Ислам в России: историко-культурологическая характеристика

В России ислам исповедует значительная часть народов Северного Кавказа, некоторые народы Поволжья и Урала, а также эмигранты из стран СНГ. Исторически выделяется два культурных ареала мусульманской культуры. Первый — это Поволжско-Приуральский регион, второй — Северный Кавказ.

Начало распространения ислама в Поволжско-Приуральском регионе относится к VIII — X вв. и связано с развитием тюркского государства Волжской Булгарии (их наследники сегодня татары и башкиры). Мусульманская религия столь органично вошла в жизнь булгар, что скоро они сами сделались ее активными распространителями. Вообще, ислам сыграл позитивную роль в судьбе поволжских народов. Выгодное географическое положение Булгарии, на пересечении торговых путей, способствовало богатому культурному взаимообмену с остальным мусульманским миром. Переломный момент в жизни булгар произошел после завоевания Казанского и Астраханского ханств Иваном IV (Грозным). Сразу же после присоединения края началась христианизация населения. Многие татарские мурзы и эмиры принимали крещение и присягали русскому царю. Интересно, что около 500 дворянских фамилий имеют татарское происхождение.

Но только в XVIII веке на ислам обращают внимание как на культурно-исторический феномен. Так, в 1716 году была предпринята первая попытка перевода Корана. А с восшествием на престол Екатерины II в политике с иноверцами утверждается принцип веротерпимости.

Расцвет мусульманской культуры в России связан с движением джадидов и их идеями единства мусульманского мира, который не был противопоставлен русскому православию. Наоборот, русский просветитель Исмаил-бей Гаспринский в своих трудах поднимал вопрос о русско-мусульманском единстве.

Становление ислама на Северном Кавказе растянулось практически на 1000 лет. Основная причина— богатый этнический состав Кавказа. Первые очаги исламской культуры (VIII век) сложились в Дагестане. Последними ислам приняли чеченцы и ингуши. Здесь языческие верования сохраняли крепкие позиции, а родовые законы имели больший вес и значимость, чем религиозные нормы ислама.

Важно подчеркнуть, что ислам на Северном Кавказе развивался в рамках суфизма. Именно дервиши были первыми проповедниками веры в этом регионе, поэтому в эпосе и легендах горцев сохранилось много образов святых людей. С течением времени суфизм принял форму мюридизма,в котором значительное место отводилось политическому исламу и священной войне, что, не случайно. В XVIII — XIX вв. Северный Кавказ оказался полем битвы великих империй: России, Турции, Ирана. Сохранение национальной самобытности и автономности напрямую было связано с исламом.

Особенных успехов политический ислам достиг в годы правления имама Шамиля, сумевшего создать теократическое государство на территории Дагестана и Чечни, котрое сопротивлялось российской экспансии около 20 лет. После пленения имама Шамиля, он некоторое время жил в центральной России и с большим уважением относился к Александру II, в годы правления которого Северный Кавказ вошел в состав России. Духовный наставник горских народов разглядел в России помощника в сохранении самобытности культуры и завещал «верой и правдой служить российской империи» кавказским народам.

В советский период представители различных исламских течений подвергались гонениям, так же как и представители иных конфессий.

В целом, ислам в современной России занимает крупный культурный ареал. Но перед мусульманскими народами стоит непростой цивилизационный выбор: модернизм или экстремизм? Кроме того, ислам является основой этнического самосознания.

Общие выводы

Ислам — самая молодая мировая религия, которая в современном мире развивается динамичнее других. Становление ислама происходит достаточно болезненно, что связано с кардинально противоположными течениями данной религии: от мирных толерантных до экстремистско-террористических.

Тем не менее, основа ислама — миролюбивая, принципы данной религиозной системы основаны на воротерпимости и общечеловеческих ценностях. Принцип абсолютного монотеизма — характерная черта магометанства.

Вопросы самоконтроля

1. Религиозные ценности и принципы мусульман.

2. Специфика течений ислама.

3. Общая характеристика ислама в России.

Лекция 12.

Свободомыслие и атеизм как явление духовной культуры. Свобода совести

Учебные вопросы:

1 Свободомыслие и атеизм как явление духовной культуры

2. Свобода совести

Литература:

Обязательная:

Религиоведение; История мировых религий. Религии народов мира Учебники, учебные пособия, изданные за последние пять лет. Предпочтительнее те издания, которые имеют гриф Минобрнауки других ведомств, а также и гриф УМО

Дополнительная:

Андри де Любак. Драма атеистического гуманизма. Милан: М., 1997.

Атеистический словарь. М., 1983.

Каждан А. П. Религия и атеизм в древнем мире. М., 1957.

Научный атеизм. М., 1974.

Чаттопадъяхьяя Д. Индийский атеизм: Марксистский анализ. М., 1973.

Наши рекомендации