Также другой хадис и все остальные, подобные ему, их смысл таков, как мы уже упомянули. Кто выявил ислам и единобожие, того нужно оставить, если только от него не выявится то, что разрушает ислам.

А довод таков: да, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Неужели ты убил его после того, как он сказал ″ля иляха илля Ллах″». Также он сказал: «Мне было приказано сражаться с людьми, пока они не скажут: ″Ля иляха илля Ллах″». Однако именно он сказал относительно хариджитов: «Убивайте их, где бы вы ни встретили». А также: «Если я застану их, то непременно буду убивать их, как были убиты представители племени ′ад». А, ведь, хариджиты больше всех остальных людей поклонялись Аллаху, произносили ″ля иляха илля Ллах″ и ″СубханаЛлах″.

______________________________________

Представители племени ′ад были убиты после одного из самых сильнейших наказаний. Поэтому пророк упомянул их, имея в виду: «Я буду убивать их сурово».

Сподвижники считали своё поклонение ничтожным по сравнению с поклонением хариджитов. Несмотря на это, они сражались против них. Согласно наиболее верному мнению, с хариджитами сражаются не по причине их неверия. Их убивают, чтобы избавить мусульман от их зла. Ведь, они убивают мусульман, оставляя неверующих. Поэтому, когда ′Али сражался с ними при Нахраване, у него спросили: «Хариджиты - неверующие?» Он ответил: «Нет! От неверия они убежали». Проблема в том, что они – невежды. Они сражаются с мусульманами и обвиняют их в неверии по причине грехов. Поэтому каждый, кто занимается этим и убивает мусульман, его также нужно убить, даже если он и не является неверующим.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Сподвижники считали свою молитву ничтожной, когда видели молитвы хариджитов. Хариджиты изучали свою религию из уст сподвижников, но им не помогло ни «ля иляха илля Ллах», ни многочисленное поклонение, ни приписывание себя к исламу, ведь, от них исходило противоречие шариату.

______________________________________

У хариджитов были определенные сомнения. Они сказали ′Али и Му′авие, что те обратились за судом к людям, а решение должен принимать только Аллах. Ведь, Аллах говорит: «Решение принимает только Аллах».– [12:67]. Таково положение заблудшего: если он заблудился по причине своего нововведения, то он считает заблудшими всех остальных, но не себя.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Также мы уже говорили о сражении с иудеями, и о сражении сподвижников с представителями племени бану Ханифа.

______________________________________

Представители племени бану Ханифа говорили: «Ля иляха илля Ллах», совершали молитвы, и у них были мечети. Но они посчитали, что Мусейлима является пророком, и поэтому стали неверующими. Дело в том, что два человека ложно засвидетельствовали, что слышали, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Мусейлиме: «Ты – мой товарищ в пророчестве».И люди обольстились этим, но это обольщение не принесло им пользы. Ведь, Аллах Всевышний сообщил о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, является последним из пророков, и что после него уже не будет пророка. А эти люди сочли ложью данные аяты Корана.

Каждый, кто заявляет о своём пророчестве, является неверующим, и тот, кто поверил ему, также является неверующим. Ведь, они оба обвиняют во лжи Аллаха Всевышнего.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Также, когда некий человек сообщил, что племя бану аль-Мусталик отказалось платить закят, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже собирался отправиться на них с войной. Но Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте».– [49:6].

______________________________________

Этим человеком был аль-Уалид ибн Укба ибн Аби Му′айт, которого посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, послал забрать у них закят. А между ним и между представителями этого племени была вражда еще со времен доисламского невежества. Когда они увидели его, то направились в его сторону с оружием, а он подумал, что они хотят его убить, и убежал. Он пришел к посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «Они хотели убить меня и не отдали закят». И посланник, да благословит его Аллах и приветствует, начал готовиться к сражению с ними. Тогда Аллах Всевышний ниспослал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте, чтобы не поразить по незнанию невинных людей, а не то вы будете сожалеть о содеянном».– [49:6].

