Viii. работа по букварю (с. 19)
УРОКИ ЧТЕНИЯ
Класс Дата проведения ________
Урок 11.
Тема: Мягкие согласные звуки. Слияние мягкого согласного звука с гласным (с. 19)
Цели:
- ознакомить с понятием «мягкий согласный звук», формировать умение различать твёрдые и мягкие согласные звуки;
- развивать речь детей;
- воспитывать дисциплинированность, коллективизм.
Оборудование:учебное пособие, схемы слов, звуковые схемы, картинка с изображением кошки и котёнка, мяч.
Ход урока
I. Организационный момент (приветствие ребят)
Прозвенел и смолк звонок,
Значит, начался урок.
Все за парты дружно сели,
Друг на дружку посмотрели…
Подготовка и организация рабочего места.
II. Повторение.
- Из чего состоит речь? (Из предложений.)
- А предложение? (Из слов.)
- Придумайте предложение из трех слов.
- Составьте его схему.
- Из чего состоят слова? (Из слогов, а односложные слова — из звуков.) Я начну, а вы продолжайте: [о], [э], [у] ... ([и], [ы], [а]); [н], [ф], [ч] ... ([м], [р], [л]...).
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
- Я скажу, а вы дополните: ты, хо, ба ... (мы, на, ко ...); уф, ай, им ... (ах, ум, он).
- Я молчу, а вы говорите. Показываю модели звуков, слогов СГ и ГС, а дети их «озвучивают».
Физкультминутка «Паровоз»
III. Введение понятий «твердый согласный звук» и «мягкий согласный звук».
Сравниваются пары слов: мел — мель, брат — брать, жар — жарь, вес — весь. Ученики убеждаются, что эти слова похожи по звучанию, но разные по смыслу.
- В чем тут дело? Повторно произношу пары слов, интонационно подчеркивая последние звуки, тем самым обращаю внимание детей на словоразличительную функцию этих звуков и их артикуляцию. Затем опускаю звуки из слов и произношу изолированно: [л] — [л'], [т] — [т'], [р] — [р'], [с] — [с']. Ребята говорят, что звуки в парах похожи, но один из них произносится грубо, а другой — ласково, нежно.
Вводятся понятия «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук». Ученики догадываются, что синими квадратиками обозначены твердые согласные.
Проблема: каким цветом обозначаются мягкие согласные (обозначаются квадратиками зеленого цвета).
IV. Игра «Обозначь последний звук».
Чётко произношу слова, голосом выделяя последний звук: филин, олень, глухарь, зубр, орел, журавль, лис, лось.
Ребята поднимают соответствующие квадратики, говорят хором: «Мягкий согласный звук» или «Твердый согласный звук».
V. Пары согласных звуков по твердости и мягкости.
Сообщаю детям, что в русском языке большая часть согласных звуков образуют пары — мягкий—твердый: [м] — [м'], [п] — [п'], [в] — [в']... (перечисляются все пары).Мягкие согласные [ч'], [щ´], [й'] не имеют твердой пары, твердые согласные [ж], [ш], [ц] не имеют мягкой пары.
VI. Игра «Твердо — мягко».
Дети встают из-за парт, называю твердый согласный звук, например [н], и бросаю мяч одному из детей. Тот, поймав мяч, говорит [н'] и бросает его назад и т. д. Через минуту называю мягкие согласные, а дети — твердые.
В ходе игры первоклассники убеждаются, что произносить согласные звуки коротко (изолированно) достаточно трудно (надо напрячься). Иногда вместо «громкого» звука ( выговаривается похожий на него «тихий», плохо слышимый звук: зь(сь), д(т).
- Поясняю, что в живой речи согласные звуки не употребляются без гласных. Они либо сливаются с гласными, и тогда их хорошо слышно (за, мы), либо опираются на них, встав «за спиной» (ус, ам), либо присоединяются к гласным любыми другими способами (спорт). Но уютнее всего чувствует себя согласный в слиянии с гласным. Ло-о-о: [л плывет на гласном, как на облачке. Ры-ы-ы: [р] катится на гласном, как на роликах.
VII. Слияние мягкого согласного с гласным.
Для слуховых наблюдений использую слоги-слияния ла-ла-ла и ля-ля-ля (так поем песенку), ха-ха-ха и хи-хи-хи (так хохочем), би-би-би (так гудит машина). В слияниях ля, хи, би согласные звуки [л'], [х']( [б'] произносятся мягко. Это слияния мягких согласных с гласными. Hа схемах они обозначаются зелено-красными карточками.
Физкультминутка «Мышки»
VIII. Работа по букварю (с. 19)
1. Чтение «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака.
2. Дети «помогают» — договаривают слова в рифму.
Пела ночью мышка в норке:
— Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной ... (корки)
И огарочек ... (свечи).
... — И-го-го! — поет лошадка. —
Спи, мышонок, сладко — ... (сладко),
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе ... (мешок) и т. д.