Оммуникационная безопасность.

Что это означает на практике? Один из многочисленных примеров — жесткий контроль группы техни­ческой поддержки за входящей информацией по электронным линиям связи с целью защиты от вирусов, за техническим состоянием оборудо­вания. Например, нельзя перевести деньги, если отсутствует элементар­ная связь или вышло из строя оборудование. А несвоевременная транс­акция денег влечет за собой штрафные санкции и даже потерю бизнеса.

Для сохранения собственных рыночных позиций, конкурентных преимуществ и делового имиджа руководители и специалисты лю­бой компании должны стремиться к построению системы защиты информации.

Действующее российское законодательство предоставляет право руководству предприятия или организации самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его информационной безопасности при установлении связей с общественностью. Так, администрация пред­приятия имеет право:

• устанавливать порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну;

• определять конкретный состав и общий объем конфиденциальной информации;

• разрабатывать основные элементы системы защиты информации.

Предприятия и организации, располагающие особо ценной инфор­мацией, относящейся к категории коммерческой или государственной тайны, должны предусмотреть возможные варианты ее защиты от несанкционированного использования при изменении профиля и функций компании, изменении формы собственности, ликвидации фирмы, а также в случае прекращения работ, связанных с использо­ванием такой информации.

Технические носители сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну, в перечисленных случаях могут быть сда­ны на ответственное хранение, уничтожены либо переданы право­преемникам предприятия или организации.

Защита государственной тайны

Отдельные предприятия и организации в процессе повседневно­го функционирования используют некоторые виды информации, от­носимые российским законодательством к категории государственной тайны. Руководство и специалисты таких предприятий и организаций должны учитывать данное обстоятельство при построении своей системы информационных взаимосвязей. Государство, в свою очередь, законодательно за­крепляет некоторые правила допуска предприятий и организаций к сведениям, составляющим государственную тайну.

В настоящее время законодательно регламентирован допуск предприятии и организаций к проведению работ, связанных с:

Ø использованием сведений, составляющих государственную тайну;

Ø созданием средств защиты информации;

Ø осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны.

Такой допуск осуществляется путем получения лицензий на ведение работ со сведениями соответствующей степени секретно

В ст. 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне определено, что лицензия выдается по результатам специальной экспертизы предприятий, учреждений и организаций и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений составляющих государственную тайну.

Условием выдачи лицензий является соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями следующих положений:

Ø выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;'

Ø наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных квалифицированных сотрудников для работы по защите информации;

В настоящее время достаточно актуальным является вопрос урегулирования взаимоотношений государства с различными предприятиями и организациями, неизбежно вступающими в информационные взаимосвязи с различными категориями общественности и в то же время использующими в своей деятельности сведения, относимые к государственной тайне.

В Российской Федерации законодательно регламентирована пе­редача сведений, составляющих государственную тайну, предприя­тиям, учреждениям, организациям или отдельным гражданам в связи с выполнением совместных и других работ.

Согласно ст. 17 Закона «О государственной тайне» такая пере­дача «осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого... находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для вы­полнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение раб с использованием сведений соответствующей степени секретное а у граждан — соответствующего допуска».

Если государство при размещении госзаказа на промышленном объекте считает необходимым засекретить какую-либо информацию то оно обязано за это платить предприятию. В подобной ситуации специальным договором определяется перечень сведений, сохраняемых в тайне, оговариваются расходы предприятия на обеспечение защиты и степень участия государства в этих расходах.

Защита бизнеса

К примеру, знаменитый случай с выпуском в свет очередного тома «Гарри Поттера» в Англии. Автор заранее объявила о дате продажи книги а «черный рынок» предложил покупателям издание практически на день раньше. В результате издательская фирма понесла убытки.

В рыночной экономике информация является товаром сама по себе и ее движение должно подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник и предприниматель имеет право на охрану своих информационных интересов, согласованных с инте­ресами других собственников, предпринимателей и общества в целом.

По оцен­кам специалистов, потеря всего лишь четверти информации, отно­симой к категории коммерческой тайны, обеспечивает значительные преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приво­дит к банкротству половины фирм, допустивших утечку конфиден­циальных сведений.

Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и за­щищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства и конкурентные преимущества.

В отличие от государственных и военных секретов коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия или орга­низации. Ее главное назначение - обеспечивать фирме экономичес­кие преимущества в конкурентной борьбе.

В соответствии с ГК РФ (часть первая, ст. 139, п. 1) информация •составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если ин­формация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свобод­ного доступа на законном основании и обладатель информации при­нимает меры к охране ее конфиденциальности.

Организация каналов информационного обмена при установле­нии связей с общественностью требует ранжирования передаваемых сведений по степени секретности и отнесения той или иной инфор­мации к категории коммерческой тайны. При этом руководители и специалисты компании должны учитывать два обстоятельства.

