Подведение итогов практики. По окончании практики студент составляет письменный отчет
По окончании практики студент составляет письменный отчет. Отчет должен содержать сведения о конкретно выполненной студентом работе в период прохождения практики и весь материал, отражающий содержание разделов программы практики, календарного плана и индивидуального задания.
В течение первых двух недель после окончания практики в соответствии с графиком образовательного процесса руководителем практики от кафедры проводится аттестация студентов в форме дифференцированного зачета.
4 Требования к содержанию и оформлению отчёта
Отчет по практике является основным документом, характеризующим работу студента во время практики. Отчет составляется в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием по мере накопления материала и оформляется в окончательном виде студентом
в период его пребывания на практике. Для этого в бюджете времени практики отводится время для составления отчета.
Отчет проверяется и подписывается руководителем практики от предприятия.
К отчету прилагается дневник прохождения практики, оформленный в установленном порядке, с характеристикой-отзывом о работе студента, подписанной руководителем практики от предприятия и заверенной печатью.
Руководитель практики от кафедры после проверки подписывает отчет и допускает студента к защите практики, или отправляет отчет на доработку. После устранения замечаний отчет вновь рецензируется руководителем практики от кафедры и допускается к защите.
Отчет по практике должен быть написан грамотно, набран на компьютере на стандартных листах А4, оформленных в соответствии с требованиями ЕСТД, переплетен, подписан студентом, руководителем практики от организации, скреплен печатью.
Отчет должен состоять из следующих разделов: титульный лист, содержание (оглавление), введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения. Приложения оформляются как продолжение отчета. Отчет составляет 20—25 страниц машинописного текста.
Во вводной части излагаются цели и задачи практики, даются краткие сведения о предприятии. Содержание основной части включает описание выполнения индивидуального задания и состоит из разделов:
1. Обзор программного обеспечения и задач, решаемых с помощью САПР, АСУ на предприятии.
2. Постановка задачи индивидуального задания (с использованием САПР, АСУ).
3. Математическая модель поставленной задачи (если необходимо) либо структурные схемы (диаграммы) разрабатываемого программного продукта.
4. Разработка программного продукта для решения поставленной задачи.
5. Использование сетевых технологий на предприятии.
6. Способы и средства защиты информации.
5 Оценка учебных достижений студентов
по итогам практики
Оценка учебных достижений студентов по итогам практики проводится по 10-балльной шкале.
10 баллов — «десять» ставится студенту, который своевременно представил письменный отчет о выполнении программы практики, а также другие материалы, предусмотренные программой, в соответствии с предъявляемыми требованиями, подробно отразил ход выполнения практики в дневнике прохождения практики; показал глубину
и полноту общепрофессиональных и специальных знаний, полученных в процессе обучения в университете; проявил в работе самостоятельность и творческий подход в решении сложных проблем в нестандартной ситуации, овладел производственными навыками работы будущего специалиста в условиях конкретного производства. Использовал научную терминологию, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы. Усвоил основную и дополнительную литературу, нормативные и законодательные акты, предусмотренные программой практики.
9 баллов — «девять» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы в соответствии с программой практики; владеет научной терминологией, системой знаний, полученных при изучении специальных учебных дисциплин по специальности, умением эффективно использовать их в постановке и решении научных и профессиональных задач; проявил способность самостоятельно принимать профессиональные решения и творчески решать возникшие проблемы, показал высокий уровень культуры выполнения заданий; своевременно представил руководителю практики от кафедры отчетную документацию. Использовал стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы. Усвоил основную и дополнительную литературу, нормативные и законодательные акты, предусмотренные программой практики.
8 баллов — «восемь» ставится студенту, который умеет реализовать теоретические знания по изученным в университете дисциплинам, профессиональные умения и навыки в практической деятельности; проявил в работе самостоятельность и инициативу, способность делать обоснованные выводы и предложения, владение культурой общения и выполнения заданий; овладел профессиональной лексикой в трудовой деятельности, своевременно представил руководителю практики от кафедры письменный отчет о выполнении программы практики и другую документацию, предусмотренную программой практики. Допустил 1—2 незначительные ошибки при решении производственных задач или оформлении отчета. Использовал научную терминологию, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы. Усвоил основную и дополнительную литературу, нормативные и законодательные акты, предусмотренные программой практики.
