Методические материалы к решению задач

При расчете прироста производительности труда вследствие действия совокупности факторов следует обратить внимание на характер их взаимосвязи. Если факторы действуют во взаимосвязи друг с другом, обеспечивая мультипликативный эффект, целесо­образно использовать индексный метод расчета. В противном случае проводится расчет изолированного, влияния каждого из факторов с последующим суммированием. Оба способа могут использоваться как при планировании, так и при анализе производи­тельности труда.

Индексный метод предполагает расчет индекса роста про­изводительности труда по каждому из факторов с последующим перемножением:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где IПТ - общий индекс роста производительности труда за счет влияния всей совокупности факторов; I1,I2,…,In - частные индек­сы роста производительности труда под воздействием отдельных факторов.

Пример. Пусть в организации снижена трудоемкость про­дукции на 7,3 %. Одновременно с этим сократились потери смен­ного рабочего времени с 8 до 4 %, а количество отработанных дней в результате снижения заболеваемости и прогулов возросло на 2 %. Определить индекс роста производительности труда.

Решение. Поскольку выработка и трудоемкость связаны об­ратной зависимостью, для первого фактора получаем:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

Снижение потерь рабочего времени означает, что оно стало использоваться более производительно, поэтому увеличился ре­зультат труда в расчете на одного работника: Методические материалы к решению задач - student2.ru .

При прочих равных условиях увеличение числа отработанных дней способствовало росту выработки в той же пропорции. Перемножая все индексы, получим: IВ = 1,079 • 1,043 • 1,02 = 1,148.

При изолированном влиянии факторов наиболее часто используется методика, основанная на расчете относительной эко­номии численности по каждому фактору с последующим обоб­щением полученных результатов. Рассмотрим возможности дан­ного вида анализа на примере наиболее типичных резервов и наи­более часто используемых зависимостей.

1. Экономия численностиЭС за счет структурных сдвигов в производстве:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

гдеЧИСХ численность персонала, необходимая для производств л заданного объема продукции при неизменном (базисном) уроипс производительности труда; IСТ, IТ - индексы изменения объема производства в стоимостном и трудовом выражении соответственно.

Если полученная величина ЭС положительна, предприятие имеет экономию численности. Знак «минус» означает затраты до­полнительного труда, перерасход численности (или отрицатель­ную экономию).

Пример. Пусть в организации для выполнения планового объема производства исходная численность персонала составляла 300 чел. За отчетный период с учетом рыночной конъюнктуры предприятие увеличило долю продукции более высокого качества в общем выпуске, что повысило среднюю цену продукции на 15%. Одновременно с этим трудоемкость 1 руб. реализованной продук­ции возросла на 7 %. За счет того, что рост цены опережал рост трудоемкости продукции, плановый объем производства был дос­тигнут с меньшей численностью персонала. Экономия составила Эс =300 (1,15-1,07)≈24 (чел.) .

2. Экономия численности Эк за счет изменения объема коо­перированных поставок:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где А10 — удельный вес поставок по кооперации в единице изде­лия в отчетном и базисном периоде.

Дополним предыдущий пример новыми условиями. Пусть доля поставок по кооперации составляла в базисном году 67 %, а в отчетном - 62%. При прочих равных условиях это означает, что предприятию для производства того же количества продукции пришлось использовать дополнительных работников:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

Отрицательная величина показывает, что вместо экономии численности на предприятии имелся ее перерасход.

3. Экономия численности за счет изменения трудоемкости единицы продукции ЭТ является одним из важнейших резервов роста производительности труда:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где Т01 - трудоемкость изготовления единицы продукции в ба­зисном и отчетном периоде соответственно; В - выпуск продук­ции в отчетном периоде; КВН- коэффициент выполнения норм; М- продолжительность действия мероприятия, под влиянием которо­го изменилась трудоемкость, мес.;П общая продолжительность периода, для которого рассчитывается рост производительности труда, мес.;Ф общий фонд рабочего времени в расчете на одно­го рабочего.