Во-первых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информа­цию невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах до половины валового национального продукта дают такие виды деятельности, как производство, распространение и переработка информации в различ­ных видах.

Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и подлежащих защите при установлении связей с об­щественностью, предполагает выделение в их общей совокупности научно-технической, производственной и финансовой информации.

В состав научно-технической информации, составляющей коммер­ческую тайну предприятия, входят:

» цели и характер проводимых исследовательских работ;

« содержание используемых патентов и лицензий;

« содержание применяемых рационализаторских предложений;

« планы внедрения новых технологи и, видов продукции и услуг;

« результаты анализа конкурентоспособности выпускаемой про­дукции и предоставляемых услуг.

В состав производственной информации, относимой к коммерчес­кой тайне предприятия, входят:

• способы производства и технология;

• методы и организация управления;

• система организации труда;

• объемы выпуска и планы реализации продукции;

• уровень складских запасов;

• планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;

• предполагаемое время выхода на рынок;

• планы рекламной деятельности;

• характер и условия заключенных контрактов;

• сведения о поставщиках, потребителях, посредниках и конку­
рентах, имеющиеся в распоряжении руководства компании.

В состав конфиденциальной финансовой информации входят:

» структура капиталов компании;

» механизм формирования цен на продукцию;

» размер прибыли и уровень себестоимости продукции;

» организация и размер оборота средств;

» состояние банковских и торговых операций;

» состояние расчетов с клиентами компании;

» фактическое состояние рынков сбыта;

« сведения об эффективности экспортно-импортных операций;

Экономические потери организации при утечке конфиденциальной информации

В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности при осуществлении информационных взаимосвязей с различными категориями общественности сводится к тому, что:

• снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентацию деятельности исследовательских подразделений;

• появляются или искусственно создаются конкурентами сложности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов нормальной производственной деятельности;

• ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключенных выгодных контрактов, возникают проблемы с выполнением договорных обязательств.

Следует подчеркнуть, что точный стоимостный расчет совок ной величины всех потерь достаточно сложен, трудоемок, а иногда невозможен из-за отсутствия достоверных исходных данных. Поэтому во многих случаях достаточной будет укрупненная экспег оценка потерь предприятия, обусловленных несоблюдением требований защиты информации при осуществлении связей с общественностью.

Полная или частичная компенсация перечисленных потерь щ) приятия требует, как правило, значительных дополнительных зат что снижает вероятность успеха в конкурентной борьбе и эффек ность производства в целом. Именно поэтому вопросам защиты: мерческой тайны в настоящее время уделяется все большее внима

Необходимо учитывать, что экономическая безопасность предприятия нарушается прежде всего в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя этом документацию (методики, чертежи, программы и др.), созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. Именно эта интеллектуальная продукция (знания и технологии) нередко составляет наиболее ценный кап» предприятия.

Проведение целевых акций

Проведение отдельных PR-акций или серии PR-акций с использованием информационных ресурсов - мощное орудие коммуникационного управления.

Вспомним «информационное наступление» американских СМИ перед вводом войск сил коалиции весной 2003 г. на территорию Ирака. Офици­альная цель заключалась в поиске и уничтожении вероятных ядерных тех­нологий на территории страны.

Антииракская кампания началась вскоре после событий 11 сентября 2001 г., и информационный поток был на­столько мощным, что, по оценкам различных рейтинговых агентств, более 50% населения США были уверены в наличии ядерного оружия у Садда­ма Хусейна, который и был назначен «главной мишенью» военных. Таким образом, президент США Дж. Буш заранее получил социальную поддерж­ку населения, а вслед за ней и одобрение сената США дополнительного бюджета на ведение военной кампании в Ираке.

Коммуникационная этичность и легитимность

Малые информа­ционные войны ведут в основном конкуренты. Но зрелищными они становятся, когда в схватку вступают власть и капитал или государст­венная промышленная структура и частный капитал, как, например, в лесном комплексе, нефтяном секторе РФ.

Следует отметить, что до 90% всей необходимой коммерческой информации о других субъектах рыночных отношений может быть получено легальными методами.

К легальным методам и источникам получения информации о конкурентах и партнерах по бизнесу можно отнести:

« экспонаты различных ярмарок, выставок, торговых показов, презентаций и т. п.;

« открытые публикации предприятия и его отдельных работ­ников;

« устные выступления работников предприятия на различных конференциях, семинарах и т. п.;

« объявления предприятий или организаций об имеющихся ва­кансиях и конкурсах на замещение должностей;

» данные товарных и фондовых бирж и др.

В конкурентной борьбе компаний промышленно развитых стран нередко используется и такой легальный метод получения информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления автомобильной компании Форда: в специальных лабораториях производится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.

Применение «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран и международными соглашениями, многих случаях устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения на использование этого метода. Например, изделий предназначенные для исследования с помощью данного метод должны быть приобретены на общих условиях в местах их продаж и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком.

Наши рекомендации