X. Подведение итогов. Рефлексия
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 4
Тема: Предложение, слово (с. 6 – 7 )
Цели:
· Закреплять знания учащихся о номинативной роли слова;
· развивать речь детей;
· воспитывать бережное отношение к домашним животным.
Оборудование:учебное пособие, пословицы о книге, картинка с изображением воздушного шара.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Беседа о домашних животных (как человек о них заботится, какую пользу они приносят).
Дети рассматривают картинки в букваре, говорят, каких животных нет на этих страницах.
III. Игра «Доскажи слово»:
Встает на заре,
Поет во дворе,
На голове гребешок,
Кто же это?.. (Петушок.)
Чок, чок, пятачок,
Сзади розовый крючок.
Посреди бочонок.
Это ... (поросенок).
Очень я го-го-горжусь,
Что не утка я, а ... (гусь).
Мчится, выпучив глаза,
Наша старая ... (коза).
Пейте на здоровье
Молочко ... (коровье).
Мы щенка в воде и мыле
Два часа мочалкой ... (мыли).
Физкультминутка «Мышки»
IV. Составление предложений. Игра «Кто как голос подает?».
На доске — схема предложения из двух слов.
Называю второе слово в предложении, показывая его указкой на схеме. Дети, отгадав первое слово, произносят все предложение.
Учитель. Хрюкает.
Дети. Свинья хрюкает.
Учитель. Гогочет.
Дети. Гусь гогочет.
Слова для игры: мычит, ржет, блеет, лает, крякает, кукарекает, кудахчет.
V. Повторение: «чтение» по схемам в букваре предложений, состоящих из двух слов.
Поощряются различные варианты: Петух кукарекает (кричит, поет). Собака рычит (злится). Утки купаются (крякают, ныряют).
VI. Работа над предложением, состоящим из трех слов.
«Читается» предложение Лошадь жует сено, называется первое слово, второе, третье. Указанное учителем слово «записывается».
Составление предложений из трех слов по двум предметным картинкам: Корова дает молоко (слово дает «записывается» детьми). Gредлага. в этом предложении заменить первое слово (и картинку) другим, подходящим по смыслу (Коза дает молоко).
Физкультминутка
Дети имитируют движения: кошка выгибает спину; куры купаются в песке; петух стоит на одной ноге; кролики прыгают; козлята бодаются; жеребята резвятся; лошадь бьет копытом; индюк важно ходит по двору; бабушка доит корову.
VII. Введение понятия о вопросительном предложении.
На доске представлены две схемы:
?
.
Ученики догадываются, что в каждой из схем спряталось предложение из трех слов. Но не знают, что обозначает крючок над точкой в конце первого предложения. Разъясняю: это вопросительный знак; он ставится в конце предложения, в котором о чем-то спрашивается, и читать его надо с соответствующей интонацией.
VIII. Дидактическое упражнение «Кто?».
«Читаю» по схеме (дана сверху) вопрос-загадку. Ученики хором произносят слово-отгадку.
— Кто сторожит дом? — Собака.
— Кто возит грузы? — Лошадь.
— Кто несет яйца? — Курица.
— Кто дает молоко? — Корова.
— Кто дает шерсть? — Овца.
— Кто ловит мышей? — Кот.
— Кто будит людей? — Петух.
Упражнение усложняется. Предлагаю ответить на эти же вопросы индивидуально и не одним словом, а полным предложением (показывает соответствующую схему).
— Кто сторожит дом?
— Дом сторожит собака, — четко «читает» по указанной схеме вызванный к доске ученик.
— Кто возит грузы?
— Лошадь возит грузы, — «читает» по этой же схеме второй ученик (он употребил прямой порядок слов) и т. д.
Класс подтверждает правильность ответов, отмечая хлопком в ладоши каждое слово произнесенного предложения, и «ставит точку», кулачком правой руки ударяя по ладошке левой.
Черчу на доске схему длинного предложения
?
(Сколько слов в предложении? Какой знак стоит в конце? Что он нам подсказывает?) Затем читаю по схеме «хитрую» загадку:
Какое молоко даёт чёрная корова?
Из возможных ответов на ушко (вкусное, белое теплое, свежее, парное) выбирается правильный ответ — белое (корова любой масти дает белое молоко).
Вопрос несколько раз «прочитывается» по схеме хором после чего, заменив в схеме вопросительный знак на точку, прошу детей подготовиться к ответу на этот вопрос полным предложением.
Вызванный к доске (сильный) ученик отчетливо, с большими паузами между словами «читаю» по схеме предложение-ответ:
Чёрная || корова \\ даёт \\ белое || молоко.
(Другие ученики могут изменить порядок слов в предложении: Чёрная корова белое молоко даёт. Белое молоко даёт чёрная корова и др.).
Примечание. При анализе предложений (сначала с опорой на схемы, а впоследствии и без них) первоклассники вместе с учителем проговаривают предложение хором, отмечая каждое слово хлопком в ладоши; в конце предложения ставят точку — кулачком правой руки ударяют по левой ладошке, произнося слово точка. А чтобы выдержать паузы между словами, всякий раз прячут руки за спину. Следует как можно чаще использовать этот прием. Особенно эффективен он при анализе предложений, содержащих «маленькие» слова (союзы, предлоги, местоимения).
IX. Обобщение.
Предложения состоят из слов. Если в предложении о чем-то спрашивается, то в конце него ставится не точка, а вопросительный знак. Ответить на вопрос можно одним словом или полным предложением. Ответы надо хорошо обдумывать и произносить их громко, четко, чтобы всем было слышно.
X. Подведение итогов. Рефлексия
- Чему учились на уроке?