Продолжим рассмотрение примера. Пусть в цехе А в ре­зультате внедрения нового оборудования с 1 апреля затраты вре­мени на производство единицы продукции снизились с 2 до 1,5 часов. Годовой объем производства составляет 100 000 единиц. Фонд рабочего времени - 1 750 часов, коэффициент выполнения норм — 110 %. Новое оборудование работало с 1 апреля, т. е. 9 месяцев из 12 возможных. С учетом этого определим фактическую экономию численности:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

Экономия численности за счет улучшения использования рабочего времени (ЭТ) является результатом действия организаци­онных факторов роста производительности труда. Среди них: снижение потерь по организационно-техническим причинам, сни­жение простоев и прогулов, устранение дублирования функции и др. В любом из этих случаев часть рабочего времени, которая ра­нее использовалась непродуктивно, вовлекается в процесс произ­водства.

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где П01- потери рабочего времени в базисном и отчетном пе­риоде соответственно; dp — доля рабочих в исходной численности персонала.

Предположим, по данным фотографии рабочего дня в ре­зультате принятия мер по укреплению трудовой дисциплины про­стои по вине работников снизились с 8 до 3 % сменного фонда рабочего времени. Доля рабочих - 60% численности персонала. При этих условиях экономия численности персонала составила

Методические материалы к решению задач - student2.ru

4. Экономия численности персонала - за счет повышения квалификации рабочих (ЭКВ). Расчет данного вида экономии осно­ван на существовании зависимости между квалификацией рабочих и коэффициентом выполнения норм. Рост коэффициента выпол­нения норм является косвенным показателем роста квалификации рабочих.

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где К0, К1 — коэффициент выполнения норм в базисном и отчетном периоде соответственно; dСД- доля рабочих-сдельщиков.

Пусть средний коэффициент выполнения норм после обуче­ния 30 рабочих возрос со 110 до 130 %. Определим экономию чис­ленности персонала: Методические материалы к решению задач - student2.ru

5. Экономия численности - вследствие изменения структу­ры персонала. Как правило, увеличение объема производства вле­чет за собой пропорциональный рост численности основных рабо­чих. Численность остального персонала либо не изменяется, либо изменяется в меньшей степени. Именно этот замедленный рост и является источником относительной экономии численности за счет изменения структуры персонала:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

гдеIВ - индекс роста объема производства; Iч — индекс роста чис­ленности персонала.

Так, если на предприятии объем производства возрос на 10 % по сравнению с предыдущим годом, а численность персона­ла - на 3 %, относительная экономия составила Эп = (1,1 -1,03) • 300 = 21 (чел.).

Заключительным этапом анализа резервов роста производи­тельности труда является расчет прироста производительности труда под влиянием всех рассмотренных факторов:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где ∆ПТ - прирост производительности труда, %; ∑Э - сумма эко­номии численности персонала по всем факторам.

В нашем примере общий рост производительности труда со­ставил:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

Следующее направление анализа - сравнение темпов роста производительности труда и средней заработной платы. Опере­жающие темпы роста производительности труда приводят к сни­жению зарплатоемкости продукции и, следовательно, получению дополнительной прибыли, которая может быть рассчитана сле­дующим образом:

Методические материалы к решению задач - student2.ru

где IЗП - индекс роста средней заработной платы; Iпт - индекс роста производительности труда; dЗП - доля заработной платы в себестоимости продукции базового периода; С — себестоимость отчетного периода.

Пример. В результате сокращения простоев на 10 % увели­чилась выработка рабочих-повременщиков при росте среднеме­сячной заработной платы на 5 %. Доля расходов на оплату труда в базисном периоде составляла 30 % себестоимости. Плановая себе­стоимость отчетного периода равна 500 млн руб. Используя фор­мулу, получаем: Методические материалы к решению задач - student2.ru

Наши рекомендации