X. Подведение итогов. Рефлексия

УРОКИ ЧТЕНИЯ

Класс Дата проведения ________

Урок 4

Тема: Предложение, слово (с. 6 – 7 )

Цели:

· Закреплять знания учащихся о номинативной роли слова;

· развивать речь детей;

· воспитывать бережное отношение к домашним животным.

Оборудование:учебное пособие, пословицы о книге, картинка с изображением воздушного шара.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа о домашних животных (как человек о них заботит­ся, какую пользу они приносят).

Дети рассматривают картинки в букваре, говорят, каких животных нет на этих страницах.

III. Игра «Доскажи слово»:

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок,

Кто же это?.. (Петушок.)

Чок, чок, пятачок,

Сзади розовый крючок.

Посреди бочонок.

Это ... (поросенок).

Очень я го-го-горжусь,

Что не утка я, а ... (гусь).

Мчится, выпучив глаза,

Наша старая ... (коза).

Пейте на здоровье

Молочко ... (коровье).

Мы щенка в воде и мыле

Два часа мочалкой ... (мыли).

Физкультминутка «Мышки»

IV. Составление предложений. Игра «Кто как голос по­дает?».

На доске — схема предложения из двух слов.

Называю второе слово в предложении, показывая его указкой на схеме. Дети, отгадав первое слово, произносят все предло­жение.

Учитель. Хрюкает.

Дети. Свинья хрюкает.

Учитель. Гогочет.

Дети. Гусь гогочет.

Слова для игры: мычит, ржет, блеет, лает, крякает, кукарекает, кудахчет.

V. Повторение: «чтение» по схемам в букваре предложений, состоящих из двух слов.

Поощряются различные варианты: Петух кукарекает (кричит, поет). Собака рычит (злится). Утки купаются (крякают, ныряют).

VI. Работа над предложением, состоящим из трех слов.

«Читается» предложение Лошадь жует сено, называ­ется первое слово, второе, третье. Указанное учителем слово «записывается».

Составление предложений из трех слов по двум предмет­ным картинкам: Корова дает молоко (слово дает «запи­сывается» детьми). Gредлага. в этом предложении заменить первое слово (и картинку) другим, подходящим по смыслу (Коза дает молоко).

Физкультминутка

Дети имитируют движения: кошка выгибает спину; куры купаются в песке; петух стоит на одной ноге; кролики прыгают; козлята бодаются; жеребята резвят­ся; лошадь бьет копытом; индюк важно ходит по двору; ба­бушка доит корову.

VII. Введение понятия о вопросительном предложе­нии.

На доске представлены две схемы:

?

.

Ученики догадываются, что в каждой из схем спряталось предложение из трех слов. Но не знают, что обозначает крючок над точкой в конце первого предложения. Разъ­ясняю: это вопросительный знак; он ставится в конце пред­ложения, в котором о чем-то спрашивается, и читать его надо с соответствующей интонацией.

VIII. Дидактическое упражнение «Кто?».

«Читаю» по схеме (дана сверху) вопрос-загадку. Ученики хором произносят слово-отгадку.

— Кто сторожит дом? — Собака.

— Кто возит грузы? — Лошадь.

— Кто несет яйца? — Курица.

— Кто дает молоко? — Корова.

— Кто дает шерсть? — Овца.

— Кто ловит мышей? — Кот.

— Кто будит людей? — Петух.

Упражнение усложняется. Предлагаю ответить на эти же вопросы индивидуально и не одним словом, а пол­ным предложением (показывает соответствующую схему).

— Кто сторожит дом?

— Дом сторожит собака, — четко «читает» по указанной схеме вызванный к доске ученик.

— Кто возит грузы?

— Лошадь возит грузы, — «читает» по этой же схеме второй ученик (он употребил прямой порядок слов) и т. д.

Класс подтверждает правильность ответов, отмечая хлоп­ком в ладоши каждое слово произнесенного предложения, и «ставит точку», кулачком правой руки ударяя по ладошке ле­вой.

Черчу на доске схему длинного предложения

?

(Сколько слов в предложении? Какой знак стоит в конце? Что он нам подсказывает?) Затем читаю по схеме «хитрую» загадку:

Какое молоко даёт чёрная корова?

Из возможных ответов на ушко (вкусное, белое теплое, свежее, парное) выбирается правильный ответ — белое (корова любой масти дает белое молоко).

Вопрос несколько раз «прочитывается» по схеме хором после чего, заменив в схеме вопросительный знак на точку, прошу детей подготовиться к ответу на этот вопрос полным предложением.

Вызванный к доске (сильный) ученик отчетливо, с боль­шими паузами между словами «читаю» по схеме предложе­ние-ответ:

Чёрная || корова \\ даёт \\ белое || молоко.

(Другие ученики могут изменить порядок слов в предло­жении: Чёрная корова белое молоко даёт. Белое молоко даёт чёрная корова и др.).

Примечание. При анализе предложений (сначала с опорой на схемы, а впоследствии и без них) первоклассники вместе с учителем проговарива­ют предложение хором, отмечая каждое слово хлопком в ладоши; в конце предложения ставят точку — кулачком правой руки ударяют по левой ла­дошке, произнося слово точка. А чтобы выдержать паузы между словами, всякий раз прячут руки за спину. Следует как можно чаще использовать этот прием. Особенно эффективен он при анализе предложений, содержа­щих «маленькие» слова (союзы, предлоги, местоимения).

IX. Обобщение.

Предложения состоят из слов. Если в пред­ложении о чем-то спрашивается, то в конце него ставится не точка, а вопросительный знак. Ответить на вопрос можно од­ним словом или полным предложением. Ответы надо хорошо обдумывать и произносить их громко, четко, чтобы всем было слышно.

X. Подведение итогов. Рефлексия

- Чему учились на уроке?

Наши рекомендации