Историко-культурные предпосылки этнополитических конфликтов на Юге России

В этом исследовании, чтобы понять процесс и динамику этнополитического конфликта в России, необходимо раскрыть исторические и культурные факторы.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов или административно-территориальных единиц шести различных категорий, все из которых подписали соглашение от 21 марта 1992, установив Российскую Федерацию. Эти шесть категорий - республики, края, области, автономные округа, одна автономная область и города федерального значения. Двадцать одна республика заменили Автономные Советские Социалистические республики и автономные области, существовавшие во времена Советского Союза. Основные законы и принципы управления республик сформулированы в их собственных конституциях. Существуют девять краев, которые имеют устав, соответствующий Конституции Российской Федерации; их управление/руководство ведется губернатором или главой администрации. Существуют 46 областей, которые также имеют устав, администрацию и губернатора. Кроме того, существуют четыре автономных округов, одна автономная область, и два города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург).

В мае 2000 года президент Путин разделил Российскую Федерацию на семь федеральных округов с целью укрепления вертикали правительственных полномочий. На тот момент Северный Кавказ был частью Южного федерального округа, пока бывший президент Медведев не разделил эти два региона в 2010 году. С добавлением Крыма в 2014 году, Российская Федерация в настоящее время имеет девять федеральных округов.

Юг России, как правило, охватывает Южный федеральный округ и Северо-Кавказский федеральный округ. Южный федеральный округ состоит из шести федеративных субъектов: Республика Адыгея, Астраханская область, Волгоградская область, Республика Калмыкия, Краснодарский край и Ростовская область. Северо-Кавказский федеральный округ состоит из семи федеративных субъектов: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край и Чеченская Республика. Таким образом, то, что известно как «Юг России» состоит из восьми автономных республик, двух краев и трех областей. Южный федеральный округ не имеет ничего общего в физико-географическом или экологическом плане с Северо-Кавказским, но они схожи в административном смысле. Город Ростов-на-Дону является административным центром Южного федерального округа. В то же время, на Северном Кавказе административным центром Северо-Кавказского федерального округа является город Пятигорск в Ставропольском крае.

Юг России, возможно, является одним из регионов Российской Федерации или даже на Евразийском континенте, наиболее пострадавшим от того, что в последние два десятилетия стали называть «новый мировой беспорядок». Наряду с бывшей Югославией, эта область Евразии наиболее серьезно пострадала от этнополитических конфликтов[70]. Северный Кавказ в течение многих веков был оспариваемой землей. Удивительное расовое и лингвистическое разнообразие, которое характеризует регион, вместе с советским наследием этнического смещения и высоко ограничивающих искусственных границ, сделало Кавказ еще более изменчивым и уязвимым одинаково как к внутренним напряженностям, так и к вмешательствам извне.

Этот регион, особенно Северный Кавказ, можно действительно назвать раем для академиков и исследователей, поскольку он является запутанным в каждом возможном аспекте. Не только этнолингвистическое разнообразие и множество конфликтов мешают получить общий обзор, но также и история и география чрезвычайно разнообразны. Вследствие этой сложности, особенно с точки зрения этнолингвистики, арабы в Средневековье назвали Кавказ - Горой Языков[71].

Важно уточнить заранее, что эта глава дает краткие описания каждого региона на юге России и данные, связанные с населением и этническим составом в каждом регионе юга России, полученными из Всероссийской переписи населения в 2010 году.

Республика Адыгея - любопытный случай как в географическом смысле (это пресноводный анклав внутри Краснодарского края), так и в историческом. В советские времена она была автономной областью, но стала самостоятельным субъектом и составной республикой в ​​составе Российской Федерации в 1991 году. Включает в себя семь районов и два города, которые имеют свою собственную администрацию. Одним из основных вопросов стало возможное объединение Адыгеи с Краснодарским краем, который рассматривался начале 2006 года Дмитрием Козаком, специальным уполномоченным по вопросам Южного федерального округа. Группировки внутри республики предупредили о возможных негативных последствиях такого шага, а в апреле напряженность поднялась настолько высоко, что президент Адыгейский, Хазрет Совмен, направил письмо об отставке Владимиру Путину. Проект объединения был снят с обсуждения, и Совмен остался у власти. Население этой республики составляет 439,996 человек (2010), из них 64% русских, 26% адыгов, 4% армян и 6% других[72].

