Расцвет систематического библейского богословия Ветхого и Нового Заветов в католицизме (Дж. Маккензи, К. Тремонтан, У. Харрингтон).

Своеобразие творчества американского иезуитского священника Джона Маккензи (1910-1991) заключается в том, что он писал главным образом не для специалистов, ориентируясь на широкую аудиторию. Уже одна из первых его работ «Обоюдоострый меч. Толкование ВЗ» (1956) была построена как свободная беседа с читателем (без единой ссылки на тексты и литературу). Богословский анализ ВЗ у Маккензи был тесно связан с запросами современного мышления. В том же ключе написано и толкование НЗ «Сила и Премудрость» (1965). В обеих книгах автор характеризует основные черты библейского учения на фоне мировоззрения древнего мира, показывая, что есть в Библии общего с этим мировоззрением и что составляет его неповторимое своеобразие. При этом экзегет не превращает свои исследования в исторические трактаты о прошлом. Он намеренно модернизирует язычество, чтобы показать актуальность его основополагающих доктрин. Так, он сравнивает древневосточное обоготворение государства, природы и пола с современными «идолами западного мышления». Для Маккензи история — не самоцель: она помогает осознать проблемы сегодняшнего дня. По мысли Маккензи, должна существовать постоянная обратная связь между историческими и богословскими подходами к Писанию. Библия — памятник далекого прошлого, но она возвышается над рамками истории, ибо говорит «о встрече Бога и человека, о путях правления Бога в истории, которые заставили людей увидеть Его реальность, Его власть и волю в управлении миром и в ходе человеческой истории». Критические исследования не только не затемняют это значение Библии, но делают его более ясным.

Тремонтан (1925-1997), известен тем, что в своей ранней книге «Очерк еврейской мысли» (1953) собрал библейский материал, показывающий принципиальное отличие греческого мышления от библейского. Контраст между ними можно свести к следующим положениям:

1) Для греческой философии мир есть порождение верховного начала; для Библии он — результат творческого акта.

2) Для греков возникновение множественности вещей означает деградацию изначального единства, своего рода грехопадение бытия; для Библии умножение, рост, множественность обусловлены творческой любовью Божьей.

3) Греки исходили из дуализма души и тела; для иудеев же человек — единое, целостное существо.

4) В глазах греков история мира идет замкнутыми циклами, вращаясь покругу; для Библии история есть поступательное движение, ведущее к Царству Божьему.

Тремонтан признавал, что Церковь заимствовала некоторые элементы греческого мышления, но в целом сохранила верность библейскому миросозерцанию. Он полагал, что протестанты, декларируя формальную верность Писанию, утратили идею становления, присущего Церкви.

По мнению Тремонтана, все Евангелия были написаны до 70 г., т.е. до падения Иерусалима. На основании имеющихся в Мф. и Ин. гебраизмов ученый предположил, что первоначально они были написаны на иврите в 30-х гг. и лишь позднее переведены на греческий язык. Лк. он датирует 40-60-ми гг., а Мк. — 50-60-ми гг.

В работе «Путь библейского богословия» (1973) еще одного видного католического библеиста, ирландского доминиканского иеромонаха Уилфрида Харрингтона (род. 1927), дается система тическое изложение истории и научных методов библейского богословия, начиная с Габлера и кончая современными направлениями.

Этому автору также принадлежат толкования на Лк. (1967) и Откр. (1969). В комментарии к Откр. каждому разделу предшествуют выдержки из ВЗ, поясняющие символику этой новозаветной книги. Исагогический труд «Ключ к Библии» (1976) в 1-м томе содержит освещение вопросов боговдохновенности, канона Священного Писания, библейской критики и очерк ветхозаветной и новозаветной истории. Во 2-м томе содержатся краткие сведения о книгах ВЗ, а в 3-м — о книгах НЗ. К руководству приложена библиография на английском языке. Харрингтон является одним из редакторов серии «Провозвестие Нового Завета. Библейско- богословский комментарий», выходившей в 70-80 гг. (самому Харрингтону в серии принадлежит книга о Лк).

16. Библейское богословие православных авторов 20-21 вв. представлено одной русской богословской школой. А библейское исследование в православных богословских школах Греции, Румынии, Болгарии и Сербии возродилось лишь в 19 в и очень сильно зависело все от исследований в русской дореволюц. Науки. Сербская и Румынскаябиблеистика почти неизвестна, Болгарскаябиблеистика имеет некоторые факты в произведениях лишь одного представителя прот. Николая Шиварова – консервативная ориентация на «старую библеистику». Греческаябиблеистика стала ориентироваться на западноевропейские исследования. Василия Велласа («Библейская критика и авторитет Церкви» (1936)), где автор высказывает убеждение в том, что богодухновенность св. Писания не связана с точностью содержащихся в них сведений географического, исторического, геологического плана (влияние «мифологической школы» и экзистенциализма Р. Бультмана), греческая библеистика окончательно приняла выводы «новой исагогики». АфанасиосХаступис (1921- ) в своем труде «Исагогика Ветхого Завета» (1981) делает вывод: научные открытия XX в. открыли новые горизонты для библейского богословия. В то же время, «нетленная ценность религиозных истин заключена в самой их природе, а не в их историко-филологических формах».

