Ребования к организационным структурам управления предприятий в гост. - рест. бизнесе.
Целью организационной структуры является:
- разделение труда;
- определение задач и обязанностей работников;
- определение ролей и взаимоотношений (полномочий, которые связывают высшее руководство с низшими уровнями работников. Эти отношения устанавливаются посредством делегирования, которое означает передачу полномочий и задач лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение).
В современных условиях система управления должна быть простой и гибкой, чтобы быть конкурентоспособной. Она должна иметь такие характеристики, как:
- небольшое число уровней управления;
- компактные подразделения, укомплектованные квалифицированными специалистами;
- производство услуг и организация работы, ориентированные на потребителей (гостей предприятия).
Организационная структура гостиничного предприятия определяется назначением гостиницы, ее категорией, размером фонда номеров, местоположением, спецификой гостей и другими факторами.
Она характеризуется совокупностью рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей гостиницы.
Важнейшими требованиями, которым должны удовлетворять организационные структуры управления являются следующие.
1. Оптимальность. Структура управления признается оптимальной, если между звеньями и ступенями управления на всех уровнях устанавливаются рациональные связи при наименьшем числе ступеней управления.
2. Оперативность. Суть данного требования состоит в том, чтобы за время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений.
3. Надежность. Структура аппарата управления должна гарантировать достоверность передачи информации, не допускать искажений управляющих команд и других передаваемых данных, обеспечивать бесперебойность связи в системе управления.
4. Экономичность. Задача состоит в том, чтобы нужный эффект от управления достигался при минимальных затратах на управленческий аппарат. Критерием этого может служить соотношение между затратами ресурсов и полезным результатом.
5. Гибкость. Способность изменяться в соответствии с изменениями внешней среды.
6. Устойчивость структуры управления. Неизменность ее основных свойств при различных внешних воздействиях, целостность функционирования системы управления и ее элементов.
10. Норма управляемости и основные факторы, влияющие на неё.
Норма управляемости — это количество людей, которыми непосредственно управляет руководитель, которые находятся в его непосредственном подчинении.
Считается, что наиболее оптимальное число в норме управляемости – 7. Психологи установили связь этого с особенностями работы головного мозга человека.
НИИ труда рекомендует использовать такие нормы: верхний уровень управления – 3-7 чел.; средний – 8-20 чел.; нижний – 21-40 чел. Важное значение имеет сложность работ, требующая интеллектуальной подкованности, тонуса интеллекта и его работы в норме активности. На практике же, количество подчинённых может быть гораздо больше нормы.
С уменьшением нормы управляемости увеличиваемся количество руководящих должностей, число иерархических уровней и структура расширяется по вертикали. Чрезмерное сужение нормы управления является причиной увеличения количества управленческих уровней, сверх централизации власти, повышения административных расходов и роста проблем в результате ослабления взаимосвязей между верхним и нижним уровнем
Увеличение же нормы управляемости, наоборот, ведет к расширению структуры по горизонтали и уменьшению числа уровней. При этом у руководителя мало возможностей уделять внимание подчиненным персонально.
Норма управляемости зависит от следующих факторов:
1. Подобие функций. Чем больше схожи функции, выполняемые подчиненными, тем больше норма.
2. Географическая близость. Чем ближе размещены члены рабочей группы, тем больше норма.
3. Сложность функций. Чем сложнее рабочие функции, тем меньше норма.
4. Требуемая степень непосредственного руководства. Чем она больше, тем меньше норма.
5. Потребность в планировании руководителя. Чем меньше требуется планирования, тем больше норма.
6. Наличие организационной поддержки руководителю подразделения. Чем большую поддержку получает руководитель подразделения в вопросах найма, обучения, проверки квалификации, тем больше у него норма.
Максимальная норма управляемости в организации может быть определена следующим образом:
где – максимальная норма управляемости, чел.;
К(инд) – индивидуальный коэффициент управляемости в организации, показывающий, сколькими работниками может руководить единичный руководитель.
К(нроу) - Показатель количества независимо руководящих отдельной операцией управленческих единиц
-Наибольшее количество людей, которые могут работать в организации без ущерба для выполнения всех функций управления, определяется как:
Где – максимально возможная численность работников организации, чел;
i – уровень в иерархии организации;
n – общее число этих уровней, включая последний (неуправленческий);
1 – высшее управленческое звено в организации – директор.