КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Е.А. БУКЕТОВА. КАФЕДРА методики и практики русского языка и литературы им

КАФЕДРА методики и практики русского языка и литературы им. Г.А. Мейрамова

ДИСЦИПЛИНА Русский язык

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 7

Ускорители научного прогресса.

«Наука начинается там, где начинают измерять», - говорил Д. И. Менделеев.

У познания и науки свой инструментарий. Не всем дано на кончике пера сделать гениальное открытие, как это сделали А.Эйнштейн или Н.Бор. Не каждому достаточно для того, чтобы сделать фундаментальные выводы, понаблюдать за падающим яблоком, как это, судя по историческому анекдоту, случилось с И.Ньютоном.

Развитию измерительной техники отдали свои силы и талант многие ученые и инженеры прошлого. Среди первых из них надо назвать изобретателя радиосвязи А.С. Попова. А как не отметить заслуги академика В.В. Петрова? Исследуя свойства электричества и не имея измерительных приборов, он вынужден был для повышения чувствительности кончиков пальцев срезать с них кожу и, пропуская через себя ток, судить о его силе по интенсивности болевых ощущений.

Ученым для работы необходимы приборы. С их помощью можно рассмотреть то, что скрыто от наших глаз. Невооруженным глазом человек многого не видит. Но вооруженный глаз в ХХ1 веке – это микроскопы, телескопы, хроматографы, масс-спектрометры с различной разрешающей способностью, приборы для создания высоких и сверхвысоких температур и давлений и глубокого вакуума. Многие приборы очень сложны. Так, у Серпуховского ускорителя энергия заряженных частиц достигает 76 миллиардов

электрон-вольт, а масса только одного магнита этого научного «прибора» равна 20 тысячам тонн, длина же тоннеля, где помещен магнит, примерно 1,5 километра.

Интенсивное развитие приборостроения способствует резкому сокращению сроков внедрения научных достижений в промышленность. В свою очередь, высокие темпы развития техники оказывают стимулирующее действие на развитие науки.

1. Прочитайте текст. При чтении текста соблюдайте правильное интонирование в соответствии со стилем речи.

2. Определите микротемы в тексте. Назовите их.

3. Выпишите из второго абзаца словосочетания со связью «примыкание».

4. Какими частями речи выражены главные и зависимые слова в этих словосочетаниях?

5. Найдите профессиональные слова.

6. Объясните лексическое значение следующих слов: инструментарий, анекдот, интенсивность, вакуум, стимулирующий.

7. Укажите синтаксические особенности научного стиля речи текста

8. Назовите жанр этого текста.

9. Приведите примеры влияния высоких темпов развития техники на прогресс науки (в области химии).

Зав. кафедрой Ж.Т. Балмагамбетова

Утверждено на заседании кафедры. Протокол №4 от 24.11.2016

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.Е.А. БУКЕТОВА

КАФЕДРА методики и практики русского языка и литературы им. Г.А. Мейрамова

ДИСЦИПЛИНА Русский язык

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 5

Из всех известных в природе химических элементов около 70 являются металлами.

Металлы содержатся в ядре Земли и в земной коре, в воде рек и озер, океанов, в организмах животных и растений. В земной коре преобладают легкие металлы: алюминий, кальций, магний, калий, натрий. На больших глубинах Земли количество металлов возрастает: здесь содержатся главным образом железо, кобальт, никель, титан, платина. Ядро Земли, по современным предположениям, составляют железо и никель с небольшой примесью кобальта, хрома и неметаллов – фосфора, углерода и серы.

Огромное большинство металлов находится в природе в виде соединений с другими элементами. Только немногие металлы встречаются в свободном состоянии, и тогда они называются самородными. Например, золото и платина встречаются исключительно в самородном состоянии, а серебро и медь – отчасти; иногда попадаются также самородные ртуть и некоторые другие металлы.

Добывание золота и платины производится или посредством механического отделения их от той породы, в которой они заключены, например, промывкой водой; или путем извлечения их из породы различными реагентами с последующим выделением из раствора. Все же остальные металлы добываются химической переработкой их природных соединений.

Металлы обладают рядом общих свойств. К общим физическим свойствам металлов относятся их высокая электропроводность, высокая теплопроводность, пластичность, то есть способность подвергаться деформации при обычных и при повышенных температурах, не разрушаясь. Пластичность металлов имеет большое практическое значение.

1. Прочитайте текст.

2. Определите коммуникативную задачу текста.

3. Озаглавьте текст.

4. Выпишите конструкции со значением «содержание предмета», «нахождение предмета», «получение предмета», «обладание предмета свойствами» и т.д.

5. Найдите сложные слова. Разберите их по составу.

6. Выпишите словарные слова и объясните их значение.

7. Допишите концовку к тексту.

8. Перескажите текст.

Зав. кафедрой Ж.Т. Балмагамбетова

Утверждено на заседании кафедры. Протокол №4 от 24.11.2016

Наши рекомендации