Оммуникационная безопасность.
Что это означает на практике? Один из многочисленных примеров — жесткий контроль группы технической поддержки за входящей информацией по электронным линиям связи с целью защиты от вирусов, за техническим состоянием оборудования. Например, нельзя перевести деньги, если отсутствует элементарная связь или вышло из строя оборудование. А несвоевременная трансакция денег влечет за собой штрафные санкции и даже потерю бизнеса.
Для сохранения собственных рыночных позиций, конкурентных преимуществ и делового имиджа руководители и специалисты любой компании должны стремиться к построению системы защиты информации.
Действующее российское законодательство предоставляет право руководству предприятия или организации самостоятельно решать многие вопросы обеспечения его информационной безопасности при установлении связей с общественностью. Так, администрация предприятия имеет право:
• устанавливать порядок определения сведений, составляющих коммерческую тайну;
• определять конкретный состав и общий объем конфиденциальной информации;
• разрабатывать основные элементы системы защиты информации.
Предприятия и организации, располагающие особо ценной информацией, относящейся к категории коммерческой или государственной тайны, должны предусмотреть возможные варианты ее защиты от несанкционированного использования при изменении профиля и функций компании, изменении формы собственности, ликвидации фирмы, а также в случае прекращения работ, связанных с использованием такой информации.
Технические носители сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну, в перечисленных случаях могут быть сданы на ответственное хранение, уничтожены либо переданы правопреемникам предприятия или организации.
Защита государственной тайны
Отдельные предприятия и организации в процессе повседневного функционирования используют некоторые виды информации, относимые российским законодательством к категории государственной тайны. Руководство и специалисты таких предприятий и организаций должны учитывать данное обстоятельство при построении своей системы информационных взаимосвязей. Государство, в свою очередь, законодательно закрепляет некоторые правила допуска предприятий и организаций к сведениям, составляющим государственную тайну.
В настоящее время законодательно регламентирован допуск предприятии и организаций к проведению работ, связанных с:
Ø использованием сведений, составляющих государственную тайну;
Ø созданием средств защиты информации;
Ø осуществлением мероприятий и оказанием услуг по защите государственной тайны.
Такой допуск осуществляется путем получения лицензий на ведение работ со сведениями соответствующей степени секретно
В ст. 27 Закона Российской Федерации «О государственной тайне определено, что лицензия выдается по результатам специальной экспертизы предприятий, учреждений и организаций и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений составляющих государственную тайну.
Условием выдачи лицензий является соблюдение предприятиями, учреждениями и организациями следующих положений:
Ø выполнение требований нормативных документов по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну;'
Ø наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных квалифицированных сотрудников для работы по защите информации;
В настоящее время достаточно актуальным является вопрос урегулирования взаимоотношений государства с различными предприятиями и организациями, неизбежно вступающими в информационные взаимосвязи с различными категориями общественности и в то же время использующими в своей деятельности сведения, относимые к государственной тайне.
В Российской Федерации законодательно регламентирована передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или отдельным гражданам в связи с выполнением совместных и других работ.
Согласно ст. 17 Закона «О государственной тайне» такая передача «осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого... находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение раб с использованием сведений соответствующей степени секретное а у граждан — соответствующего допуска».
Если государство при размещении госзаказа на промышленном объекте считает необходимым засекретить какую-либо информацию то оно обязано за это платить предприятию. В подобной ситуации специальным договором определяется перечень сведений, сохраняемых в тайне, оговариваются расходы предприятия на обеспечение защиты и степень участия государства в этих расходах.
Защита бизнеса
К примеру, знаменитый случай с выпуском в свет очередного тома «Гарри Поттера» в Англии. Автор заранее объявила о дате продажи книги а «черный рынок» предложил покупателям издание практически на день раньше. В результате издательская фирма понесла убытки.
В рыночной экономике информация является товаром сама по себе и ее движение должно подчиняться законам товарно-денежных отношений. Каждый собственник и предприниматель имеет право на охрану своих информационных интересов, согласованных с интересами других собственников, предпринимателей и общества в целом.
По оценкам специалистов, потеря всего лишь четверти информации, относимой к категории коммерческой тайны, обеспечивает значительные преимущества конкурентам и в течение нескольких месяцев приводит к банкротству половины фирм, допустивших утечку конфиденциальных сведений.
Каждый собственник имеет право охранять свои интересы и защищать необходимую информацию, получая при этом определенную свободу предпринимательства и конкурентные преимущества.
В отличие от государственных и военных секретов коммерческая тайна является собственностью конкретного предприятия или организации. Ее главное назначение - обеспечивать фирме экономические преимущества в конкурентной борьбе.
В соответствии с ГК РФ (часть первая, ст. 139, п. 1) информация •составляет служебную или коммерческую тайну в случае, если информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.
Организация каналов информационного обмена при установлении связей с общественностью требует ранжирования передаваемых сведений по степени секретности и отнесения той или иной информации к категории коммерческой тайны. При этом руководители и специалисты компании должны учитывать два обстоятельства.
Во-первых, в условиях рынка чрезмерно засекречивать информацию невыгодно с экономической точки зрения. Информация все чаще выступает как рыночный товар, имеющий определенную цену и спрос. В отдельных промышленно развитых странах до половины валового национального продукта дают такие виды деятельности, как производство, распространение и переработка информации в различных видах.
Классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия и подлежащих защите при установлении связей с общественностью, предполагает выделение в их общей совокупности научно-технической, производственной и финансовой информации.
В состав научно-технической информации, составляющей коммерческую тайну предприятия, входят:
» цели и характер проводимых исследовательских работ;
« содержание используемых патентов и лицензий;
« содержание применяемых рационализаторских предложений;
« планы внедрения новых технологи и, видов продукции и услуг;
« результаты анализа конкурентоспособности выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
В состав производственной информации, относимой к коммерческой тайне предприятия, входят:
• способы производства и технология;
• методы и организация управления;
• система организации труда;
• объемы выпуска и планы реализации продукции;
• уровень складских запасов;
• планы инвестиций в новое строительство и реконструкцию производства;
• предполагаемое время выхода на рынок;
• планы рекламной деятельности;
• характер и условия заключенных контрактов;
• сведения о поставщиках, потребителях, посредниках и конку
рентах, имеющиеся в распоряжении руководства компании.
В состав конфиденциальной финансовой информации входят:
» структура капиталов компании;
» механизм формирования цен на продукцию;
» размер прибыли и уровень себестоимости продукции;
» организация и размер оборота средств;
» состояние банковских и торговых операций;
» состояние расчетов с клиентами компании;
» фактическое состояние рынков сбыта;
« сведения об эффективности экспортно-импортных операций;
Экономические потери организации при утечке конфиденциальной информации
В наиболее общем виде потери предприятия от несоблюдения условий конфиденциальности при осуществлении информационных взаимосвязей с различными категориями общественности сводится к тому, что:
• снижаются возможности продажи лицензий на собственные научные разработки, теряется приоритет в освоенных областях научно-технического прогресса, растут затраты на переориентацию деятельности исследовательских подразделений;
• появляются или искусственно создаются конкурентами сложности в закупках сырья, технологии, оборудования и других компонентов нормальной производственной деятельности;
• ограничивается сотрудничество предприятия с деловыми партнерами, снижается вероятность заключенных выгодных контрактов, возникают проблемы с выполнением договорных обязательств.
Следует подчеркнуть, что точный стоимостный расчет совок ной величины всех потерь достаточно сложен, трудоемок, а иногда невозможен из-за отсутствия достоверных исходных данных. Поэтому во многих случаях достаточной будет укрупненная экспег оценка потерь предприятия, обусловленных несоблюдением требований защиты информации при осуществлении связей с общественностью.
Полная или частичная компенсация перечисленных потерь щ) приятия требует, как правило, значительных дополнительных зат что снижает вероятность успеха в конкурентной борьбе и эффек ность производства в целом. Именно поэтому вопросам защиты: мерческой тайны в настоящее время уделяется все большее внима
Необходимо учитывать, что экономическая безопасность предприятия нарушается прежде всего в том случае, когда его сотрудники подрабатывают по совместительству в других местах, используя этом документацию (методики, чертежи, программы и др.), созданную на основном предприятии, но юридически не закрепленную в его собственности. Именно эта интеллектуальная продукция (знания и технологии) нередко составляет наиболее ценный кап» предприятия.
Проведение целевых акций
Проведение отдельных PR-акций или серии PR-акций с использованием информационных ресурсов - мощное орудие коммуникационного управления.
Вспомним «информационное наступление» американских СМИ перед вводом войск сил коалиции весной 2003 г. на территорию Ирака. Официальная цель заключалась в поиске и уничтожении вероятных ядерных технологий на территории страны.
Антииракская кампания началась вскоре после событий 11 сентября 2001 г., и информационный поток был настолько мощным, что, по оценкам различных рейтинговых агентств, более 50% населения США были уверены в наличии ядерного оружия у Саддама Хусейна, который и был назначен «главной мишенью» военных. Таким образом, президент США Дж. Буш заранее получил социальную поддержку населения, а вслед за ней и одобрение сената США дополнительного бюджета на ведение военной кампании в Ираке.
Коммуникационная этичность и легитимность
Малые информационные войны ведут в основном конкуренты. Но зрелищными они становятся, когда в схватку вступают власть и капитал или государственная промышленная структура и частный капитал, как, например, в лесном комплексе, нефтяном секторе РФ.
Следует отметить, что до 90% всей необходимой коммерческой информации о других субъектах рыночных отношений может быть получено легальными методами.
К легальным методам и источникам получения информации о конкурентах и партнерах по бизнесу можно отнести:
« экспонаты различных ярмарок, выставок, торговых показов, презентаций и т. п.;
« открытые публикации предприятия и его отдельных работников;
« устные выступления работников предприятия на различных конференциях, семинарах и т. п.;
« объявления предприятий или организаций об имеющихся вакансиях и конкурсах на замещение должностей;
» данные товарных и фондовых бирж и др.
В конкурентной борьбе компаний промышленно развитых стран нередко используется и такой легальный метод получения информации, как «обратный инжиниринг», известный еще со времен становления автомобильной компании Форда: в специальных лабораториях производится разборка продукции конкурентов для определения возможных новшеств и секретов технологии изготовления.
Применение «обратного инжиниринга» регулируется законодательством отдельных стран и международными соглашениями, многих случаях устанавливаются некоторые вполне оправданные ограничения на использование этого метода. Например, изделий предназначенные для исследования с помощью данного метод должны быть приобретены на общих условиях в местах их продаж и распространения. Во многих случаях запрещается воспроизводить ту продукцию, которая защищена каким-либо товарным знаком.