17. Прот. Сергий Булгаков (1871-1944), касаясь вопроса об авторстве священных книг, высказывал мысль, что их церковное значение обусловлено не авторством, а содержанием и каноничностью. Боговдохновенность книг, по его словам, не может зависеть от их датировки, установленной наукой. Антон Владимирович Карташев (1875-1960) в своем докладе «Ветхозаветная библейская критика» настоял на включение многих методов: 1) критики: текстуальную, историко-литературную, историческую и др. — необходимо ввести в православную экзегезу, как по научно-апологетическим, так и по догматическим соображениям; 2) Он говорил, что слово Божие, сама формулировка неправильная, сказал, что Слово и человеческое, а значит правильнее его называть Богочеловеческое – подтверждение Халкидонского ороса; 3) Говорил, что различные авторские письмена разных авторов в области библейского богословия – эти творения имели множество разночтений и поэтому требуют текстуальной критики; 4) Говорил, что с догматической точки зрения вопрос авторства тех или иных книг Библии не совсем важен, раз данная книга признана Боговдохновенной; 5) Большинство пророчеств ВЗ о Христе осмысляется только в свете новозаветного Откровения; 6) Следует признать обоснованность теорий, которые отстаивали постепенность образования Пятикнижия. В пользу этих теорий говорит хотя бы тот факт, что исторические книги ВЗ не знают многих законов Пятикнижия; 7) Утвердил, что нужно признать составной характе книги прор. Исаии и о написании книги прор. Даниила, что это не сколько не умаляет пророческого и прообразовательного характера. еп. Кассиан (Безобразов) (1892-1965)1)Евангелие от Иоанна не может рассматриваться как исключительно богословское, символическое. Более того: как исторический источник Ин. в ряде пунктов превосходит синоптиков. 2) В то же время четвертое Евангелие насыщено символизмом? Символизм этот, по словам экзегета, чисто христианский и не имеет гностических корней. «Христос и первое христианское поколение» (1950), в котором рассмотрение библейских книг было подчинено принципу хронологического и тематического их соотношения друг ко другу, как в новозаветных синопсисах. прот. Николая Афанасьева(1893-1966). «Церковь Духа Святого», что власть в Церкви имеет вовсе не юридический (формальный) характер, а является благодатным царственным служением любви, к которому причастны не только клирики, но и каждый христианин, помазанный на это Самим Первосвященником НЗ - Иисусом Христом - и Духом Святым. прот. Николая Куломзина(1912-1995), Здесь мы узнаем, что, «во-первых, с древних веков жила вера в грядущего Мессию-царя, Сына Давидова. В позднее время такой веры, по преимуществу, придерживались... фарисеи, а за ними и так называемые зилоты. Вера эта подчас принимала чисто земную политическую окраску. Ожидания ессеев сосредоточивались по преимуществу вокруг Мессии - Сына Аарона, то есть священника, что не мешало им, впрочем, ожидать и Мессию-царя. В апокалиптической литературе, начиная с книги Даниила, рисуются картины явления грядущего на облаках небесных Сына Человеческого, сплетающиеся с остальными образами Мессии. протопресвитер Алексий Князев (1913-1991), подробно указывает и на слабые стороны западной экзегезы и герменевтики, которые, механически дробя Писания, недооценивают духовный, богословский смысл Слова Божьего.

18. СПбПДА: архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) (1943-), Его курс лекций по библейскому богословию включает в себя такие разделы, как: «Церковь как эсхатологическая реальность», «Человек в Священном Писании», «Новозаветные корни православного учения о таинствах», «Вопрос о Начале», «Иерусалимский собор апостолов», «Закон (Моисея) в Новом Завете», «Завет в Новом Завете», «Дайте кесарю кесарево, а Богу Богово» . Продолжает его деятельность протоиерей Александр Сорокин (1966-): «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» (СПб., 2002) и «Христос и Церковь в Новом Завете. Введение в Священное Писание Нового Завета» (М., 2006). МДА: протоиерей Александр Меня (1935-1990), «Сын человеческий» [18], посвященную рассмотрению истории религий, понимаемой как иллюстрация пути язычества к христианству в процессе борьбы магизма и единобожия. протоиерей Леонид Грилихес (1961-), он ставит в своих трудах не только вопрос о необходимости семитской реконструкции евангельских первоисточников, но и предлагает подобные богословские тематические реконструкции с учетом норм семитской поэзии. Иеромонах (ныне игумену) Арсений (Соколов) (1968-), две основные задачи: 1) Твердое усвоение языка и текста еврейской Библии, а также всего иудейского предания; 2) Воцерковление экзистенциализма. Истолкование Писания с позиций воцерковленного экзистенциализма позволяет взглянуть на ВЗ не только как на кладовую пророчеств и прообразов, но как на вечно живое Слово Божие.