Если бы они отказались выплачивать закят, то с ними бы сражались, и они стали бы неверующими. В этом и заключается довод.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Также, когда некий человек сообщил, что племя бану аль-Мусталик отказалось платить закят, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, уже собирался отправиться на них с войной. Но Аллах ниспослал: «О те, которые уверовали! Если нечестивец принесет вам весть, то разузнайте».– [49:6], а этот человек оболгал их.

______________________________________

На самом деле его не называют лжецом. Они встретили его с оружием, а он испугался. То есть, он солгал на них ненамеренно.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Всё это указывает на то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, произнося те хадисы, которые они приводят в качестве довода, имел в виду именно то, о чём мы сказали.

У них также есть еще одно сомнение. Оно заключается в том, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил о том, что люди в День Воскресения будут обращаться за помощью к Адаму, затем – к Нуху, затем – к Ибрахиму, затем – к Мусе, затем – к ′Исе.

______________________________________

В одной из версии этого хадиса сказано: «Люди обратятся за помощью…». Эта версия не приходит в двух достоверных сборниках. И эти люди схватились за данную версию. Таков обычай приверженцев нововведений! Они ищут любую вещь, за которую можно зацепиться, и отворачиваются от ясных текстов. Хотя на самом деле в этой версии нет никаких проблем. Ведь, посланники в тот день будут стоять вместе с людьми и будут живыми. Они могут попросить у Аллаха. К тому же в достоверном сборнике Муслима сказано, что именно Аллах внушит людям отправиться к пророкам за заступничеством.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Все пророки откажутся, пока люди не подойдут к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

Сеющие сомнение говорят:«Эта история указывает на то, что обращение за помощью не к Аллаху является многобожием».

Скажи им:«Пречист Тот, Кто запечатал сердца Своих врагов!»

Мы не отрицаем дозволенность обращения за помощью к творению, которое способно помочь. Ведь, Аллах Всевышний сказал в истории Мусы: «Тот, кто был из числа его сторонников, попросил его помочь ему против того, кто был из числа его врагов».– [28:15]. Также человек обращается за помощью к своим товарищам во время войны и в других ситуациях, в которых творение способно помочь.

Мы отрицаем лишь обращение за помощью, которое совершают многобожники возле могил приближенных Аллаха (аулия), или обращение за помощью к отсутствующим, и в тех вещах, на которые способен только Аллах Всевышний.

______________________________________

Обращение за помощью (истигаса) бывает двух видов. Вообще, «истигаса» - это мольба того, кто находится в печали (в тяжелой ситуации). «Истигаса» бывает двух видов:

1 – Дозволенное обращение за помощью, у которого есть определенные условия. Тот, к кому обращаются за помощью, должен быть живым, присутствующим и способным помочь. Такое обращение за помощью разрешено. Об этом говорится в приведенном аяте, и в хадисе. И люди, в общем, и мусульмане, в частности, прибегают к этом в течение жизни.

2 – Обращение за помощью, которое является многобожием. Это обращение за помощью к отсутствующим, или к тем, кто не может помочь. Например, человек обращается за помощью к другому, чтобы тот исцелил его, или чтобы тот повел его сердце по прямому пути, или чтобы тот вернул ему зрение. В этих делах не может помочь никто, кроме Аллаха. Также сюда относится обращение за помощью к мертвому, который ничем не владеет. Также обращение за помощью к джиннам, хотя люди даже не знают, есть ли эти джинны рядом или нет. Также обращение за помощью к отсутствующим.

Всё это является многобожием (ширком). А то, о чем говорится в хадисе, относится к первому виду «истигасы».

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Люди обратятся за помощью к пророкам в День Воскресения, чтобы те попросили Аллаха начать расчёт, дабы обитатели Рая отдохнули от тягостей стояния в ожидании суда.

______________________________________

Автор сказал именно об обитателях Рая. Ведь, когда обитатели Ада будут рассчитаны, они отправятся в Ад, к еще более худшему наказанию. Им не будет отдохновения. Отдохновение будет даровано лишь обитателям Рая.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Такое обращение за помощью дозволено как в мирской жизни, так и в Последней. Например, ты приходишь к праведному человеку, который сидит с тобой и слышит твои слова, и ты говоришь ему:«Попроси Аллаха за меня».Сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обращались к нему с такой просьбой при его жизни».