7 баллов — «семь» ставится студенту, который в процессе прохождения практики показал наличие необходимых теоретических знаний по специальным дисциплинам, умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях, необходимых будущему специалисту; обладает навыками профессионального мышления, полностью выполнил программу практики, соблюдал все предъявленные к нему требования со стороны руководителей практики. Допустил незначительные ошибки теоретического и методического характера. Использовал научную терминологию, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы. Усвоил основную и дополнительную литературу, нормативные и законодательные акты, предусмотренные программой практики.
6 баллов — «шесть» ставится студенту, который выполнил программу практики; использовал на практике необходимые общепрофессиональные и специальные знания, проявил способность самостоятельно применять типовые решения в производственной деятельности, делать обоснованные выводы. Допускал отдельные ошибки теоретического и методического характера, своевременно сдал документацию, но имеются недочеты в ее содержании, оформлении. Использовал научную терминологию, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы. Усвоил основную и дополнительную литературу, нормативные и законодательные акты, предусмотренные программой практики.
5 баллов — «пять» ставится студенту, который показал достаточные знания по изученным в университете специальным дисциплинам, выполнил программу практики, но частично допускал в ходе практики ошибки в знании вопросов, касающихся профессиональной деятельности; не всегда мог принять самостоятельное решение при выполнении поставленных задач; своевременно представил руководителю практики от кафедры отчет о выполнении программы практики с приложением необходимой документации, но в оформлении или содержании имеется частичное несоблюдение требований. Использовал научную терминологию, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок.
4 балла — «четыре» ставится студенту, который выполнил программу практики, однако не проявил глубоких теоретических знаний по специальным дисциплинам и умения применять их на практике; показал умение использовать профессиональную терминологию и делать выводы без существенных ошибок, под руководством решать стандартные (типовые) задачи; своевременно сдал отчет и необходимую документацию, но с наличием существенных недоработок. Использовал научную терминологию, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок.
3 балла — «три» ставится студенту, который обладает недостаточно полными знаниями в рамках образовательного стандарта; нарушил представленные требования со стороны руководителя практики от кафедры или руководителя практики от базы практики, допустил грубые ошибки в решении профессиональных вопросов; представил руководителю практики дневник и отчет с ошибками в оформлении, содержании или без приложения всей необходимой документации. Показал неумение использовать научную терминологию, при ответах на вопросы допускал существенные стилистические и логические ошибки.
2 балла — «два» ставится студенту, который показал владение фрагментными знаниями по специальным дисциплинам, не решил поставленных перед ним задач в процессе прохождения практики, допускал грубые методические и теоретические ошибки, нарушал правила внутреннего распорядка. Не сдал своевременно отчет или не представил необходимую документацию. Показал неумение использовать научную терминологию, при ответах на вопросы допускал существенные стилистические и логические ошибки.
1 балл — «один» ставится студенту, который не выполнил объем работы, намеченный программой практики, показал низкий уровень теоретических знаний и профессиональных умений и навыков; отчет не соответствует предъявляемым требованиям, к отчету не приложена необходимая документация; не подчинялся действующим на предприятии правилам внутреннего распорядка, распоряжениям руководителей практики.
6 Перечень вопросов к дифференцированному зачёту
1. Визуальное проектирование.
2. Класс и стереотипы классов.
3. Атрибуты и операции классов.
4. Область видимости атрибутов и операций.
5. Наследование классов.
6. Типовая последовательность разработки проекта в среде Rational Rose.
7. Связь Rational Rose с другими инструментами разработки и языками программирования.
8. Компьютерные технологии на основе CAS.
9. Компьютерные системы инженерного моделирования и анализа.
10. Модульная структура CAE — систем.
11. Технология конструирования программного обеспечения.
12. Этапы типичной схемы разработки ПО.
13. Содержание этапов типичной схемы разработки ПО.
14. Документы, сопровождающие проект.
15. Методы достижения качества разработки ПО.
16. Индивидуальный процесс разработки ПО.
17. Типичная схема процесса управления проектом.
18. Архитектура программы. Цели выбора архитектуры.
19. Типичная схема процесса детального проектирования.
20. Типичный план модульного тестирования проекта.
21. Виды работ по сопровождению ПО.
22. Методы сопровождения ПО.
23. Предметные области защиты информации
24. Стандартизация в криптографии.
25. Государственное регулирование в области криптографии.