Астраханская область - эта область была создана в 1943 году как часть территории упраздненной Калмыцкой АССР и Астраханского округа Сталинградской области. Население этой провинции 1.010.073 человек (2010): 67% русских, 16% казахов, 7% татар, 1% украинцев, 1% ногайцев, 1% азербайджанцев и 7% других[73].

Волгоградская область - в 1936 году название этой области была Сталинградская область. Область получила свое настоящее название в 1961 год. Население этой области 2.610.161человек (2010): 90% русских, 2% казахов, 1% татар , 1% украинцев, 1% армян и 5% других[74].

Республика Калмыкия - это единственный регион в России (даже в Европе), где буддизм практикуется большинством населения. В 1943 году, советские власти обвинили калмыцкий народ в сотрудничестве с немецкой нацистской армией и приказали депортировать все Калмыцкое население, в том числе тех, кто служил в Советской Армии, в различные места Центральной Азии и Сибири. В 1957 калмыцкий народ, наконец, вернулся и снова стал Калмыцкой автономной областью. В 1958 году она стала автономной республикой в составе РСФСР. Население этой республики составляет 289,481 человек (2010): 57% калмыков, 32% русских, 3% даргинцев, 2% казахов, 1% аварцев, 1% чеченцев и 4% других[75].

Краснодарский край - до сих пор часто называемый Кубанью - был до 1937 года частью Азово-Черноморского края, и является самым южным краем Российской Федерации. Республика Адыгея, которая стала отдельным субъектом Российской Федерации в 1991 году, формирует анклав в его центре. Население этого края составляет 5.226.647 человек (2010) , из них 88% русских, 5% армян, 2% украинцев и 5% других[76].

Ростовская область - была создана 12 сентября 1937 года, когда Азово-Черноморский край в 1924 была разделен на Ростовскую область и Краснодарский край. Население этой провинции 4.277.976 человек (2010), с 90% русских, 3% армян, 2% украинцев и 5% других[77].

Республика Дагестан - крупнейшая республика Северного Кавказа. Кроме того, республика с наибольшим количеством различных коренных национальностей. Население этой республики составляет 2.910.249 человек (2010) из них 29% аварцев, 17% даргинцев, 15% кумыков, 13% лезгин, 5% лакцев, 5% азербайджанцев, 4% табасаран, 3% русских, 3% чеченцев, 1 % ногайцев и 5% других[78].

Республика Ингушетия - входила в состав Горской Народной Автономной Советской Социалистической Республики до 1924 года, года создания Ингушской автономной области. С 1934 до 1992 года она входила в состав ЧИАССР, хотя, в период с 1944 по 1957 год, и ингуши, и чеченцы жили в изгнании в Центральной Азии, а территория была разделена между соседними странами. В 1991 году парламент, с преобладающим числом чеченцев, Чечено-Ингушской Республики объявили о своей независимости, но ингуши не хотели отделяться от России. Они отделились от чеченцев в ноябре того же года, чтобы стать де-факто отдельной республикой, решив остаться в составе Российской Федерации. Этот статус был оформлен в июне 1992 года. Республика Ингушетия, которая является самой маленькой составной республикой Российской Федерации, имеет четыре района и города, имеющие свою собственную администрацию. Население этой республики составляет 412,529 человек (2010) , из которых 94% ингушей, 5% чеченцев и 1% других[79].

Кабардино-Балкарская Республика - была создана в 1921 году, и далее преобразована в АССР в 1936 г. В декабре 1943 года по обвинению в сотрудничестве с нацистами, балкарцы были депортированы, а составная часть названия «балкарская» была удалена. Кабардино-Балкарская автономия была восстановлена в 1957 году, после чего балкарцам было позволено вернуться. Кабардино-Балкарская Республика делится на десять районов и три города, имеющие свою собственную администрацию. Население этой республики составляет 859,939 человек (2010): 48% кабардинцев, 32% русских, 10% балкарцев, 2% украинцев и 8% других[80].

