них удовлетворяет, по крайней мере, одному из следующих трех критериев: 1) уче-ния, которым уделяется особое внимание в Писании; 2) учения, которые име-ли особое значение в церковной истории и были важны для всех христиан во все времена; 3) учения, которые стали важны для христиан на современном этапе истории Церкви (хотя некоторые из этих учений, возможно, имели боль-шое значение и ранее). Примерами учений, подпадающих под третью кате го-рию, могут быть учения о непогрешимости Писания, о крещении Святым Духом, о сатане и бесах (в особенности в применении к вопросу о духовной брани), о духовных дарах новозаветной эпохи, о сотворении мужчины и жен-щины (в связи с вопросом о том, какую роль в наши дни должны играть муж-чины и женщины в различных ситуациях). Так как эти учения имеют особое значение именно в наши дни, в этой книге они рассматриваются более под-робно, чем в большинстве традиционных учебников по систематическому бо-гословию.
И, наконец, последний вопрос: в чем отличие систематического богосло-вия от христианской этики! Хотя при изучении богословия и этики неизбеж-но возникает пересечение тем, я постарался сохранить различие в акцентах. В систематическом богословии основной акцент делается на то, во что нам еле-дует верить и что нам следует знать в соответствии с волей Божьей, тогда как в христианской этике акцент делается на то, как нам следует вести себя йот-носиться к различным явлениям в соответствии с волей Божьей. Это разгра-ничение отражено в следующем определении: христианская этика — этолю-бое исследование, которое отвечает на вопрос: чего Бог требует от нас сегодня в нашем поведении и как Он желает, чтобы мы относились к тем или инымявле-ниям в связи с той или иной ситуацией ? Таким образом, богословие сосредото-чивает свое внимание на идеях, в то время как этика — на жизненных ситуа-циях. Богословие говорит нам, как нам следует мыслить, а этика — как жить. В учебнике этики рассматривались бы, например, такие темы, как брак и раз-вод, ложь и правдивость, кража и собственность, аборты, контроль над рож-даемостью, гомосексуализм, роль светской власти, дисциплина и дети, смерт-ная казнь, война, забота о малоимущих, расовая дискриминация и т. д. Ко-нечно же, здесь наблюдается пересечение тем, так как богословие должно находить практическое применение в жизни, поэтому оно часто соприкасается с этикой. Этика же должна основываться на правильных представлениях о Боге и Его мире, поэтому она часто соприкасается с богословием.
В этой книге основное внимание уделяется систематическому богосло-вию, хотя не игнорируется и практическое применение учения в жизни, если это уместно. И все же, для подробного исследования христианской этики был бы необходим другой учебник, подобный этому.