______________________________________

Данное обращение будет называться словом «истигаса», если человек находится в печали и в тяжелой ситуации. А иначе это действие называют «просьбой о мольбе». Сподвижники обращались с просьбами о мольбах к тому, кто жив и присутствует, если была надежда, что Аллах ответит на его мольбу. Это – дозволено при условии, если ты хочешь этим действием следовать за сунной, и хочешь принести пользу этому брату, у которого ты просишь, и себе самому. Ведь, когда человек обращается с мольбами за своего брата в его отсутствии, то ангел говорит: «Да будет так! И тебе то же, что ты просишь для брата». После этих слов ангела есть надежда на ответ на мольбу.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Но когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер, то никто из сподвижников никогда не просил у него ничего, находясь возле его могилы. Напротив, праведные предшественники порицали того, кто стремился взывать к Аллаху именно возле его могилы, так что же тогда сказать о том, кто взывает к нему самому?!»

______________________________________

Если человек взывает к Аллаху именно возле могилы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, то это запрещено и порицаемо. Об этом ясно сказал имам Малик, да помилует его Аллах, и другие. Если человек хочет воззвать к Аллаху, он должен обратиться лицом к Каабе и отойти от могилы подальше. Если же человек взывает к Аллаху, повернувшись лицом к могиле, то это – дело порицаемое. Ведь, этим поступком он уподобляется тем, кто взывает непосредственно к пророку, да благословит его Аллах и приветствует.

Затем посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сам сказал: «О, Аллах, не делай мою могилу идолом, которому будут поклоняться». А также: «О, Аллах, не делай мою могилу местом постоянного возвращения людей. А вы (о, люди) призывайте на меня благословение (салауат), где бы вы ни были, ведь, ваши благословения доходят до меня».

Поэтому ′Али ибн Хусейн сказал, когда увидел, как некий человек подошел к могиле пророка, поприветствовал его и начал обращаться с мольбами к Аллаху: «Что ты делаешь?!» Тот ответил: «Я приветствую пророка». ′Али ибн Хусейн сказал: «Не делай так! Ты и тот, кто делает то же самое в Андалусе, равны! Приветствуй его, где бы ты ни находился», а затем рассказал ему этот хадис. Он сказал: «Рассказал мне мой отец (Хусейн) от моего деда (′Али), что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ″Призывайте на меня благословения, где бы вы ни были, ведь, ваши приветствия доходят до меня″».

Поэтому сподвижники не направлялись к могиле пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Когда кто-то из них входил в мечеть, он приветствовал пророка, да благословит его Аллах и приветствует, призывал на него благословение, а затем садился, или совершал молитву, после чего удалялся.

Это действие передаётся лишь от ибн Умара, но и он делал это не так, как делают люди сегодня. Когда ибн Умар желал отправиться в путь, он приходил к могиле пророка, Абу Бакра и Умара, и говорил: «Мир тебе, о посланник Аллаха. Мир тебе, о Абу Бакр. Мир тебе, о батюшка». То же самое он делал тогда, когда возвращался из пути домой. В других ситуациях он не делал ничего подобного. А его сын Салим говорил: «И я не видел, чтобы кто-то из сподвижников делал нечто подобное». Это было действием только ′Абдуллаха ибн ′Умара.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «У них также есть еще одно сомнение: история Ибрахима, мир ему. Когда его бросили в огонь, к нему явился Джибриль и спросил:«Есть ли у тебя какие-нибудь нужды?!» Ибрахим ответил:«Что касается тебя, то у тебя я ничего не прошу».

Сеющие сомнения сказали:«Если бы обращение за помощью в тяжелой ситуации (истигаса) было бы многобожием (ширком), то Джибриль не предложил бы Ибрахиму обратиться за помощью».

Это сомнение подобно первому сомнению. Поистине, Джибриль, мир ему, предложил ему помощь в том деле, в котором он способен помочь. Ведь, он таков, как о нём сказал Аллах Всевышний: «Обладающий могучей силой».– [53:5]. Если бы Аллах позволил ему взять огонь, в котором был Ибрахим, и окружающие огонь горы и земли и бросить их на восток или запад, то он обязательно сделал бы это. Если бы Аллах повелел ему поднять Ибрахима на небеса, то он непременно сделал бы это.