Карачаево-Черкесская Республика - границы и статус КЧР несколько раз менялись в 1920-е годы. Из-за обвинения в сотрудничестве с немцами, Карачаево-Черкесия временно утратила свою местную автономию и в период с 1944 по 1957 год существовала под прямым управлением Москвы. Она состоит из восьми районов и двух городов, которые имеют свою собственную администрацию. Этническая напряженность довольно высока в республике. Выборы 1999 были выиграны Владимиром Семеновым, после сообщений о случаях мошенничества и протестов со стороны сторонников своего соперника Станислава Дерева (черкес). Протесты продолжились после суда за отстаивание результатов выборов, появились даже требования раздела республики. Виктор Казанцев, специальный уполномоченный, нашел решение, при котором вице-президент должен быть русским, а премьер-министр черкесом. Хотя ситуация позже разрешилась, но всеобъемлющее урегулирование этих этнических трений до сих пор не найдено. Население этой республики составляет 477,859 человек (2010) - 39% карачаевцев, 34% русских, 11% черкесов, 7% абазинцев, 4% ногайцев и 5% других[81].

Республика Северная Осетия-Алания - статус республики несколько раз менялся в течение первых нескольких лет после гражданской войны 1917 года, и республика стала АССР в 1936 г. В 1944 году после депортации ингушей по обвинению в сотрудничестве с немцами, Пригородный Районные и часть Ставропольского края были добавлены к Северной Осетии. Название республики было изменено на Северная Осетия-Алания в ноябре 1994 года, с целью отразить древнее наследие Алана. Включает восемь районов и два города, которые имеют свою собственную администрацию. С 1 сентября 2004 года Северная Осетия, а точнее ее второй по величине городе, Беслан, стал известен всему миру, когда группа вооруженных повстанцев взяла в заложники более 1.100 человек, в основном детей, в школе. На третий день кризиса, российские войска взяли штурмом здание, и началось хаотическое сражение. Сотни людей погибли, полная история о том, что произошло, остается неясной. Конфликт вокруг региона Южной Осетии привел к вызовам с обеих сторон по объединению Северной и Южной Осетии. Война августа 2008 года укрепила эти вызовы, пользующиеся поддержкой Москвы. Естественно, что такой шаг не будет простым, так как международное сообщество будет рассматривать его как аннексию грузинской территории Российской Федерацией. Население этой республики составляет 712,980 человек (2010), из них 68% осетин, 20% русских, 4% ингушей, 2% армян, 2% кумыков, 2% грузин и 2% других[82].

Ставропольский край - статус и название Ставропольского края менялись несколько раз в первые десятилетия существования Советского Союза, и его настоящее название датируется 1943 годом. Население этого края составляет 2.786.281 человек (2010) : 82 % русских, 5% армян, 2% украинцев и 11% других[83].

Чеченская Республика - история Чечни после 1917 года была связана с историей Ингушетии, до объявления чеченской декларации независимости и суверенитета в 1991 г. Действующая конституция, которая была принята спорным референдумом в марте 2003 года, заменяет предыдущую конституцию 1992 года. Она не упоминает слово «суверенитет», которое появляется в конституциях других национальных республик, таких как Татарстан и Башкортостан. Население этой республики составляет 1.268.989 человек (2010), из которых 95% чеченцев, 2% русских и 3% других[84].

Когда мы говорим о культуре, и особенно о лингвистике, “Кавказский” интерпретируется, главным образом, как прилагательное для связи с этнолингвистическими группами, которые принадлежат к Кавказской языковой семье (т.е., исключая азербайджанский язык, армянский язык, русский язык, и т.д.)[85].