26. Законы и нормативные акты Республики Беларусь.
27. Международное регулирование в области криптографии.
Литература
1. Кватрани, Терри. Визуальное моделирование с помощью Rational Rose 2002 и UML ; пер. с англ. / Терри Кватрани. — М. : Вильямс, 2003. — С. 192.
2. Орлов, С. А. Технологии разработки программного обеспечения : учеб. для ВУЗов. / С. А. Орлов. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2004. — 527 с.
3. Бочкарева, Л. В. Системы автоматизации проектирования программного обеспечения. Работа в среде Rational Rose : учеб.-метод. пособие для студентов специальности «Программное обеспечение информационных технологий» всех форм обучения / Л. В. Бочкарева. — Минск : БГУИР, 2006. — 38 с
4. Путилин, А. Б. Компонентное моделирование и программирование на языке UML : практ. рук. по проектированию информац. систем
/ А. Б. Путилин, Е. А. Юрагов. — М. : NT Press, 2005. — 239 с.
5. Брауде, Э. Технология разработки программного обеспечения
/ Э. Брауде. — СПб. : Питер, 2004.
6. Олифер, В. Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы : учеб. для вузов / В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 958 с.
7. Алямовский, А. А. SolidWorks/CosmosWorks. Инженерный анализ методом конечных элементов / А. А. Алямовский. — М. : ДМК, 2004.
8. Каплун, А. Б. Ansys в руках инженера / А. Б. Каплун. — М. : Едиториал, 2003.
9. Олифер, В. Г. Сетевые операционные системы : учеб. для вузов
/ В. Г. Олифер, Н. А. Олифер. — 2-е изд. — СПб. : Питер, 2008. — 669 с.
10. Станек, У. Эффективная работа: Windows Server 2003 / У. Станек. — СПб. : Питер, 2007. — 1104 с. + 1 электрон. опт. диск (СD-R).
11. Стивенс, У. Р. UNIX. Разработка сетевых приложений / У. Р. Стивенс, Б. Феннер, Э. М. Рудофф. — 3-е изд. — СПб. : Питер,2007. — 1039 с.
12. Таненбаум, Э. Компьютерные сети / Э. Таненбаум. — 4-е изд. — СПб. : Питер, 2007. — 992 с.
13. Шеферд, ДЖ. Программирование на Microsoft Visual C++. NET. Мастер-класс ; пер. с англ. / ДЖ. Шеферд. — 2-е изд. — М. : Русск. ред. ; СПб : Питер, 2007. — 928 с.
14. NET Сетевое программирование для профессионалов ; пер с англ. / Эндрю Кровчик [и др.]. — М. : Лори, 2005.
15. Павловская, Т. А. C/C++. Программирование на языке высокого уровня : учеб. для вузов / Т. А. Павловская. — СПб. : Питер, 2005. — 461 с.
16. Луцик, Ю. А. Объектно-ориентированное программирование на языке C++ : учеб. пособие / Ю. А. Луцик, В. Н. Комличенко. — Минск : Бгуир, 2008
17. Язык C/C++ : учеб. пособие / И. Ф. Астахова [и др.]. — Минск : Новое знание, 2003. — 203 с.
18. Голицына, О. Л. Основы алгоритмизации и программирования : учеб. пособие / О. Л. Голицына, И. И. Попов. — М. : ФОРУМ : ИНФРА-М. — 2004. — 432 с.
19. Культин, Н. Б. C/C++ в задачах и примерах / Н. Б. Культин. — СПб. : БХВ-Питербург, 2004. — 288 с. : ил.
20. Ишкова, Э. А. C++. Начала программирования / Э. А. Ишкова. — Изд. 3-е, перераб. и доп. — М. : Бином-Пресс, 2004. — 368 с.
21. Конноли, Т. Базы данных: проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика ; пер. с англ. / Т. Конноли, К. Бэгг, А. Cтрачан. — 2-е изд. — М. : Вильямс, 2000.
22. Райордан, Р. Основы реляционных баз данных ; пер, с англ.
/ Р. Райордан. — М. : Русск. ред., 2001. — 384 с. : ил.
23. Ливак, Е. Н. Защита информации : учеб. пособие : в 4 ч.
/ Е. Н. Ливак. — Гродно : ГрГУ, 2000. — Ч. 3 : Защита авторских прав в области программного обеспечения. — 109 с.