VIII. Рефлексия Тестовая работа

1. Лексическое значение слов разъясняется:

1) в орфографических словарях

2) во фразеологических словарях

3) в толковых словарях

4) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:

1) сложным 3) многозначным

2) однозначным 4) простым

3. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.

1) рысь, кисть, щенок

2) ручка, ёрш, кастрюля

3) корень, ключ, кнопка

4) лампа, компьютер, ножницы

4. Определите, что означает предложение. Мама светится от счастья.

1) в помещении стало светло

2) мама хорошо освещена

3) мама радуется

4) мама освещает комнату

5. Выделенное слово употреблено в переносном значении в словосочетании:

1) горячийпесок 3) горячее сердце

2) крутойсклон 4) золотыечасы (Коллективная проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

— Какие слова называются многозначными?

— Что значит «прямое и переносное значения слов»?

— Что такое устаревшие слова?

— Какие слова называются заимствованными?

Домашнее задание

Упр. 64 (с. 45), 68 (с. 46).

_____________________

Тема: Синонимы, антонимы, омонимы

Цели:актуализировать знания о синонимах, антонимах, омонимах; развивать умения подбирать к словам синонимы и антонимы, объяснять значение слов-омонимов.

Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Упр. 64 (с. 45). (Чтение слов группами по цепочке, объяснение их написания)

Упр. 68 (с. 46). (Чтение и анализ творческих работ.)

III. Актуализация знаний

— Узнайте слова по их лексическому значению. Подчеркните непроверяемые безударные гласные.

1) Участок земли со стоячей водой. (Болото.)

2) День, следующий за сегодняшним. (Завтра.)

3) Приветствие при встрече. (Привет.)

4) Совместно, сообща. (Вместе.)

5) В какой-то момент, в этом месте. (Здесь.)

6) Спустя некоторое время. (Потом.)

7) Время еды, обычно в середине дня. (Обед.)

— Выполните звуко-буквенный разбор слова завтра.(Один ученик работает у доски. Коллективная проверка)

— Назовите непроверяемую орфограмму в этом слове. (непроверяемый парный согласный.)

IV. Самоопределение к деятельности

- Послушайте стихотворение Б. Бобылёвой.

Гиппопотама бегемот

Однажды повстречал:

— Вы кто? - спросил.

— Я бегемот, —

Гиппопотам сказал.

Тут возмутился бегемот:

— Кто ж я тогда такой?!

— А вы, — ему ответил тот, —

Гиппопотам простой.

Гиппопотаму бегемот

Сказал: «Вы просто лжец!»

С гиппопотамом бегемот

Рассорился вконец.

Они уже который год

И здесь шумят, и там —

Всё не решат:

Кто бегемот,

А кто гиппопотам.

- Как вы думаете, что привело к ссоре этих двух персонажей? (Они говорили об одном и том же слове, но не поняли друг друга.)

- Был ли смысл им ссориться и почему? (Нет, потому что слова гиппопотами бегемот— синонимы.)

- Отгадайте загадку.

Бывает он в холод,

Бывает он в зной,

Бывает он добрый,

Бывает он злой.

В открытые окна

Нежданно влетит,

То что-то прошепчет,

То вдруг загудит,

Притихнет, умчится,

Примчится опять,

То вздумает по морю

Волны гонять... (Ветер.)

Н. Найдёнова

— Назовите слова, противоположные по значению. (Холод — зной, добрый — злой, загудит — притихнет.)

— Как называются слова, противоположные по значению? (Антонимы.)

- Отгадайте следующую загадку.

Из меня берут порою

Реки свой исток,

А в руках твоих открою

Я любой замок. (Ключ.)

— Какую особенность слова ключ раскрывает загадка? (Оно имеет два значения.)

- Есть ли между этими значениями что-то общее? (Нет.)

- Как называются слова, которые произносятся одинаково, но имеют абсолютно разные значения? (Омонимы.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить понятия сино­нимы, антонимы, омонимы,научиться распознавать такие слова и употреблять их в речи, подбирать к словами синонимы и антонимы.)

V. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Упр.69 (с. 47). (Работа в парах. Коллективная проверка.)

— Какие слова-синонимы вы подобрали? (Алфавит, азбука.)

— Какие слова-антонимы вы нашли? (Большие — маленькие, белый — чёрный.)

— Какие слова-омонимы вы заметили? (Лисички (звери) - ли­сички (грибы), норка (зверь) — норка (жилище).)

— Прочитайте предложения, которые вы составили.

Упр.70 (с. 47). (Коллективная работа со схемой по вопросам и заданиям учебника.)

Беседа

— Для чего в языке нужны слова, близкие по лексическому значению? (Ответы детей.) Главное достоинство синонимов - способность обозначать небольшие различия, а это значит, что синонимы позволяют бо­лее точно, более ярко выразить мысль. Например, слово Отчизна звучит более торжественно, чем Родина. А слово друг означает че­ловека, близкого по духу, на которого можно положиться, тогда как словом приятель мы называем того, с кем сложились хорошие, но не очень близкие отношения.

— Чем отличаются по оттенку значения слова силач и Гер­кулес? (Силачом называют сильного человека, а Геркулесом можно назвать самого сильного, чемпиона.) Разные виды синонимов используются в официальной, воз­вышенной речи или, наоборот, в просторечии, в непринуждённой обстановке: очи — зенки, мальчик — пацан, прибыть — приехать.

Работа по учебнику

— Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!» на с. 48.

- Подберите антонимы к словам зло, злиться, злой. (Добро, успокаиваться, добрый.)

VI. физкультминутка

Наши рекомендации