В этническом составе - Юг Россия является этнолингвистической мозаикой, так как более ста различных этнических групп, каждая из которых обладает совершенно разным языком и обычаями, заселяют эту область. Древнегреческий географ Тимостэнес (третий век до н.э) утверждал, что существовало 300 рабочих языков, хотя это число, вероятно, преувеличено. Страбон (64 г. до н.э. - 24 г. н.э.), вероятно, был более точным, когда заявил, что на Кавказе существовало 70 различных народов. Средневековые арабские географы называли Кавказ «jabal al-alsun»- Гора Языков. С тех времен некоторые народы вымерли, ил ассимилировали, но также некоторые новые прибыли в регион. Трудно оценить размер каждой этнической группы, так как официальные данные зачастую трудно найти, они либо являются устаревшими, либо не включают или недооценивают число некоторых этнических групп. Весьма наглядным примером является то, что несколько маленьких дагестанских народов, такие как анди и дидо, учитываются как авары[86].

Вопрос этнических групп не всегда вполне ясен. Прежде всего, для того, чтобы избежать дискриминации, некоторые люди предпочитают видеть себя принадлежащими к большинству населения. Существует также много случаев, когда люди горы переместились на равнины и «приняли » новую национальность - например, многие этнические рутульцы называют себя лезгинами. Во-вторых, неясно, принадлежат или не принадлежат определенные группы к большей группе: некоторые утверждают, например, что табасаранцы, рутульцы и цахуры все являются лезгинами. И, в результате ассимиляции и смешанных браков между различными этническими группами, национальность некоторых людей трудно определить. В основном, большинство людей идентифицируют себя с этническим происхождением своего отца.

Сохранение своей этнической и национальной идентичности является очень важным вопросом на Юге России, и особенно остро он стоит для молодых поколений более мелких этнических групп, таких, как анди и дидо. Территориальная изоляция держала иностранное влияние в стороне и помогла сохранить языки и обычаи, хотя некоторые элементы советской городской культуры повлияли на одежду, бытовую технику, мебель, продукты питания и архитектуры[87].

На протяжении большей части двадцатого века, Кавказа входил в состав Советского Союза. СССР формировал одну единственную страну, без демаркированных внутренних границ, и был объектом единой административной и судебной системы. Во время перестройки, национальные движения получили свободу действий, в результате которой в трех южно-кавказских республиках была провозглашена независимость. Северный Кавказ также стал свидетелем ряда национальных и освободительных движений. Они часто способствовали конфликтам, но, в конце концов, никто из них не смог получить более чем ограниченную степень автономии в составе Российской Федерации[88].

Правительство в автономной республике возглавляет президент. В целом, президент наделен значительной властью и широким кругом обязанностей. Многие лидеры на Северном Кавказе являются бывшими высокопоставленными военными чиновниками (например, Дудаев, Аушев и Семенов). Так как они входят в число очень немногих членов малых этнических групп Северного Кавказа, достигших позиций высокого уровня в советском руководстве, то они являются глубокоуважаемыми населением, проголосовавшим за них в офис[89]. Законодательная власть осуществляется парламентами, которые во многих случаях не обладают большой властью, наряду с правительствами, также обладающими частичной законодательной функцией.

Суды номинально независимы от законодательной и исполнительной власти. Тем не менее, из-за высокого уровня коррупции, люди часто не используют или не доверяют правовой системе. В некоторых областях применяется обычное право, и даже Исламский закон. Исторически сложилось так, верховенство закона государства было очень слабым и часто не распространялось на горные районы. Несмотря на это, никакого хаоса в отношениях между людьми не было. Неписаный кодекс норм и правил наблюдался и контролировался кланами и сообществом в целом. Такое сочетание обычного права, местных норм и традиций также известно как «адат» в мусульманских регионах. Одним из примеров такого обычного права является кровная месть, которая предотвратила сползание общества в анархию и которая до сих пор практикуется в отдаленных районах или в регионах, где верховенство закона не может быть полностью налагаемо центральными органами власти, например, в Ингушетии и Чечне. Исламский закон, Шариат, является набором юридических норм, правил и принципов, которые должен уважать каждый мусульманин. Этот божественный закон берет свое начало из Корана, хадисов и откровений религиозных авторитетов. Многие мусульмане в северо-восточной части Кавказа пытаются следовать этому закону, - который часто противоречит обычному праву - но здесь нет никаких реальных исламских судов.

