Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

- понимание роли и места человека в окружающем мире;

- созидательная и творческая деятельность человека и природа как источник его вдох­новения; осознание того, что в работах мастеров, художников, в разнообразных предметах рукотворного мира отражены формы и образы природы;

- называние нескольких профессий;

- самообслуживание во время работы: поддержание порядка на рабочем месте, уха­живание за инструментами, правильное хранение их;

- соблюдение правил гигиены труда.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

- узнавание и называние изученных видов материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), знание их свойств (цвет, фактура, толщина и др.);

- способность различать материалы и инструменты по их назначению;

- последовательности изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- качественно выполнять операции и приемы по изготовлению несложных из­делий: экономно размечать сгибанием, по шаблону;

- точно резать ножницами; собирать из­делия с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия раскрашиванием, аппли­кацией, прямой строчкой;

- владение способами разметки на глаз, по шаблону;

- использование пресса для сушки плоских изделий;

- формообразование сгибанием, складыванием, вытягиванием;

- правила безопасной работы с инструментами (ножницы, иглы) и правила хране­ния их;

- владение клеевым способом соединения деталей;

- выполнение с помощью учителя практической работы и самоконтроль с опорой на инструкционную карту, образец, шаблон;

- владение способами отделки: раскрашивание, аппликация, прямая строчка;

- называние ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), понимание назначения этих инструментов, владение правилами безопасной работы ими.

Конструирование и моделирование

-осознание того, что деталь является составной части изделия;

- различение разборных и неразборных конструкций несложных изделий, знание о не­подвижном клеевом соединении деталей;

- узнавание строения конструкций (разборные и неразборные);

- конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание курса структурировано по двум основным содержательным линиям:

1. Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.

Раздел включает информационно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержательная основа – это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности человека. Концентричность в изучении данного раздела достигается тем, что элементы технологических знаний и умений изучаются по принципу укрупнения содержательных единиц. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

2. Из истории технологии.

Обе линии взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, приблизить его к окружающему миру ребенка в той его части, гдe человек взаимодействует с техникой, предметами быта, материальными продуктами духов­ной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его историче­ском развитии.

В программе эти содержательные линии представлены четырьмя разделами:

· Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самооб­служивание.

· Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты.

· Конструирование и моделирование.

· Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Освоение предметных знаний и приобретение умений, формирование мета предметных основ деятельности и становление личностных качеств осуществляются в течение всего пе­риода обучения. В первом классе основное внимание уделяется освоению базовых пред­метных технико-технологических знаний и умений, а также воспитанию личностных (духов­но-нравственных) качеств. В содержание включаются задания на развитие основ творческой деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Раздел программы Количество часов Программное содержание Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные действия)
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание. Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров. Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного ис­кусства). Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразитель­ность - цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов, природные материалы. Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное размещение мате­риалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы; уход и хра­нение инструментов. Гигиена труда. Организация рабочего места (рациональное размеще­ние материалов и инструментов) и сохранение порядка на нем во время и после работы. Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса. Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) - рисун­ки, схемы, инструкционные карты; Наблюдатьсвязи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мас­теров родного края. Сравниватьконструктивные и декоративные особенности пред­метов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий и материалов для рукотворной де­ятельности. Анализироватьпредлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизве­стного, прогнозироватьполучение практических результатов в зависи­мости от характера выполняемых действий, находитьи использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Планироватьпредстоящую прак­тическую деятельность в соответ­ствии с ее целью, задачами, осо­бенностями выполняемого задания, отбирать оптимальные способы его выполнения. Организовыватьсвою деятель­ность: подготавливать свое рабо­чее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблю­дать приемы безопасного и ра­ционального труда; работать в малых группах, осуществлять со­трудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, про­дуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми). Исследовать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых изделий искать наиболее целесообразные способы решения задач прикладного характера в зависимости от целей иконкретных условий работы. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления. Обобщать (осознавать, структурировать и формулировать) то новое, что усвоено.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты. Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим примене­нием в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и карто­на). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктив­ные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы (глина, пластилин), природные материалы. Свойства этих материалов. Подго­товка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов. Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий исполь­зуемых инструментов). Выполнение приемов рационального и безопасного пользования ими. Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначе­ние линии сгиба на рисунках, схемах. Общее понятие о технологии. Элементарное знаком­ство (понимание и называние) с технологическим процессом изготовления изделия из мате­риалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразова­ние деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изде­лия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изде­лия) при изготовлении изделий из разных материалов. Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и тех­нологических приемов их обработки. Приемы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в техни­ке аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.).   Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять)до­ступные материалы: их виды, фи­зические свойства (цвет, фактуру, форму и др.), технологические свойства - способы обработки ма­териалов (разметка, выделение де­талей, формообразование, сборка, отделка), конструктивные особен­ности используемых инструментов (ножницы, канцелярский нож), чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приемы рабо­ты приспособлениями (шаблон, трафарет, лекало, выкройка и др.) и инструментами. Анализироватьконструкторско-технологические и декоратив­но-художественные особенности предлагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, осуществ­лять информационный, практичес­кий поиск и открытие нового зна­ния и умения; анализировать и чи­тать графические изображения (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы). Создаватьмысленный образ конструкции с учетом поставлен­ной конструкторско-технологической задачи или с целью передачи определенной художественно-эсте­тической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблю­дая приемы безопасного и рацио­нального труда. Планироватьпоследователь­ность практических действий для реализации замысла, поставлен­ной задачи; отбирать наиболее эффективные способы решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных за­дач в зависимости от конкретных условий. Участвоватьв совместной твор­ческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор не­обходимой информации, создание и практическая реализация окон­чательного образа объекта, опре­деление своего места в общей де­ятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировкухода работы и ко­нечного результата. Обобщать (осознавать, струк­турировать и формулировать) то новое, что открыто и освоено на уроке.
Конструирование и моделирование. Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия. Конструирование и мо­делирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодеталь­ные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. Неподвижное соединение деталей.   Сравниватьразличные виды конструкций и способы их сборки. Характеризовать основные требо­вания к изделию. Моделироватьнесложные из­делия с разными конструктивными особенностями, используя разную художественную технику (в преде­лах изученного). Конструироватьобъекты с уче­том технических и художественно-декоративных условий: определять особенности конструкции, подби­рать соответствующие материалы и инструменты; читать простейшую техническую документацию и вы­полнять по ней работу. Проектироватьизделия: созда­вать образ в соответствии с за­мыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструк­тивные формы и декоративно-ху­дожественные образы, материалы и виды конструкций; при необхо­димости корректировать конструк­цию и технологию ее изготовления. Планироватьпоследователь­ность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи; отбирать наиболее эффек­тивные способы решения конструкторско-технологических и декора­тивно-художественных задач в за­висимости от конкретных условий. Участвоватьв совместной твор­ческой деятельности при выполне­нии учебных практических работ и реализации несложных проектов: принятие идеи, поиск и отбор не­обходимой информации, создание и практическая реализация окон­чательного образа объекта, опре­деление своего места в общей де­ятельности. Осуществлять самоконтроль и корректировкухода работы и ко­нечного результата. Обобщать(структурировать и формулировать) то новое, что от­крыто и усвоено на уроке


ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наши рекомендации