19. 1) в плане единства Слова Божьего и 2) в плане исторического многообразия его выражений в Писании. I. Единство Слова Божьего основано на вере, что с самого начала богооткровенной религии ее провозвестие исходило от Единого Бога, Который действует в истории мира, открывает Себя и Свою волю людям. Деяния Бога совершаются, прежде всего, в истории человечества. Он создает в лоне этой истории народ (Экклесию, Церковь), с которым заключает Завет (от Завета с Ноем и Авраамом до Нового Завета Иисуса Христа). Завет заключает в себе обетование, пророчество о грядущем единении Бога и человека в Царстве Божьем. Как напоминание о Завете и призвании Экклесии Бог заповедует обряды и богослужение (от первой жертвы до Евхаристической Жертвы Нового Завета). Однако без соблюдения заповеди любви к Богу и ближнему обряды теряют смысл. Стержнем библейского богословия обоих Заветов является эсхатологическое уче­ние о Царстве и его Царе — Помазаннике (Мессии, Христе). О единстве Библии свидетельствует анализ важнейших библейских понятий, которые в своем словесном выражении отличаются от современных. Например, познание (евр. jada — познавать) означает и знание, и состояние уверенности, и познавание, в том числе женщины; слава (евр. kav-od) означает проявление божественного могущества в мире; святость (евр. kadosh) — несоизмеримость Бога с тварью, а в отношении к твари — посвященность ее Богу; правда, или истина (евр. emet), означает верность нравственным заветам. Эти и подобные им специфические библейские понятия углублялись в своем значении по мере развития священной истории спасения. 2. Библейское богословие также рассматривает различие конкретных библейских традиций в их историческом развитии, устанавливая особенности богословия Закона, Пророков и Учительных книг, а также богословия Евангелий и посланий апостолов. При этом изучается богословие как отдельных священных авторов. Цель такого изучения — наиболее точно установить, что имел в виду тот или иной автор или группа авторов в своем произведении. Для этого необходимо возможно точнее установить датировку, исторические обстоятельства возникновения текстов, а также решить другие исагогические вопросы. В известном смысле можно сказать, что библейское богословие увенчивает собой все здание библейской науки о Священном Писании, поскольку и исагогика, и экзегеза служат лишь одной цели — пониманию и восприятию Слова Божьего, данного нам в Библии.

20. 1. Знакомство с конкретным текстом Св. Писания (в русском Синодальном переводе, потом в еврейском и/или греческом первоисточниках - и зависимых от них переводах). 2. Выяснение жанрового своеобразия рассматриваемого отрывка, выяснение риторических особенностей текста. 3. Изучение ближайшего и сюжетно-ситуативного контекста рассматриваемого отрывка (выяснение его смысловых границ, взаимоотношений действующих и упоминаемых лиц). 4. Выяснение культурно-исторического (археологического) и идеологического контекста рассматриваемых событий и поступков. 5. Выделение в тексте проблемных тем, формулировка конкретных недоуменных вопросов для рассмотрения. 6. Нахождение интертекстуального контекста, т.е. параллельных мест Св. Писания, аналогичных ситуации в рассматриваемом отрывке, где раскрывались бы какие-то аспекты проблемы. 7. Рассмотрение в связи с появляющимися недоуменными вопросами экзегетических толкований представителей: сначала семитской библейской традиции (иудеохристианства - и иудейского предания, Эдесско-Низибийской богословской школы и зависящих от нее экзегетов Восточных (дохалкидонских) церквей - Афрааг, преп. Гфрем Сирин, сп. Иаков Эдесский, НарсайЭдесский, митр. Дионисий (Иаков) бар Салиби и т.д.). Затем рассматриваются данные западно-сирийской экзегетической традиции (Антиохийская церковь - ДиодорТарсийский, свт. Иоанн Златоуст, Феодор Мопсуетийский, Несторий, бл. ФеодоритКирский и т.д.), которая, хотя и являлась эллинистической, но испытала влияние семитской культуры, аллегорическая экзегеза эллинистических церквей (Александрийская - Климент Александрийский, Ориген, преп. Антоний, преп. Макарий, свт. Афанасий Великий, свт. Кирилл Александрийский, Дидим Слепец и т.д. и Каппадокийская - Свт. Василий Великий, свт. Григорий Богослов, свт. Григорий Нисский, Преп. Максим Исповедник, преп. Симеон Новый Богослов, блж. Феофилакт Болгарский, инок ЕвфимийЗигабен и т.д., Латинская - Свт. Амвросий Медиоланский, бл. Августин, бл. Иероним и т.д. богословские школы), схоластический синтез Византийской и Латинской школ (до разделения Церквей) и научные исследования православных, католических, протестантских и иудейских библеистов. 8. Последовательный анализ и систематизация материалов по каждому из возникающих недоуменных вопросов и проблемных тем исследования, а также краткая письменная фиксация (конспект) получаемых выводов. 9. Формулирование основных гипотез, которые отвечали бы на рассматриваемые недоуменные вопросы, на основании полученных выводов. 10. Сравнение гипотез между собой на предмет: а) степени ясности, которую они вносят в текст, б) тех допущений и противоречий, которые они требуют, порождают или не могут устранить, в) их соответствия церковно-библейскому вероучению. 11. Выбор или отвержение гипотез, как решение конкретной рассматриваемой экзегетической проблемы.

Наши рекомендации