Политические системы основаны на принципах плюрализма. В результате, существует огромное количество мелких политических партий, которые получают очень мало голосов: большинство партий построены вокруг личности своего лидера, а не на определенной идеологии. Проведение выборов остается серьезной проблемой, и большинство выборов в регионе были классифицированы международными организациями, такими как ОБСЕ и Совет Европы, как несвободные и несправедливые. Хотя наблюдаются некоторые улучшения, все еще происходит много случаев избирательной мистификации, запугивания членов оппозиционной партии, плохого утверждения избирательных списков, ошибочных процессов подсчета и манипуляций цифрами явок избирателей[90].

Повторное завоевание Кавказа и установление большевистского советского режима, привело к неудовлетворению населения и местной политической элиты сложившейся ситуацией. Для того, чтобы получить больший контроль над населением в Советском Союзе и улучшить экономическую ситуацию, которая осталась позади Европы, русские учредили массовое количество изменений, не только на Кавказе.

После того, как нерусские регионы и народы были включены в состав Российской империи, разработались конкретные политики в отношении этих этнических групп. В основном это означало обрусение (распространение русского языка, культуры и людей в нерусские культуры и регионы) и русификация (процесс изменения этнической идентификации от нерусской на русскую). Эти процессы были относительно слабыми во времена Российской империи и русификация, в значительной степени, является результатом русского шовинизма. Однако эти усилия были не особо успешны на Кавказе.

В течение 1920-х и начала 1930-х годов советская национальная политика руководствовалась принципом коренизации, вопреки попыткам русификации Российской империи. Были созданы региональные административные единицы, нерусские были приняты на работу на руководящие должности, и нерусские языки продвигались в сферы государственного управления и общественной жизни и получили основанный на латинице алфавит.

Когда большевистское руководство Советского Союза находилось в процессе создания границ республик, то оно стремилось создать структуру этнофедерализма, в которой было бы взаимное однозначное соответствие территории и этнической принадлежности[91]. Тем не менее, это было не всегда возможно, особенно в «зонах дробления», с высокой степенью перемешанных и рассредоточенных этнических групп. Такой зоной стал Дагестан, где не было титульной или доминирующей группы[92].

Пятнадцать национальностей получили самое высокое положение Советских Социалистических Республик, согласно сталинским четырем критериям: набор территории, национальный язык, культура и экономика. В пределах этих пятнадцати республик существовали, в порядке убывания положения, двадцать Автономных Советских Социалистических Республик, восемь автономных областей и десять автономных округов. И тем не менее, только пятьдесят три из более чем ста национальных идентичностей были официально признаны и, таким образом, получили особые права на двенадцатом съезде партии в 1923 году.

Наследие этнически определенных территорий во времена Советского Союза особенно важно для нашего понимания конфликта в регионе, потому что с территориальной автономией, были созданы линии, по которым развалился Советский Союз. Каждая автономная единица, посредством политики коренизации, имела свои административные и региональные советы, управляемые местными кадрами.

Ситуация резко изменилась в конце 1930-х годов в результате предполагаемой угрозы местного национализма. В 1938 году русский стал обязательным предметом изучения во всех школах, и в тот же период кириллица заменила латинский алфавит. Были вновь введены русификация и обрусение, и этнические русские взяли на себя ведущую роль в советской семье народов. Это включало набор в основном этнических русских на высокие административные должности. Начиная с конца 1950-х годов русский стал основным языком обучения в школах. В 1960-е годы были начаты концепции сближения и слияния наций, а в 1971 году в качестве общего языка была введена идея «советского народа» с русским языком.

Одним из самых драматических и травматических событий для кавказского населения, в основном на Северном Кавказе, была депортация в 1940-х годах около одного миллиона человек. Депортации и принудительных переселений не стали, безусловно, ничем новым в российской и советской истории: русские двинулись на Кавказ во время колонизации, адыгских группы были переведены в Турцию в 1860-х годах и казаки были изгнаны после победы Красной Армии.