Это подобно тому, как богатый человек, обладающий огромным количеством имущества, видит нуждающегося человека, и предлагает этому бедняку денег в долг, или дарит ему что-то, что покроет его нужды. Но этот нуждающийся человек отказывается брать деньги и проявляет терпение до тех пор, пока Аллах наделит его уделом, дабы ни быть никому должным. Разве это подобно их поклонению творениям и многобожию?! О, если бы они только понимали!

______________________________________

Ибрахим, мир ему, ответил Джибрилю: «Достаточно мне Аллаха, и как прекрасен этот Покровитель!» ибн ′Аббас сказал: «Эту фразу произнесли два любимца Аллаха в тяжелых ситуациях». Когда во время битвы при Ухуде, посланника, да благословит его Аллах и приветствует, постигло то, что постигло, он также произнес эти слова. Так и есть на самом деле. Кому достаточно Аллаха, тот не нуждается ни в Джибриле, ни в ком-то ином.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Мы закончим наши слова, если пожелает Аллах Всевышний, разбором крайне великого и важного вопроса».

______________________________________

Шейх сказал: «…если пожелает Аллах Всевышний…».Обычно эту фразу используют, когда говорят о будущем времени, говорят о чём-то, что может случиться, а может и не случиться. Если же какое-то дело было в прошлом и закончилось, то относительно него нельзя говорить: «Если пожелает Аллах». Например, человек говорит: «Я приехал вчера, если пожелает Аллах». Или: «Я сделал то-то и то-то, если пожелает Аллах». Эти фразы могут привести к неверию (куфру). Просим у Аллаха избавления! Ведь, если это уже случилось, то значит Аллах уже пожелал это. Ведь, не случается ничего без Его желания.

Аллах Всевышний сказал: «И никогда не говори: ″Я сделаю это завтра″. Если только этого не пожелает Аллах!»- [18:23-24].

Эту фразу используют относительно дел, которые Аллах вменил в обязанность, также относительно желательных поступков, и относительно других.

Также запрещено использовать фразу «если пожелает Аллах» во время мольбы. Например, человек говорил: «О, Аллах, прости меня, если пожелаешь!» Или: «О, Аллах, дай мне, если пожелаешь!», и тому подобное. В хадисах говорится о том, что это запрещено. Причина в том, что данная фраза указывает на две вещи:

Во-первых, говорящий так не проявляет усердие в своей мольбе и не уделяет ей должного внимания. Такие фразы он должен использовать тогда, когда просит что-то у творений. Что же касается обращений к Аллаху, то они должны быть сопряжены с желанием, устремлением к Аллаху и настойчивостью. Аллах любит тех, кто проявляет настойчивость в мольбах.

Во-вторых, из такой мольбы понимается, что Аллах может дать что-то, не желая этого. А думающий такое проявляет неверие в Аллаха. Это – запрещено. Поэтому данная форма мольбы запрещена.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Этот вопрос можно понять из сказанного ранее, но мы разберем его отдельно, так как данный вопрос занимает великое положение и в нём часто допускаются ошибки.

______________________________________

Этот вопрос заключается в том, что человек, произносящий слова неверия, может быть оправдан, только если его принудили. Принуждение (икрах) касается только внешних действий, и не может касаться сердца. Никто не может принудить человека изменить убеждения сердца.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Нет разногласий в том, что единобожие (таухид) непременно должно включать убеждения сердца, слова языка и деяния. Если что-то из этого нарушается, то человек не является мусульманином».

______________________________________

Это – определение приверженцев сунны понятию «вера» (иман). Вера (иман) – это убеждения сердца, слова языка и деяния. Вера (иман) – это правильное вероубеждение, слова и дела. Невозможно обойтись без этого. Эти три вещи называются столпами веры (имана).

