Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (15ч)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Халидуллиной Васили Мифгатовны,
Учителя начальных классов первой категории
По технологии
Класс
УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н. Ф. Виноградовой
Учебник Лутцева Е.А. Технология. 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана - Граф, 2013.
Уч. г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
¾отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам;
¾проявлять интерес к историческим традициям своего края и России;
¾испытывать потребность в самореализации в доступной декоративно- прикладной деятельности, простейшем техническом моделировании;
¾принимать мнения и высказывания других людей, уважительно относиться к ним;
¾опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
¾совместно с учителем формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
¾совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
¾совместно с учителем анализировать предложенное задание, разделять известное и неизвестное;
¾самостоятельно выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
¾коллективно разрабатывать несложные тематические проекты и самостоятельно их реализовывать, вносить коррективы в полученные результаты;
¾осуществлять текущий контроль точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертежных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
¾выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.
Познавательные УУД
¾с помощью учителя искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертеж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, сети Интернет;
¾открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
¾преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Коммуникативные УУД
¾учиться высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать;
¾слушать других, пытаться принимать другую точку зрения;
¾уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
¾уважительно относиться к позиции других, пытаться договариваться.
Предметные результаты
Иметь представление:
о современных направлениях научно-технического развития в своей стране и мире, истории их зарождения; о положительном и отрицательном влиянии современной деятельности человека на природную среду; о глобальных проблемах экологии и роли человека в сохранении природной среды, предотвращении экологических и техногенных катастроф; об отдельных элементарных аспектах экономических знаний (разделение труда, производительность труда, конкуренция, рынок, реклама и др.); о понятиях технический прогресс, наука, экономика, экология, энергетика, дизайн, компьютер, селекция и др.
Знать:
современные профессии, появившиеся в XX—XXI вв. и связанные с изученным содержанием; технические изобретения XX в., вошедшие в нашу повседневную жизнь (телефон, радио, телевизор, компьютер и др.); названия основных частей персонального компьютера (монитор, клавиатура, системный блок) и их назначение; основные требования дизайна к конструкциям, изделиям, сооружениям (польза, удобство, красота); названия и свойства материалов, используемых в работах учащихся; этапы технологического процесса и их особенности в зави симости от свойств материалов; петельную, крестообразную строчки и их варианты; луковичный и клубневый способы размножения растений.
Уметь:
определять конструктивные и технологические особенности предложенных для изготовления изделий или выбранных самостоятельно; подбирать и применять рациональные конструктивные решения и технологические приёмы изготовления изделий в каждом конкретном случае; эстетично оформлять изделия; соединять детали из ткани петельной и крестообразной строчками; выполнять простейшие работы по выращиванию растений из луковиц и клубней; находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета); выполнять посильные действия для решения экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, грамотный уход за домашними животными, выращивание деревьев, кустарников, цветов, культура общения — речь, эти кет и т. д.)
Владеть общетрудовыми и общеучебными умениями:
самостоятельно:
разрабатывать несложные коллективные творческие проекты и реализовывать их;
распределять обязанности в группе;
организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;
экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах.
При помощи учителя:
выбирать темы для практических и проектных работ;
искать оригинальные решения конструкторско-технологических, экономических и эстетических проблем.
Содержание учебного предмета
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (15ч)
Преобразовательная деятельность человека в ХХ — начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в ее предотвращении.
Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.
Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике информационно-компьютерных технологиях.
Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в. — использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.
Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.
Коллективные проекты.
Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.