С 1954 года, некоторые из депортированных нелегально возвращались на свою родину, а в 1956 г. Хрущев выступил с тайной речью на ХХ съезде Коммунистической партии, в которой он осудил депортацию как нарушение ленинских принципов. В том же году большинству наций было разрешено вернуться в свои родные земли, хотя они не получили полные права. В результате, ингуши не смогли вернуться в Пригородный район, где поселилась осетины, и чеченцы не смогли вернуться в Ауховский район, где были вынуждены осесть лакцы. Некоторые из этих проблем остаются нерешенными до сих пор и имеют потенциал для конфликта - например, ингуши против осетин, черкесы против карачаевцев и оба народа против казаков, а чеченцы против лакцов. Также коренные народы также не обладали политическим контролем в восстановленных автономиях.

Во время Второй Мировой войны ингуши вместе с чеченцами и другими мусульманскими народами были депортированы в Среднюю Азию, оставшиеся осетины захватили собственность ингушей. В 1956–1957 гг. депортированным народам было разрешено вернуться, и начались раздоры из-за прав на собственность и контроля над территорией. В ноябре 1992 г. на переданный советским правительством осетинам Пригородный район, который ингуши хотели вернуть себе, начались нападения с территории Ингушской республики[93].

Чтобы поддержать православных осетин, русские ответили массированным вторжением с участием, в том числе и казачьих формирований. Затем Россия использовала конфликт, чтобы пригрозить союзникам ингушей чеченцам, что, в свою очередь, «привело к немедленной мобилизации Чечни и (в подавляющем большинстве мусульманской) Конфедерации народов Кавказа (КНК). КНК угрожала послать 500.000 добровольцев против российских войск, если они не отступят с чеченской территории. После напряженного противостояния Москва отступила, чтобы избежать перерастания северо-осетино-ингушского конфликта в региональный пожар»[94].

Михаил Горбачев стал генеральным секретарем Советского Союза в 1985 году и начал программы гласности (политической открытости) и перестройки (реструктуризации экономики). Это привело к частной собственности в некоторых секторах, большей свободы слова выборов с множеством кандидатов. Тем не менее, это также привело к неконтролируемой ситуации, в которой средства массовой информации покрывали негативные аспекты жизни в Советском Союзе, и где государство потеряло контроль над своими спутниками в Восточной Европе. Это также привело к росту националистов и сторонников независимости в нерусских субъектах Советского Союза, например, в странах Балтии, Кавказа и Центральной Азии.

Анализируя состав населения в регионе, мы можем сделать вывод о том, что юг России является самым сложным регионом России с точки зрения этнического и национального состава, который имеет сложную социально-экономическую ситуацию, особенно правительства и играет важную роль в обеспечении национальной безопасности России. Именно в этом регионе были вооруженные конфликты, один из которых - война в Чечне - был самым разрушительным на территории бывшего СССР. И автор считает, что многие из причин этнополитических конфликтов в России заложены ходом исторического развития отношений между этническими группами в Южной России, особенно на Северном Кавказе и правительством. Таким образом, является совпадением то, что структура властных отношений с национально – административным делением, создание чисто российских городов на территории проживания некоторых этнических групп, этническая иерархия «большинства» и «меньшинства» привели к идентификации центральной власти с властью российской, органов власти республик- с властью коренной или титульной нации.

С учетом указанных выше объяснений, это является тем, что Тед Гурр классифицировал как этнополитические конфликты в качестве коллективного политического насилия. Коллективное политическое насилие является одной из форм агрессии. Этот вид агрессии можно видеть в конфликте между Российской Федерации и чеченскими боевиками. Агрессии являются результатом гнева, вырабатывающимся разочарованием. Гнев, от того, что они не смогли стать независимым государством, разочарование от подавления, депортации, русификации и обрусения в советское время. Этот гнев также испытали другие этносы юга России. Тед Гурр также подчеркнул, что основной причиной чувства разочарования является дисбаланс между тем, что кто-то получает то, что другой не получает, например, в данном случае, потому что большинство часто получает больше, чем меньшинство. Этот дисбаланс проявляется и в Осетино-ингушском конфликте по поводу Пригородного района.

Опыт этнополитических конфликтов на Юге России, особенно на Северном Кавказе, на самом деле отличается от других мест в мире, где автономия пользовалась успехом для избегания насилия. Эта корреляция также различается в других частях России, за исключением Кавказа, где конфликт с применением насилия прорывался без существования этнически определенной территории.

Наши рекомендации