Удивительно, как сейчас мы видим людей, которые пишут послания и говорят, что в этом вопросе существует разногласие: являются эти вещи условиями действительности веры (имана) или условиями его принятия, или еще чем-то. А, ведь, они не являются условиями (шурутами). Условие – это то, что предшествует самому делу. А эти три вещи являются столпами (рукнами) веры. Если исчезнет хотя бы один столп, то исчезнет и вера. Они обязательно должны объединиться вместе.

Если человек говорит: «Ля иляха илля Ллах», не зная смысла этих слов, то они не принесут ему пользы. Или, например, человек говорит: «Ля иляха илля Ллах», а затем не живет в соответствии с этими словами. Например, обращается за помощью в тяжелых ситуациях к творениям, совершает земной поклон идолу, и так далее. Эти слова не принесут ему пользы. Эти три столпа обязательно должны объединиться. Человек должен совершать деяния, должен знать смысл «ля иляха илля Ллах» своим сердцем, а затем должен произнести эту фразу своим языком.

Если же он, например, знает исламское вероубеждение, и знает, что ислам – это истина, но не произносит языком «ля иляха илля Ллах» и умирает в таком положении, то он будет в Аду. Обязательно нужно произнести эту фразу.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Если человек познал единобожие (таухид), но не совершает деяния в соответствии с ним, то он – упрямый неверующий, подобный Фараону, Иблису и им подобным.

______________________________________

Например, Абу Талиб. Абу Талиб знал, что посланник Аллаха пришёл с истиной, защищал его, но когда к нему пришла смерть, пророк сказал ему: «Скажи: ″Ля иляха илля Ллах″». И он хотел сказать эти слова, если бы не скверные спутники, сидящие рядом. Возле него сидели Абу Джахль и ′Абдуллах ибн ′Утба. Они сказали ему: «Неужели ты отворачиваешься от религии Абд уль-Мутталиба?» И тогда он отказался сказать «ля иляха илля Ллах», и сказал: «Я на религии Абд уль-Мутталиба».

______________________________________

Диктор читает текст послания: «В этом вопросе ошибаются многие люди. Они говорят:″Это – истина! Мы понимаем это и свидетельствуем о том, что это – истина. Но мы не может воплощать её на делах. Жители нашего города позволяют жить в нём только тому, кто согласен с ним в убеждениях″, и приводят многие другие оправдания.

______________________________________

То есть: «Если мы будем воплощать истину на делах, они начнут враждовать с нами, или изгонят нас из города». Это означает, что они отдали предпочтение мирской жизни перед религией Аллаха Всевышнего.

Во времена шейха некоторые населенные пункты враждовали с ним сильнейшим образом, и вели войну. В этих населенных пунктах были те, кто соглашался с религией ислам, но не покидал эти населенные пункты. У них спрашивали: «Почему вы не покидаете их, когда они враждуют с единобожием?» Они отвечали: «Мы не хотим покидать свой город, бросать своё имущество». Такому говорят: «Ты предпочел своё имущество и свою семью над религией Аллаха Всевышнего, поэтому ты не являешься мусульманином». Это является неверием в Аллаха.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «Этот бедняга не знает, что большинство предводителей неверия знали истину, но оставляли её лишь по причине разных оправданий. Аллах Всевышний сказал: «Они продавали знамения Аллаха за ничтожную цену».– [9:9]».

______________________________________

Это касается господ в определенном народе, которые имеют должности и много других польз. Они знают, что придерживаются лжи, но продолжают заниматься этим из-за этих полезных моментов. Эти люди являются одними из самых худших творений Аллаха.

______________________________________

Диктор читает текст послания: «А также: «Они знают его (Мухаммада), как знают своих сыновей».– [2:146].

Если человек воплощает единобожие на делах, но не понимает его или не убежден в нём сердцем, то он – лицемер (мунафик). Лицемер хуже, чем обычный неверующий, как сказал Всевышний: «Воистину, лицемеры окажутся на нижайшей ступени Огня».– [4:145].

Этот вопрос – вопрос великий и обширный. Он прояснится тебе, если ты поразмышляешь над состоянием людей. Ты увидишь тех, кто знает истину, но оставляет деяния из-за страха потерять мирские блага, или авторитет, или из-за лести перед кем-то.

Наши рекомендации